Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф. де Ларошфуко (1613 – 1680) «Максимы»



Этот знатный дворянин может по праву считаться мэтром современной литературы. Франсуа VI, герцог де Ларошфуко, принц де Марсийяк, повзрослел очень рано, поскольку в пятнадцать лет женился, в шестнадцать участвовал в войне и тогда же дебютировал при дворе и в Отеле Рамбуйе. Во времена регентства он выступает против Ришелье, затем входит во Фронду. Разочаровавшись в своих надеждах, он в 1652 г. удаляется в свое поместье и пишет «Мемуары», которые выйдут в свет в 1662 г. В 1665 г. он возобновляет светскую жизнь в салонах и публикует свои «Размышления, или Моральные изречения и максимы». Это превосходно принятое произведение будет неоднократно публиковаться вплоть до посмертного издания 1693 г. Последние годы жизни Ларошфуко были омрачены болезнью и беспомощным состоянием.

Все подготовило Ларошфуко к тому, чтобы он стал суровым моралистом Великого века: светский опыт, социальные и политические иллюзии, безжалостная трезвость мысли, а кроме того, аристократически высокомерный ум склоняли его к назидательной демонстрации. Тон разочарованного пессимиста задается эпиграфом: «Наши добродетели чаще всего являются замаскированными пороками». В произведении содержится ряд блистательных афоризмов, основанных на парадоксе, иронии, обобщении, метафоре. Человек описывается безо всяких иллюзий, что обучает читателя смирению.

Ларошфуко упрекали в вечном пессимизме, категорическом лаконизме, забывая, что максима является светским жанром, предназначенным развлекать, удивлять, провоцировать, свидетельством чему являются несколько примеров.

Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа. (15)

Ум всегда в дураках у сердца.(102).

Уклонение от похвалы – это просьба повторить ее (149).

Лицемерие – это дань уважения, которую порок платит добродетели (218)

Смирение – это угодный богу алтарь для наших жертвоприношений (537)

В книге Ф. де Ларошфуко «Максимы» легко угадывается позиция человека, разочарованного в жизни и скептически настроенного. По его мнению, в основе большинства поступков людей лежат два качества: себялюбие и своекорыстие. К этому он добавляет жажду славы, боязнь позора, погоню за богатством, желание устроить жизнь легко и приятно, стремление унизить других. Ларошфуко полагает, что общество строится на двуличии. Пороки, по его мнению, входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств. Но в человеке содержится противоядие, способное ослаблять действие порока, противоядие это — благоразумие. Писатель призывает: «Нужно от всей души прощать приятелям их недостатки, если они заложены самой природой и невелики в сравнении с достоинствами. Нам не только не следует судить эти изъяны, но и замечать их. Попытаемся вести себя так, чтобы люди сами увидели свои дурные качества и, исправившись, считали это своей собственной заслугой».

В рассуждениях Ларошфуко можно проследить возрастную периодизацию в нравственном развитии человека. Дети милы, потому что ни в чем не отступают от своей природы, ибо другого поведения и другой манеры держаться они еще не знают. Детское подражание взрослым ведет к развитию неуверенности и фальши. По отроческим склонностям можно судить, в чем заключаются слабости человека и что приведет к падению его тело и душу. Но воспитание молодых людей обычно сводится только к поощрению их врожденного себялюбия. Искусства и науки, приобретенные качества украшают всех людей, но они «должны гармонировать с нашими собственными, лишь в этом случае они будут непременно развиваться и совершенствоваться».

3) Блез Паскаль (1623 – 1662)

Изобретатель счетной машины, наручных часов, гидравлического пресса, омнибуса не был литератором. Паскаль, которого Шатобриан назовет «ужасным гением», является прежде всего ученым, сформировавшимся удивительно рано и отличавшимся незаурядным умом, необыкновенной любознательностью. Именно научные пристрастия и дарования пробудили у него интерес к богословским вопросам (он пытался примирить чудо веры и опыт разума) и заставили посвятить себя литературе.

«Литературная часть» творчества Паскаля мала, к тому же она зачастую незакончена или уничтожена. За исключением научных произведений, большая часть оставшихся фрагментов опубликована посмертно: различные письма (Кристине Шведской, например), рассуждения (о «Любовных страстях», «Обращении грешника», «Раскаянии», «Полезном опыте болезней», трактаты, например «Дух геометрии»). Так же обстоит дело и с наброском «Апологии христианской религии», которая впоследствии получит название «Мысли».

«Мысли» (1670)

После безвременной смерти Паскаля его близкие обнаружили девятьсот пятьдесят восемь фрагментов, записанных на больших листах и собранных в двадцать семь пачек. Сначала были изданы две копии, затем, в 1670 г., в Пор-Рояле материалы были подвергнуты цензурной обработке и опубликованы. В 1711 г. племянник писателя, аббат Луи Перье, наклеил оригинальные фрагменты на картон и переплел их в книгу. Этот «Изначальный сборник» послужил исходным образцом для будущих издателей. Бруншвиг (1904) расположил фрагменты по собственному разумению, Николя Шевалье (французский гравёр и археолог) и особенно Лафюма (1948) предпочли изначальный порядок в расположении четырехсот фрагментов, разделенных на двадцать семь частей, и попытались классифицировать пятьсот двадцать дополнительных фрагментов.

Паскаль хотел, чтобы его «Апология» развивалась в той последовательности, которая была определена двадцатью семью пачками заметок. После вступления, рассказывающего о замысле произведения («Порядок»), они делятся на две большие части: описание человека без Бога – одновременно антропологический и богословский анализ (2 - 10, «Тщеславие», «Страдание», «Скука», «Смысл действий», «Величие», «Развлечение» и т. д.). Затем в середине («В. П. Р.» - в Пор-Рояль, 11) происходит переход к собственно апологической части, доказывающей необходимость религии, превосходство христианской модели, истинность и прочность ее основ («Начало», «Ложность других религий», «Сделать религию приятной», «Раввинат» и т. д.,12–25). И, наконец, заключение (26-27) прославляет счастье обращенного, который согласится принять Бога и любить его.

Сила риторики. Чтобы обратить неверующего, нужно обладать способностью к убеждению. Благодаря сочетанию геометрического склада ума (языка разума) и проницательности (голос чувств) можно понять и объяснить мир: «Проницательность является частью здравого смысла, геометрия – частью разума». Другие «мысли» основаны на красноречии и искусстве диалектики, ресурсы которых умело использует сам Паскаль.

Обманчивые силы. В своих поисках истины человек вводится в заблуждение силами, которые Паскаль объединяет под названием «воображение» а также «тщеславие». Таковы самолюбие, обычаи, мнение и т. п. Пользуясь выводами Монтеня, апологет становится психологом и социологом, чтобы описать вред воображения. «господина заблуждений и ошибок».

Двойственное существо. Человек разрывается между противоречивыми устремлениями. Он одолеваем своей слабостью и спасается благодаря своему разуму: «Человек – лишь тростник, но тростник мыслящий». Узник собственных тревог, он предпочитает «развлекаться», чтобы забыть свое состояние. Сомневающийся во всем, он безропотно покоряется беззаконию, считая его правосудием: «Доброе правосудие подобно пограничной реке: правда находится по одну сторону Пиренеев, ложь – по другую».

Нищета метафизики. В своем неограниченном тщеславии человек полагает себя центром вселенной, в то время как является ее малой составляющей: «Ничто по отношению к бесконечности; все по отношению к ничто, середина между ничем и всем». Подобная трагическая ситуация должна побудить его смиренно покориться и согласиться признать существование Бога.

Тайна Бога. Чтобы исполнить свое предназначение, «Апология» должна привести доказательства существования Бога и превосходства христианской религии. Изучение пророчеств, возвещенных Евангелием, пример Иисуса Христа, мессии и искупителя, позволяют преодолеть мрак невежества и найти «скрытого Бога»: «Довольно света, чтобы озарить избранных, и довольно тьмы, чтобы их усмирить». Деление мира на три «ордена» позволяет решить человеческие противоречия и понять божественное послание. Над орденом плоти (сфера материи и насилия) доминирует орден разума (мысль и наука) и орден милосердия (блаженство и любовь).

«Мысли» - книга, не поддающаяся никакой классификации, книга уникальная и незавершенная. Это свод размышлений и аргументов, способных внушить читателю достаточно страха, чтобы тот принял учение католицизма. Здесь перечислены также качества «порядочного человека» того времени, которые воплощены в самом Паскале: тонкое изящество художника (примером чему является стиль) сочетается в нем с морализаторством (его афоризмы отпечатываются в памяти) и пылкой верой (оказывающей влияние на других).

Блез Паскаль демонстрирует удивительную психологическую проницательность в суждениях о человеке. Прежде всего, он отмечает двойственную природу человека, который хочет быть великим, совершенным и счастливым, но находит себя полным несовершенств, убеждается, что недостатки его заслуживают лишь отвращения и ненависти, а потому чувствует себя малым и несчастным. В тексте «Мыслей» неоднократно подчеркивается, что самая низкая черта в человеке, но вместе с тем и величайший признак его превосходства — это искание славы. Тщеславие прочно укоренилось в сердце человека. Люди не довольствуются объективным мнением о себе, поэтому выдают желаемое за действительное. Второй момент, на который автор обращает наше внимание, — постоянное стремление человека к счастью. Под счастьем понимается наполненность человеческой жизни суетой, т. е. развлечениями, играми, продвижением по карьерной лестнице, войнами и т. д., в зависимости от социальной принадлежности и возраста. И все это с целью избежать мрачных мыслей о старости, болезнях, проблемах и т. д., которые накатывают на нас, как только мы остаемся на какое-то время наедине с собой. Суета развлекает нас и не дает места столь неприятным мыслям. Однако тайный инстинкт внушает человеку, что счастье заключается только в покое. Согласно Паскалю, человек мечется всю жизнь между этими крайностями. Однако главное достоинство человека заключается в мысли, а не в пространстве и продолжительности, следовательно, мы должны стараться хорошо мыслить. «Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности», — заключает автор.

Рассуждая о природе человека, Паскаль затрагивает проблему нравственного воспитания. На людей с детства возлагается обязанность заботиться о своей чести и имуществе, а также об имуществе и чести их друзей. Детям внушают, что счастье заключается в здоровье, чести и богатстве. Каждую свободную минуту рекомендуется употреблять на развлечение и игру. Что касается нравственного воспитания взрослых, — высказывается рекомендация к разоблачению их пороков и несовершенств, так как это в конечном счете помогает избавиться от зла, состоящего в неведении этих недостатков. Паскаль констатирует, что свет помышляет лишь о развлечениях, о власти, не задумываясь при этом, что значит быть царем и что значит быть человеком. Подводя итог, писатель восклицает: «Пусть человек узнает теперь цену себе. Пусть он любит себя, так как в его природе есть способность к добру; но пусть ради этого не любит присущих ему злых сторон. Пусть презирает себя, так как эта способность праздная; но не презирает для этого и своей естественной наклонности к добру».





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 621 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...