Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурное строительство в СССР в 20-30 годы



План Вступление. 1. Идеологические установки коммунистов по отношению культуре. 2. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах: А) творческие организации и союзы 20-30-х годов; Б) литература и искусство; В) образование и наука; Г) репрессии против деятелей науки, литературы и искусства. 3. Культурное строительство в Куйбышевской области в 20-30-е годы. Заключение. Приложение. Вступление Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии нетолько нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученыхи исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов,режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественныешколы, направления, течения, стили. Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированнаясоциокультурная система, отличительными чертами которой были идеологическийконтроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием,уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научнойи художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода былапротиворечива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательныеявления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности,исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимоанализировать культуру России ХХ века. Идеологические установки коммунистов по отношению к культуре В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципыотношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые леглив основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийнаяорганизация и партийная литература” (1905 г.) В. И. Ленин утверждает, чтонесостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и“над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными отобщества нельзя”.[1] Классовой подход к культуре – определяющий принципкоммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам.Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение“…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхнимдесяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которыесоставляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”.[2] Таким образом,культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частьюобщепролетарского дела”, выражать интересы этого класса. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культурыстало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советскойобществоведческой науке. Философская категория “классовая обусловленность”являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. В этомпонятии приоритет отдавался классовому, а не общечеловеческому содержанию.В культуре преобразующая роль отводилась пролетариату. В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какойстепени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества вцелом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чемдвухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”,[3] в такой мерезависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полномсмысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом,борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И.Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самогоначала выступает как класс и как представитель всего общества”.[4] Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важноеобстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересыобщественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочегодвижения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельныхмоментов движения”.[5] Изменение социально-экономических и политических условий жизни людейкоммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачиэкономического развития страны требовали технически грамотных,квалифицированных работников. Вместе с тем развитие народного хозяйствасоздавало определенную материальную базу для культуры. Ленин говорил о том,что Россия должна совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитыестраны. “У нас политический и социальный переворот оказалсяпредшественником тому культурному перевороту, той культурной революции,перед лицом которой мы все-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобыоказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурнаяреволюция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства(ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы бытькультурным, нужно известное развитие материальных средств производства,нужна известная материальная база)”.[6] Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщениенарода к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитаниесамого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум,весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники икультуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития.Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенароднымдостоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены всредства насилия, в средства эксплуатации…”.[7] Отличительной особенностью советского периода истории культурыявляется огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия игосударство установили полный контроль над духовной жизнью общества.Марксизм-ленинизм является абсолютной истиной, которую должны восприниматьвсе, а кто с этим не согласен, того надо перевоспитывать или изолировать отобщества. Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры:образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства,установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом,учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологическойобработки населения. Средства массовой информации, оказавшись поджесточайшим контролем партии и государства, наряду с достовернойинформацией использовали прием манипулирования сознанием населения.Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость,и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает.Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партиии государства. Страна в течение всего периода Советской власти постепенно, особенно с30-х до середины 50-х гг., погружается в атмосферу страха. Конформизм,рабская психология становятся нормой жизни многих граждан. При развернутойсистеме осведомителей НКВД и добровольных “стукачей” только за неосторожносказанное слово можно было попасть в тюрьму или в лагерь заключенных.Противоречие между великими целями и политической практикой становилось всеболее очевидным. В идеологии коммунистов особое место занимает отношение к личности.Создается система социально-политических мифов, желаемое выдается задействительное. Провозглашается горьковское “Человек – это звучит гордо!” Ана деле личность обесценена, главное – это коллектив, коллективное мнение,а личность – это лишь средство в достижении глобальной цели – построениикоммунизма и осуществлении мировой социалистической революции. Человек –это лишь “винтик” в решении этих задач. Отсюда вся идеологическая работабыла направлена на формирование такого “винтика”. Даже нравственность сталарассматриваться в русле решения задач построения коммунизма. На III съездекомсомола Ленин провозглашает: нравственно лишь то, что способствуетпостроению социализма. И здесь общечеловеческая проблема добра и зласведена к чисто классовой. В русле классовой борьбы постоянно противопоставлялась буржуазнаякультура новой, пролетарской культуре. В противоположность буржуазнойкультуре новая, социалистическая культура, по мнению коммунистов, должнавыражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбыпролетариата за социализм. С этих позиций определялось коммунистами иотношение к культурному наследию прошлого. Новая культура, по их мнению,вбирает в себя демократические элементы старой, преодолевая в длительнойборьбе ее реакционные стороны. Из культурного процесса исключались многиеценности. В спецхранилищах оказались произведения писателей, художников идругих представителей культуры, не угодных коммунистам. Разрушалисьдворянские имения, разрушались храмы, церкви и монастыри, разрушалась связьвремен. На мой взгляд, применительно к культуре идея классовой борьбы икультурной революции является ложной. Это всегда связано с разрушениемкультурных ценностей. Более предпочтительным является эволюционный путьразвития. В 30-е годы партийно-государственное руководство культуройприняло формы грубого административного диктата. Массовые репрессии 30-х –начала 50-х годов привели к невосполнимым потерям в области культуры,отразились на нравственном отношении общества. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельностиПролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллионачеловек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20журналов, имел отделения за рубежом. В наиболее законченном виде концепциюособой пролетарской культуры сформулировал А.А. Богданов, под влияниемкоторого находились другие деятели Пролеткульта. Он считал, что культуракаждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использованапредставителями других классов. Выдвигалась задача создания самостоятельнойпролетарской культуры, свободной от каких-либо “классовых примесей” и“наслоений прошлого”. Взгляды А. А. Богданова разделяли В. Ф. Плетнев, Ф.И. Калинин и др. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическоекультурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественныхпроизведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительнымдвижением. Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена впрограммном стихотворении В. Кириллова “Мы”: “Мы во власти мятежного страшного хмеля, Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты”, Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!” Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны воктябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию,в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую,пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарскихорганизаций признавалось участие в деле народного просвещения на основемарксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И.Ленина, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской, Я.А. Яковлева. Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российскаяассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась наПервом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В.Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбеза высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретикамиПролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарскойкультуры. В 1932 г. РАПП был распущен. Художественная жизнь страны в первые годы Советской власти поражаетпестротой и обилием литературно-художественных группировок. Только в Москвев 20-х гг. их насчитывалось более 30. Среди них – “Кузница” (основана в1920 г.), “Серапионовы братья” (1921), Московская ассоциация пролетарскихписателей – МАПП (1923), “Левый фронт искусств” – ЛЕФ (1922), “Перевал”(1923) и др. Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, вманифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась независимостьхудожественного творчества от политики и идейных убеждений. Однакотворчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М.М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации. В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройкелитературно-художественных организаций», которое предусматривало их роспуски создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союзписателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусствапользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципамикоторого являются партийность, коммунистическая идейность, народность,«изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзомписателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Дляруководства художественным творчеством и контролем над ним приправительстве был образован Комитет по делам искусства. Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскуюлитературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их винструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедритьв сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществахсоциалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей. Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этимтребованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи,творческие командировки, поездки за границу и другие блага отбольшевистского руководства. Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило,трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погиблиталантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавшийантисталинское стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И.Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Перваяконная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членовСоюза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры,например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие,были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многиевыдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителяне сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер иМаргарита”, в 1986-88 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и“Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А.Ахматовой. Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многихлюдей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различнымпричинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты,такие как И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше другихосознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой,вернувшийся из эмиграции в 1922 г. Однако многие остались в Советской России. Это ученые К.А. Тимирязев,И.В. Мичурин, И.М. Губкин, К.З. Циолковский, Н.И. Жуковский, И.П. Павлов идр.; литераторы – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, А.М. Горький,А.С. Серафимович, Д. Бедный. В 20-х годах появилась среди писателейталантливая молодежь – В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов,М.А. Шолохов, А.А. Фадеев; театральные деятели – К.С. Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и др.Среди художников – Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, С.Т. Коненков. Вкинематографе начали свою творческую деятельность С.М. Эйзенштейн, И.А.Пырьев, Г.В. Александров, А.Н. Афиногенов, Э.Л. Гарин, А.Д. Попов. Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлениитеатрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде,первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В.Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. К середине 20-х годов относится появление советской драматургии,оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшимисобытиями театральных сезонов 1925-27 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Маломтеатре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большомдраматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное местов репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтенияделались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского воМХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театреим. В. Мейерхольда). Если драматические театры к концу первого советского десятилетияперестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных ибалетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупнойудачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера“Красный мак” (“Красный цветок”). Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д.Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевскогои др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданымузыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальнуюкультуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфоническийоркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образованСоюз композиторов СССР. Как и в других видах искусства в живописи был утвержден методсоциалистического реализма. Высшим достижением советских художниковсчитались картины Б. Иогансона («Допрос коммуниста»), Б. Грекова и егошколы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И.Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека.Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа. Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов,изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии игосударства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям.Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В.Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двухстальных гигантов. Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как “Новыймир”, “Красная новь”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать иреволюция”. На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиесяпроизведения советской литературы, публиковались критические статьи, велисьострые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимообщесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе,шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книгииздавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны.Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев. В начале 30-х годов начали проявляться признаки культа личностиСталина. Одной из первых “ласточек ” была статья К. Е. Ворошилова “Сталин иКрасная Армия”, опубликованная в 1929 г. к пятидесятилетнему юбилеюгенсека, в которой, вопреки исторической правде, преувеличивались егозаслуги. Постепенно Сталин становится единственным и непогрешимымтеоретиком марксизма-ленинизма. В этот период подверглись репрессиям ученые-обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так,были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А.В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев. К середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется романМ. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “ТихийДон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба.Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина – герояромана Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934). Тема индустриализацииотражена в произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В.Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многиепроизведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А.Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабаласвятош” (Мольер) и “Последние дни” (“Пушкин”) Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А.Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы сталипроизведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова. Росту популярности кино способствовало появление отечественныхзвуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь”(режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златыегоры” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали осовременниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событияхреволюции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы изКронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия оМаксиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времениотносятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”. В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми егобыли удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И.Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова. Развивались культурные связи с заграницей. В странах Западной Европы иАмерики выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппыМХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинныхрусских инструментов. Заграничные поездки совершили С. Есенин, В.Маяковский. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В.Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б. Пильняка,И. Бабеля. В работе I и II Всемирных конгрессов писателей в защиту культурыв 1935 году в Париже и в 1937 году в Валенсии участвовали А. Толстой, Б.Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов, В. Вишневский, А. Фадеев. Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международныхорганизациях. Отечественные ученые участвовали в международныхконференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальнымвыступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова иА.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебныхзлаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования:В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевоминституте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологическогоинститута в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинскийжурнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. Наюбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран. Однако, усиление командно-административной системы, ужесточениеконтроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы.Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становилисьповодами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан.Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры заграницу. Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолькобыли ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны вЕвропе не осталось ни одной, кроме России”.[8] В канун Октябрьскойреволюции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особеннобезотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, ав национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%. 26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности срединаселения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано былообучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалосьсокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы,организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкамликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийскаячрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до1930 года при Наркомпросе РСФСР. Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первыегоды НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный.В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типабыла введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости отобеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положениястраны росли государственные ассигнования на образование; получила широкоераспространение шефская помощь предприятий и учреждений школам. Все этопозволило государству в августе 1925 года принять декрет ВЦИК и СНК РСФСР“О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьнойсети”. К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов эта задача быларешена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое посравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметныйразрыв по уровню грамотности между городом и деревней – 85 и 55% и междумужчинами и женщинами – 77,1 и 46,4%. Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственноевоздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2августа 1918 года “О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСРпровозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства инациональной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы безэкзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании.Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству.Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочиефакультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаковсоставляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высшихучебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). К 1930 г.выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г.было принято постановление ЦК ВКП(б) “О всеобщем обязательном начальномобучении”, которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов. К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность– было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, междумужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные.Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городскогонаселения – 94,9 %, сельского – 86,7 %. Однако, еще много неграмотных былосреди населения старше 50 лет. Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, вразвитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагогиА.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий. К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, втом числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшимобразованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень ихквалификации оставался значительно ниже. В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множествонаучных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академиинаук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане.Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистическогостроительства, оказывала непосредственное воздействие на производство,способствовала укреплению военной мощи страны. Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики.Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находиласьэкспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатиеи после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами.101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину ипродолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. Вапреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За этолетчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза. С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в СеверномЛедовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина. В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый вмире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше12 тыс. км за 63,5 часа. Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский. Быласоздана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А.Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия,знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракетуна жидком топливе. К этому же времени относится начало изучениястратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР»поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа. Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в областиизучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию вбудущем советского атомного оружия и атомных электростанций. Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павловаи его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева вСоветском Союзе впервые в мире было организовано производствоискусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешноразвивалась новая наука – биохимия. Открытия в области астрономии сделалармянский ученый В.А. Амбарцумян. Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И.Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика(С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука(И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский,Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина,А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки былиполностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, чтосоответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам.Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальнаяпсихология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школагенетики. Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенномуКоммунистической партией. КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 20-30 ГОДОВ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ Важнейшей задачей была ликвидация неграмотности. Первым губернскимкомиссаром просвещения стал педагог-большевик Владимир Аркадьевич Тронин. Кампания по ликвидацию неграмотности была развернута по всей губернии,расширялась школьная сеть для детей. В школы был открыт широкий доступрабочей и крестьянкой молодежи. Большая забота проявлялась ораспространении образования среди национальных меньшинств. Была решеназадача повсеместного перехода к всеобщему обязательному начальномуобучению, а в городах – к всеобщему семилетнему. Во второй пятилетке в краеработало 5705 школ, где училось около миллиона детей. Вводится обязательноесемилетнее образование и в сельской местности. Множились ряды советскогоучительства. Быстрыми темпами развивалась высшая школа. В 1929-1932 гг. былиоткрыты медицинский, педагогический, инженерно-строительный,индустриальный, планово-экономический институты и филиал Московскоготранспортного института в Самаре. Был расширен сельскохозяйственныйинститут. В крае начали работать 27 техникумов и 18 школ фабрично-заводского обучения. В 1934 году в вузах края обучалось свыше 12 тыс.человек, в техникумах – более 32 тыс. Значительно возросло в крае числоспециалистов. Если в 1930г. на предприятиях Средневолжского краянасчитывалось только 773 инженера и техника, то уже через 6 лет их стало10773, причем подавляющее большинство составляли выходцы из рабочих икрестьян. Крепла молодая советская наука. В начале 30-х годов в крае действовал21 научно-исследовательский институт, в том числе теплотехнический,сооружений, стройматериалов, экономики и организации социалистическогоземледелия, мясного скотоводства, защиты растений, мелиорации. Широко былиизвестны исследования Безенчукской опытной с/х станции. Здесь работалиизвестные ученые: академик Н.М. Тулайков, действительные члены ВАСХНИЛА.Н. Николаев, Н.С. Щербиновский, профессора С.М. Тулайков, К.Ю. Чехович,Д.М. Щукин. Расширялась сеть культурно-просветительных учреждений. Важную роль враспространении знаний и культуры в деревнях играли избы-читальни, клубы,народные дома, библиотеки. Эти очаги культуры к концу 1920 года имелисьпочти в каждом селе, в каждой деревне. При них возникали драматические,политико-просветительные кружки, которые расширяли кругозор жителей села,вовлекали в социалистическое переустройство села, знакомили их сискусством. Если в годы первой пятилетки клубных учреждений было 271, то кначалу 1941 года их стало 1159. В Куйбышеве было выстроено монументальноездание Дворца культуры имени В.В. Куйбышева. В Куйбышеве действовали музей В.И. Ленина, музей М.В. Фрунзе, музейА.М. Горького, краеведческий и художественный музеи. В августе 1934 года в Самаре состоялся 1 краевой съезд писателейСреднего Поволжья, положивший основы Куйбышевскому отделению Союзаписателей РСФСР. В 1936г. Куйбышевскому драматическому театру было присвоено имя А.М.Горького. 1 июня 1931 года начал работу оперный театр. Широко стали использоваться новые для тех лет средства массовогораспространения культуры – кино и радио. Если в 1928 году в области былолишь 73 киноустановки, то в начале 1941 года их стало уже 234. В 1939 году издавались 3 областные, 7 транспортных, 4 городские, 21фабрично-заводская и 64 районные газеты общим тиражом около 400 тыс. экз.Органом Средне-Волжского крайкома ВКП(б) была тогда газета «Средневолжскаякоммуна» (с декабря 1929 года она стала называться «Волжской коммуной»). 15октября 1928 года вышел в свет первый номер газеты «Средневолжскийкомсомолец» – орган Средне-Волжского обкома ВЛКСМ, Самарского окружкома иСамарского горкома ВЛКСМ. С февраля 1935 года газета стала называться«Волжский комсомолец». Большую и сложную работу вело краевое (затем областное) книжноеиздательство. Только с 1 января 1936 года по 1 октября 1939 года им быловыпущено более 400 названий различных книг общим тиражом около 4 млн.экземпляров. Все это свидетельствовало о том, что постепенно окраинная Самарскаягуберния превращается в область высокой грамотности и передовойсоциалистической культуры. Заключение 20-30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления«культурной революции», под которой подразумевалось не только значительноеповышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровнянарода и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельноеторжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусствав институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периодаявляется всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовнойжизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа,внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии,оправдывающей и обосновывающей все деяния режима. Использованная литература: 1. “Край Самарский”. Л.В. Храмков, Н.П. Храмкова. Куйбышевское книжное издательство – 1988 год. 2. “Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”. Н.П. Храмкова. Куйбышев – 1983 год. 3. “Культурная революция и духовный процесс”. С.А. Красильников, Л.Ф. Масс, В.Л. Соскин. В сборнике “Историки отвечают на вопросы”. Москва – Московский рабочий – 1988 год. 4. “Культурология”. Учебное пособие под редакцией М.А. Барт. Москва – МГУ –1996 год. 5. “Политическая система 20-30-х годов”. Ю.С. Борисов, В.М. Курицын, Ю.С. Хван. В сборнике “Историкиотвечают на вопросы”. Москва – Московский рабочий – 1989 год. 6. “Советская культура и российская действительность”. В.А. Пономарев. Москва – “Дрофа” – 1997 год. 7. “Эти трудные 20-30 годы”. Ю.С. Борисов. В сборнике “Страницы истории советского общества”. Москва - Издательство политической литературы – 1989 год.-----------------------[1] Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полноесобрание сочинений, т. 41, с. 104.[2] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 41, с. 104.[3] Ленин В. И. О пролетарской культуре. Полное собрание сочинений, т. 41,с. 337.[4] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 48, с. 13.[5] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 4, с. 220.[6] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 45, с. 377.[7] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 35, с. 289.[8] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 28, с. 127.




Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 744 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...