Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диодор Сицилийский о древнеегипетских царях-законодателях



Диодор Сицилийский назвал в своей «Исторической библиотеке» шесть египетских царей-законодателей, которые установили, говоря его словами, законы «необыкновенные» и «выдающиеся». Начал историограф с царя, который в летописной традиции египтян считался основателем единого государства. «После того, как было создано древнее установление, в соответствии с традицией, под управлением богов и героев, первым, кто обязал людей служить писаным законам, был Мневес (Менес), человек замечательный величием души и достойный сравнения со своими предшественниками» (Diodor. I. 94).

Вторым законодателем Египта был, согласно Диодору, «Сасихес (Sasychès)[12], человек выдающегося ума. К уже установленным законам он добавил другие и взялся регулировать в особенности культ богов. Он способствовал изобретению геометрии и изучению египтянами теории наблюдения за звездами.Третьим являлся Сесоосис (Sesoosis)[13], который прославился не только своими великими деяниями, но и тем, что ввел в класс воинов военное законодательство, регулировавшее все, что касалось войны и армии. Четвертым был Бокхорис[14], царь мудрый и искусный: (египтяне) обязаны ему законами, относящимися к монархии, а также точными правилами относящимися к договорам и соглашениям. Он оказался настолько мудрым в судебных решениях, вынесенных им, что память о многих его приговорах сохранилась до сих пор. Но сообщают, что он был слаб телом и очень жаден до серебра. После Бокхориса законами занимался еще и Амасис[15]. Он издал указы об управлении провинциями и об администрации внутри страны» (Diodor. I. 94–95).

В качестве шестого египетского фараона-законодателя Диодор Сицилийский назвал персидский царь Дария I, отца Ксеркса. «Имея своим предшественником ужасного поведением Камбиса, который осквернил храмы Египта, он позаботился о том, чтобы показать благожелательность и уважение к религии. Он часто встречался с египетскими жрецами и получал от них наставления в теологии и знания по истории, записанные в священных анналах. Узнав, таким образом, о величии царей Египта и их человечном отношении к своим подданным, он построил свою жизнь в соответствии с этой моделью и внушил своим поведением поклонение со стороны египтян и стал единственным царем, получившим при жизни имя бога; а после его смерти они оказывали ему такие же почести, которые имели по обычаю древние цари Египта». Характеристикой Дария Диодор завершил свой обзор египетских законодателей, заметив в самом конце: «Вот люди, которые которым обязаны эти законы, вызывающие восхищение других народов».

О законодательной деятельности Дария известно, в частности, что примерно в 519 году он послал своему сатрапу в Египет письмо, в котором приказал ему собрать умных людей из среды жрецов, воинов и писцов, и поручить им свести воедино на письме все старинные законы Египта, принятые до 44 года правления фараона Амасиса, падающего на 526 год до н. э.[16]. Сохранились свидетельства о том, что такая комиссия действительно была созвана и работала в течение шестнадцати лет. Она якобы создала два варианта свода законов: один — на демотике, другой — на арамейском языке[17]. Собранные законы были разделены на три группы: 1) законы, относящиеся к публичному праву, 2) законы относительно храмов и 3) законы, регулирующие поведение частных лиц.

Очевидно, что замысел персидского царя заключался в данном случае не в составлении единого свода законов для Египта, но в записи и систематизации действующих правовых установлений, без знания которых было невозможно эффективно управлять этой страной. Поручение же данной работы комиссии из местных жителей показывает, что Дарий хотел собрать воедино не столько законы, сколько обычаи Древнего Египта.

Любопытно, что Диодор не назвал в списке египетских законодателей ни одного фараона династии Птолемеев. Причина этого умолчания вполне объяснима: греческий историограф не считал Птолемеевскую монархию египетской. Свой обзор деятельности царей-законодателей Египта он завершил словами: «Вот люди, которым обязаны эти законы, вызывающие восхищение у всех других народов. Некоторые из этих институтов, являвшиеся в момент их принятия прекрасными, были отменены позднее, в эпоху, когда македонцы завладели Египтом и положили конец древней монархии».





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 576 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...