Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культуры верхнего палеолита



Название культуре, как правило, даёт наиболее известное или первое открытие?местонахождение. Принципы перечисления находок в культуре - эмпирические, по характерному признаку. Археологическая классификация Европы, возник очаг самобытной доисторической цивилизации (самый популярный пример - живопись).

Верхний палеолит по франко-кантаборийскому району продолжается от 35 до 10 тысяч лет тому назад. Классификация верхнего палеолита, предложенная в начале ХХ в. А. Брейлем до сих пор фигурирует в неархеологической литературе. Она такова: ориньяк (древний, средний, верхний); солютре (и протосолютре); мадлен (слои I, II, III, IV, V, VI); наименования периодов культур даны по названиям мест открытий. В результате изменений, вносимых с 1940 гг. Схема стала весьма дробной, но основные подразделения остались. Ориньяк разделяется на: собственно ориньяк и древнюю перигородскую культуру [6].

Приведём пример последовательности позднепалеолитических культур, а также характер находок.

I. Перигорд (35-20 тыс. лет). Непосредственно следует за мустьерской эпохой среднего палеолита. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде? отсутствие изображений при изобилии нарезок и насечек на костях, украшений, красок; в позднем? барельефы, изображения животных и человека.

II. Ориньяк (30-19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с перигордской и объединяется в ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенных краской, отпечатки рук на краске; меандра - борозды, проведённые пальцами на влажной пещерной глине. Из меандровых линий вырисовывается контурные рисунки, сначала их наносят пальцами, затем какими-то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола. Это - один из первых в истории символов. Конец ориньяка (поздний палеолит - приблизительно 33-18 тыс. до н. э.) характерен массовым распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так что весь период иногда называют эпохой палеолитических Венер. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

III. Солютре (18-15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни палеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки камня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками копий, дротиков, а также ножами и кинжалами. Появились кремневые резцы. Скребки, наколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.

IV. Мадлен (15 - 10 тыс. лет). Чрезвычайно суровый климат в условиях наступления ледника. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюзироваться, превращаюсь в микролиты. Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Однако вершиной мадленского искусства становится пещерная живопись. Медленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтесан.

Из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 - изображения животных. Изображений человека - 512, причём около 100 - человекообразных существ. В целом, пещерная живопись реалистична, натуралистична. Условных, обобщенных рисунков меньше, чем индивидуализированных изображений животных. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом в деталях, точной рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеотического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением или с пиктографией [1, с. 147].

По мнению А. Хаузера, палеотическое искусство, без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы. Первоначально первобытное искусство, необособлённое в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

· Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет;

· Искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

· Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно найти и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, мимики, жестов, возгласов. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы - звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма - мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество - двух- и трёхзвучные мотивы.

В верхнем палеолите формируются два основных центра мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский. Между двумя этими первичными очагами человечества поддерживаются контакты, а внутри возникают культурные области со своими расовыми, техническими, хозяйственными типами. Закладываются основы языка. Верований, искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любого человеческого общества. Культура верхнего палеолита глубоко своеобразна. Основное занятие человека здесь - охота, и оно накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психику людей.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Изучив структуру срезов бивней, ученые сделали вывод, что древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые композиции и элементы [3, с. 17].

Физиопластическая живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи - мезолиту: орнаменту.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 800 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...