Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Причина развития и противоречие



Основную проблематику философского учения о развитии можно определить как решение вопросов о причине, характере и направленности всякого развития. Различие в решении этих вопросов составляют суть противоположности метафизики и диалектики.

Развитие – система направленных изменений. Во всяком развитии можно выделить восходящую (прогрессивную) и нисходящую (регрессивную) фазы.

Прогресс и регресс связаны друг с другом по определенному для каждого конкретного процесса развития закону. Изучение закона позволяет раскрыть и понять сущность развития.

Закон – существенная и устойчивая (воспроизводящаяся), упорядоченная, гармоничная связь явлений и состояний. Существование и сущность любого процесса и явления неотделимо от законов. Незакономерное не существует (ибо существование есть устойчивая связь состояний) и не может быть познано (ибо познать можно только воспроизводящееся).

Однако в системах объективной и субъективной реальности есть элементы неустойчивости, неповторимости, неупорядоченности (хаотичности), дисгармоничности, выступающие диалектическим антиподом закона в процессах изменения и развития.

Люди давно заметили, что изменения в мире связаны с борьбой противоположных начал. Легендарный поэт Древней Греции Гомер раскрыл историю своего народа в мифологиче­ской форме, описав борьбу небес и земли, добра и зла, жиз­ни и смерти. В Древнем Египте верили в то, что жизнь людей зависит от того, как складывается борьба между Осирисом (доброе начало, свет) и Сетом (злое начало, тьма). В Книге перемен — собрании мировоззренческих идей мудрецов Древ­него Китая — указывалось, что началом и первоосновой всего в мире выступают Инь (темное, отрицательное, женское) н Янь (светлое, положительное, мужское), борьба которых во всех процессах, вещах, в человеке ведет к тем или иным из­менениям. Древнегреческий философ Гераклит одним из пер­вых указал на то, что противоположности полагают друг друга («болезнь делает приятным здоровье»), а борьба про­тивоположностей является причиной, порождает все в мире («борьба — отец всего»).

Заслуга обоснования и теоретической разработки закона единства и борьбы противоположностей принадлежи! немец­кому философу Гегелю. Он показал, что противоположно­сти— это стороны, свойства, отношения единого целого, ко­торые в одно и то же время и в одном и том же отношении взаимополагают (не существуют друг без друга) и взаимо-отрицают друг друга (вступают в «борьбу»).

Противоречие является отношением взаимопологания и взаимоотрицания противоположностей. Данное отношение не возникает мгно­венно, а является результатом развития — сначала появляется различие, углубление которого ведет к появлению противо­речия. Борьба противоположностей складывается как динами­ческий процесс, в котором одна из них стремится подавить другую, подчинить ее себе. Особенно хорошо это видно при рассмотрении реальных отношений противоположностей в природе и обществе: процессы ассимиляции и диссимиляции вещества, экзотермическая и эндотермическая реакции, воз­буждение и торможение центральной нервной системы, обще­ственные и личные интересы, централизм и демократизм в управлении социальными системами, общественная и частная формы собственности и т. п.

Всякая система существует как динамическое равновесие противоположностей, однако борьба этих противоположностей рано или поздно приводит к переходу всей системы в новое качественное состояние с другим набором противоречий. «Победа» одной из противоположностей приводит к исчезно­вению системы противоречия — обеих противоположностей.

Например, «победа» возбуждения или торможения в го­ловном мозге приводит к одинаковому результату — смерти.

Это обстоятельство необходимо помнить при целесообраз­ности использования всеобщего закона единства и борьбы противоположностей для регуляции отношений противополож­ностей в обществе. Так, стремление установить одну из сосу­ществующих форм собственности — общественную или част­ную— до складывания объективных предпосылок перехода всей общественной системы в качественно иное состояние ве­дет к деградации общества, что особенно ярко проявляется в новейшей истории России. Не даст положительного эффекта и попытка добиться полного баланса сил—равенства проти­воположностей. Одна из сторон противоречия (на разных этапах развития они меняются ролями) всегда выступает как ведущая, определяющая специфику конкретной фазы раз­вития.

В противоборстве объективно закономерного и субъектив­но-волевого начал общественного развития первое всегда является определяющим. Но на переходных этапах историче­ского развития вперед выдвигаются и начинают играть реша­ющую роль субъективные факторы (политические решения и действия «исторических» личностей, настроения основной массы населения н т. п.). Здесь важным становится созна­тельный выбор из объективно складывающихся возможностей развития. В эти моменты противоречия в сфере идеального, сознания, исход борьбы противоположных мнений определяют судьбу общества.

Закон единства и борьбы противоположно­стей: все явления, процессы объективно-реального мира и сознания содержат в себе противоположные стороны. Отно­шения между этими сторонами — противоречие—являются для любого момента действительности способом его сущест­вования, причиной изменения и развития.

35. Характер развития – диалектика качества и количества.

Вопрос о характере развития связывается метафизикой с чисто количественной стороной. Развитие редуцируется при этом к увеличению или уменьшению каких-то элементов, сторон, сил, свойств, связей, отношений и т.п. Поэтому-то метафизика абсолютизирует эволюционный путь развития как, якобы, единственный, третирует революцию, отождествляя ее с деструкцией, уничтожением всего предшествующего этапа развития.

Диалектический подход к характеру развития связан с определением единства количественных и качественных изменений.

Познание человеком окружающего мира начинается с установления качественном определенности вещей и процес­сов. Эта определенность проявляет себя прежде всего в отделенности, ограниченности одних вещей от других. Ясно, что такую ограниченность нельзя свести к пространственной ха­рактеристике. Например, в смеси двух жидких веществ есть качест­венная отделенность, но нет никакой пространственно опреде­ленной границы между ними.

Основой качественной определенности как внешнего аспек­та качества выступают свойства. Свойство — есть способность системы определенным образом изменяться или изменять дру­гую систему в процессе их взаимодействия. Многочисленные примеры конкретных свойств позволяют продемонстрировать универсальность приведенного определения. Так, твердость предмета проявляется в определенном изменении другого предмета в процессе их взаимодействия, мягкость — в собст­венном определенном изменении под воздействием чего-то бо­лее твердого.

Приведем пример из области психологических характери­стик человека: холерик отличается от флегматика неуравно­вешенностью темперамента, быстротой действия. Ясно, что данные свойства существуют не сами по себе, но проявляются во взаимодействии с природными процессами, другими людь­ми, связаны со способностью к определенным изменениям в этих взаимодействиях.

Свойства проявляются во взаимодействии, но имеют своим основанием внутренний аспект качества, обусловленный тем, что всякий объект является системой элементов, связанных в определенную структуру.

Система—множество взаимосвязанных элементов, состав­ляющее данное целое. Система не может быть разделена на элементы произвольно. Такое деление должно учитывать органическую целостность системы. Например, стул может быть разделен на ножки, сидение, спинку, но часть ножки не является элементом стула.

Элемент — такая составляющая системы, которая неде­лима далее в отношении данной системы. Свойство как внеш­ний момент качества зависит не только от того, какие имен­но элементы составляют систему, но и от того, как они свя­заны между собой, какую структуру они выражают этой своей связью.

Структура — это способ организации, порядок взаимосвя­зи элементов системы. Структура определяет не только свойства системы, но и свойства каждого элемента системы. Так, один и тот же состав людей может быть абсолютно не орга­низован, не образовывать никакой системы, организован сти­хийно (толпа), организован для решения определенной задачи (коллектив, группа, класс). В зависимости от структуры ме­няется свойство человека — в толпе он подчинен стихийным эмоциям, в коллективе он сосредоточен на решении задачи.

Рассмотрение качества в единстве его внешнего и внутрен­него аспектов позволяет перейти к количественной оценке системы. Многочисленные примеры истории естественнонауч­ного и гуманитарного познания свидетельствуют, что путь между познанием качественной определенности вещи, процес­са и раскрытием количественной характеристики данного ка­чества растягивается иногда на тысячелетия. Например, люди издавна умели отличать по качеству различные цвета, но возможность их количественного различения по длине свето­вой волны (или частоте колебания) появилась лишь благо­даря науке XX столетия. Вместе с тем сказанное относится к числовому выражению количества, но не к выражению его величины.

Величина — исходная количественная характеристика, по­лучаемая в сопоставлении систем по одному и тому же аспек­ту качества (свойству) в отношении равенства или неравен­ства.

Так, при сопоставлении вещей по весу можно обнаружить, что один предмет тяжелее, а другой легче, по высоте — выше или ниже, по цвету — темнее, светлее и т. п. Все это — количе­ственные характеристики данного качества. Чтобы перейти к числовому соотношению величин, необходимо найти эталон­ную величину — единицу измерения.

Число—результат сопоставления величин, в котором одна из величин принята за эталонную.

Следует заметить, что выбор эталонной величины не про­изволен (каким он представляется при изменении длины предметов, веса и подобных параметров), а связан с проникновением в глубинные моменты качества. Чтобы убедиться в этом, следует вспомнить о числовом выражении цвета, элек­трических величин, биологических факторов, интеллектуаль­ных способностей.

Подобные операции совершенно определенно указывают на связь качественных и количественных параметров. Каче­ство проявляет себя как таковое в определенных количест­венных пределах, фиксирующих меру, — единство количества и качества. Мера — это множество количественных значений, внутри которого сохраняется данное качество.

Ясно, что для каждого аспекта качества существует своя мера. Так для нормального колоса пшеницы мера полноцен­ного развития представлена ростом 1...2,5 м (в зависимости от сорта). Мерой определяются все параметры нормального состояния человека: температура тела, давление, количество эритроцитов в крови, средняя продолжительность жизни. Мера фиксирует закон, хотя и не всегда непосредственно представляет его (чаще всего мера представляет феномено­логический, явленческий закон). С другой стороны, каждый закон может быть выражен через меру. Границы меры — экс­тремальные (минимум и максимум) количественные значения данного качества, за пределами которых осуществляется скачок—переход системы в другое качество или разруше­ние, деструкция.

Закон единства количественных и качест­венных изменений можно определить так: всякая система обладает качественной определенностью совокупности свойств, осно­ванной на внутренней структуре. Определенность системы со­храняется в конкретной мере количественных изменений (эво­люция), при переходе через границы которой происходит прерывание постепенных изменений, «скачок» в новое каче­ство ( революция).

36. Направленность развития – процесс отрицания отрицания.

Метафизика решает вопрос о направленности развития в двух крайних вариантах:

1) абсолютизируя повторяемость и сводя направленность к кругу;

2) абсолютизируя поступательность, отрицая любую повторяемость в процессе развития, и, в соответствии с этим, разрывая связь состояний, элиминируя закономерность.

Во втором варианте последующее состояние полностью отрицает предшествующее.

Переход в развитии к другому качеству происходит как отрицание старого новым. Так как при этом развитие продол­жается (нет деструкции системы), то отрицание не может быть отождествлено с уничтожением, после которого не может быть развития.

Диалектическое отрицание, по характеристике Гегеля, включает единство трех переходов: 1) бытие—небы­тие (исчезновение); 2) бытие—бытие (сохранение); 3) небы­тие— бытие (появление нового).

В метафизике под отрицанием понимается только один элемент—исчезновение, трактуемый как исчезновение, про­исходящее под воздействием какой-то внешней силы, т. е. как уничтожение. Действия, вытекающие из такого мировоззрения, особенно ярко демонстрирует история России как в период после Октябрьской революции 1917 г., так и в переживаемый период «экономических реформ», когда экономика и культура предшествующего периода объявляются несостоятельными и сознательно уничтожаются «во имя прогресса».

Только диалектическое отрицание выступает моментом живого развития, моментом вырастания нового из старого, моментом преемственности, сохранения в поступательном дви­жении. Живое развитие предлагает массу примеров такого отрицания. Так, ребенок, неся в себе генетическое сходство со своими родителями (сохранение), всегда представляет со­бой нечто новое по сравнению с ними (появление нового) и утрачивает какие-то их черты (исчезновение). В социальном развитии также невозможно отказаться от предшествующего состояния полностью, невозможно и воспроизвести старое без изменений, т. е. без утраты некоторых его черт и появления нового.

Отрицание приводит к появлению нового качества, но эво­люция отрицания вновь доводит развитие системы до гра­ницы меры. Новое становится старым, внутри него вырастает и отрицает его при переходе границы меры очередное новое. Второе отрицание происходит по уже рассмотренной схеме, но двойное отрицание дает эффект, не выявляющийся в оди­нарном отрицании — форма появившегося нового повторяет многие черты системы, подвергшейся первому отрицанию.

Пример Гегеля: зерно, посаженное в землю, отрицается вырастающим растением (при этом все три момента отрица­ния воспроизводятся), вызревшее растение отрицается собст­венными зернами (и тут все три момента отрицания присут­ствуют). Но эти новые зерна являют собой почти полное повторение изначально посаженного зерна. Так происходит «повторение» (но не полное, круговое, а по «разорванному кольцу» — витку спирали) пройденного этапа развития. Такое повторение можно обнаружить, начав со стебля как первого этапа, и вернувшись к стеблю, в процессе отрицания отри­цания.

Выявленная закономерность распространяется па все про­цессы развития, но не везде легко наблюдаема в связи с тем, что более сложные процессы требуют углубленного изучения внутренних аспектов качества для выявления повторяемости в двойном отрицании.

Следует отметить, что закон отрицания отрицания, пред­писывая повторяемость в двойном акте отрицания, никак не определяет «повторяемости повторяемости», т. е. неограни­ченного движения от одного витка спирали к другому и т. д. В некоторых случаях подобное развитие обнаруживается, де­монстрируя стабильность изменчивости (как в примере с зер­ном и стеблем). На уровне развития биологическоговида подобная «спираль» является даже обязательной, но в этом случае мы имеем дело с сохранением глобального качества внутри меры, характеризующей вид в целом.

Таким образом, закон отрицания отрицания может быть сформулирован так: всякий процесс развития происходит как сменяющие друг друга этапы отрицания старого качества си­стемы, в результате двойного отрицания— отрицания отрица­ния — воспроизводятся в преобразованном виде и на более высокой основе некоторые черты исходного (до первого отри­цания) состояния системы, что определяет единство поступа­тельности и повторяемости в развитии.





Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 606 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...