Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Военно-морских баз



С 7 по 28 августа велась оборона военно-морской базы Таллин. С 26 июня по 2 декабря – оборона ВМБ Ханко, с 8 сентября по 22 октября – оборона Моонзундских островов.

Оборона Таллина, Моонзундских островов, Ханко и других баз и опорных пунктов Краснознаменного Балтийского флота сыграли важную роль в срыве так называемого «молниеносного» наступления войск группы армий «Север» на ленинградском направлении. Оборона не только отвлекала на себя силы врага, но и являлась важным звеном системы прикрытия морских подступов к Ленинграду.

После тяжелых оборонительных боев в Прибалтике войска 8-й армии к 10 июля закрепились на рубеже Пярну, Мустала, Тарту, р. Эма-Йыги, протяженностью по фронту около 180 км.

Сосредоточение крупных сил в Эстонии за счет ослабления главной ударной группировки свидетельствовали о том значении, какое германское командование придавало овладению Эстонией и южным побережьем Финского залива, оно не могло оставить у себя в тылу занятые советскими войсками значительный район с главной базой флота и острова Моонзундского хипелага.

Ход обороны Таллина показан на рис. 9.


.

22 июля 1941 г. противник возобновил наступление. 7 августа гитлеровцы вышли на побережье Финского залива от Юминды до Кунды. Вследствие этого сухопутные сообщения Таллина с тылом были перерезаны, априбрежный фарватер оказался под огнем полевой артиллерии противника.

Снабжение войск, кораблей и частей КБФ, находившихся в Главной базе, могло теперь производиться только морским путем.

Вся корабельная и береговая артиллерия была привлечена для обороны Таллина и составила основу огневой мощи оборонявшихся частей, так как 10-й стрелковый корпус своей артиллерии не имел.

Штаб Краснознаменного Балтийского флота утвердил новую дислокацию кораблей на рейде в интересах ПВО и наиболее целесообразного использования артиллерии для стрельбы по берегу.

Так как 10-й корпус (вместе со штабами и тылами около 10 тыс. человек) длительное время находился в тяжелых непрерывных боях, необходимо было усилить сухопутные участки обороны войсками и огневыми средствами. Военный совет флота привлек к обороне города личный состав кораблей, частей и управлений флота - свыше 1000 офицеров и 15 тыс. старшин и матросов. Флот обеспечил их ручным оружием и пулеметами.

Авиация флота, базировавшаяся на аэродромы Таллина, имела 36 самолетов, из них 10 бомбардировщиков, 18 истребителей и 8 ближних разведчиков.

20августа противник начал наступление на Таллин. В течение пяти дней шли ожесточенные бои на дальнем рубеже обороны. Защитники Таллина героически сдерживали немецко-фашистские войска и, нанося противнику большие потери, медленно отходили под давлением превосходящих сил на главную полосу обороны.

С 22 августа с подходом противника на дальность артиллерийского огня последовательно вступали в действие орудия кораблей и береговой обороны. Не считая батарей ПВО, огонь вели 4х305-мм, 9х180-мм, 12х152-мм, 35х130-мм, 20х100-мм и 2х76 -мм орудия.

Всего артиллерия флота провела 549 стрельб, в том числе корабли эскадры и Отряда легких сил - 209 стрельб. Упорное сопротивление советских частей и огневой заслон артиллерии береговой обороны, крейсера «Киров», 2лидеров, 7 эсминцев, 2канонерских лодок и стрелявших по фронту зенитных орудий, задержали врага, который понес большой урон в живой силе и технике.

В ночь на 27 августа, подтянув артиллерию и тяжелые минометы, не­приятель начал обстрел кораблей у причалов и на рейде. Попытки врага были сорваны благодаря умелому задымлению рейда, осуществлявшемуся специально сформированным отрядом катеров, береговой группой задымления, а также эсминцами и торпедными катерами.

Вместе с тем, пытаясь не допустить эвакуацию Таллинна морем, противник еще со второй половины августа усилил бомбардировочные удары по конвоям на фарватерах Таллин - Кронштадт, продолжая одновременно усиливать минные заграждения, особенно к северу от Юминды.

Учитывая крайне тяжелое положение, в котором оказался КБФ, Ставка Верховного Главнокомандования 27 августа отдала приказ об эвакуации Таллина, рассчитывая использовать гарнизон главной базы и флот для усиления обороны Ленинграда.

Посадка войск в порту Таллинн началась в 16 час. 27 августа. К этому времени немцы усилили артиллерийский и минометный огонь по кораблям, подвергая их одновременно массированным ударам авиации, несмотря на большие трудности и помехи противника, погрузка в основном закончилась к 6 час. 28августа. На транспорты и корабли было принято около 20,5 тыс. человек личного состава армии и флота. Прикрытие посадки и выход судов на рейд были надежно обеспечены заградительным артиллерийским огнем кораблей.

Основной боевой состав флота прибыл в Кронштадт 29 августа. На переходе было потеряно 16 кораблей и катеров разных классов до эсминцев включительно и 34 транспорта и вспомогательных судна из общего количества 67 транспортов и вспомогательных судов.

Авиацией не был потоплен ни один боевой корабль. Все ее атаки успешно отражались зенитной артиллерией кораблей, несмотря на то, что немцы интенсивно применяли пикирующие бомбардировщики.

Из пяти эсминцев, подорвавшихся на минах, три входило в состав арьергарда, который форсировал минное заграждение ночью, подрывы происходили также и на плавающих минах, подсеченных впереди идущими тральщиками и параванами боевых кораблей.

Половина транспортов погибла в результате ударов авиации из-за ис­ключительно слабого зенитного вооружения. Большая часть этих судов была потоплена в районе Гогланд, Родшер, где их не могла прикрыть наша авиация.

Оборона Главной базы имела важное значение в общем ходе боевых действий на ленинградском стратегическом направлении. На самом ответственном этапе борьбы за Ленинград в районе Таллина была скована крупная группировка вражеских войск, которая усиливалась за счет главных сил группы армий «Север», рвавшихся в это время к Ленинграду.

В обороне Таллина был получен опыт организации взаимодействия сухопутных войск и флота, который затем был учтен нами в обороне военно-морских баз на Черном и Балтийском морях.

Несмотря на эти чрезвычайные трудности, личному составу Краснознаменного Балтийского флота, проявившему массовый героизм и само­отверженность, удалось вывести из осажденного Таллина в тыловые базы подавляющее большинство боевых кораблей (87,5 %) и более 18 тыс. бойцов, активно включившихся в оборону Ленинграда.

Однако при организации прорыва флота из Таллина в Кронштадт командование и штаб КБФ допустили ряд серьезных ошибок. Они не организовали должной минной разведки для определения границ вражеского минного заграждения. Не проводилось предварительного траления маршрута перехода, не приняли мер к обвехованию протраленного фарватера при движении за тральщиками, отказались от использования более безопасных северного и южного фарватеров.

Северное и южное побережья Финского залива на всем своем протяжении оказались в руках противника. Оборона дальних узлов сопротивления - п-ова Ханко и Моонзундских островов вступила в новый, еще более тяжелый период.

До конца августа 1941 г., пока держался Таллин и силы флота находились в Рижском заливе, противник не предпринимал активных действий против островов Моонзунда.

Оборонительные сооружения на островах до начала войны и в первые дни ее создавались на западном и южном побережьях против высадки морского десанта. После оставления советскими войсками Таллина и ухода кораблей из Рижского залива в Кронштадт началось срочное укрепление восточного побережья островов и перегруппировка войск гарнизона, так как наибольшая угроза высадки создавалась с востока.

Однако завершить оборудование противодесантной обороны в этом районе не удалось из-за недостатка времени; протяженность береговой черты островов составляет свыше 820 км.

Оборону островов возглавляли комендант Береговой обороны Балтийского района генерал-майор А. Б. Елисеев и военком бригадный комиссар Г. Ф. Зайцев.

Отсутствие надежных укреплений, обращенных фронтом на восток, и необходимого воздушного прикрытия, а также малочисленность гарнизона островов Моонзундского архипелага облегчали превосходящим силам противника наступление.

Заняв Таллин, гитлеровцы активизировали действия против островов. Стремясь ускорить их захват, немецко-фашистское командование начало наступление на Эзель через пролив и с моря двумя пехотными дивизиями с частями усиления во взаимодействии с легкими силами флота, авиадесантными частями и авиацией.

К 23 сентября гарнизон Эзеля закрепился на заранее подготовленном рубеже на перешейке Сырве. Здесь были созданы три полосы обороны с противотанковыми препятствиями и 37 дзотами. Для их оборудования были использованы оставшиеся в строю 37 полевых пушек и 137 станковых пулеметов. Опасные направления были заминированы.

Встретив сильное сопротивление, противник начал артиллерийский обстрел позиций с суши и с моря, одновременно нанося удары авиацией. Шесть дней на рубеже Сальме, Мельдри шли кровопролитные упорные бои.

З0 сентября остатки оборонявшихся частей (1550 человек), имея всего лишь три 76-мм пушки и 11 пулеметов, отошли на последний рубеж обороны Каймри, Лыпе, который они удерживали до 3 октября.

Небольшая группа бойцов при поддержке 180-мм. батареи Сырве в течение двух дней провела до 45 контратак, прикрывая отход и эвакуацию наших войск на Даго. На следующий день оставшиеся в живых прорвались в тыл немцев на Эзель, часть их перебралась на латвийский берег для партизанских действий.

Значительно уступавшие противнику в численности и средствах усиления советские части 49 дней стойко обороняли Моонзундские острова. Они отвлекли на себя свыше 50 тыс. немецко-фашистских солдат, много авиации и специальных частей, ослабив тем самым группировку врага, наступавшую на Ленинград.

Героическая оборона военно-морской базы Ханко. Расположенный в устье Финского залива п-ов Ханко имел огромное значение для обороны наших западных морских границ. Одновременно п-ов Ханко являлся удобным плацдармам для вторжения сухопутных войск на территорию Финляндии и Аландские острова и служил базой для легких сил и подводных лодок, которые могли действовать в Балтийском море и Ботническом заливе.

Главным назначением военно-морской базы Ханко, определявшимся в значительной степени его военно-географическим положением и сложившейся в начале войны обстановкой, было обеспечение устойчивости правого фланга минно-артиллерийской позиции в устье Финского залива, оковывание немецко-финских морских сил, а также создание постоянной угрозы морским сообщениям в тылу Финляндии.

Силы военно-морской базы Ханко (командир базы - генерал-майор С. И. Кабанов, военком - бригадный комиссар А. Л. Раскин) включали:

- 5-й отдельную стрелковую бригаду;

- сектор береговой обороны (3х 305-мм, 4х 150-мм и другие орудия, всего 99);

- 7 малых охотников и 16 различных вспомогательных судов и катеров;

- авиагруппу (2 эскадрильи истребителей И-16, пополнявшихся затем самолетами из Таллина, и 5 летающих лодок МБР-2).

Общая численность гарнизона составляла 25 300человек.

План обороны ВМБ Ханко показан на рис. 10.

С началом военных действий финны повели интенсивный минометно-артиллерийский обстрел Ханко и близлежащих к нему островов. 30 июня они пытались прорвать передний край нашей обороны, но были отброшены с большими потерями в исходное положение.

В первой половине июля части противника вновь предприняли попытку прорваться на сухопутном направлении в районе Лапвика, но, попав в огневое кольцо, были уничтожены нашей артиллерией.


Рис. 10. Оборона ВМБ Ханко 26-2 декабря 1941 г.

Учитывая недостаточность вражеских сил для решительного наступления на нескольких направлениях, а также неспособность финских войск преодолеть оборону Ханко, командующий КБФ вице-адмирал В. Ф. Трибуц 10 июля поставил гарнизону Ханко новую задачу: усилить активные действия против финнов, чтобы отлечь с Карельского перешейка их силы, подготовленные для наступления на Ленинград.

С 16 июля по 4 августа наши десанты, высаженные с катеров и шлюпок при поддержке береговой артиллерии и авиации, заняли 19 островов севернее и восточнее Ханко. Чтобы лишить финнов возможности определить направление десантных действий, они осуществлялись на различных участках обороны базы. Высадка десантов проводилась ночью с расчетом на внезапность. Успех был достигнут благодаря четко организованному взаимодействию десантных отрядов с катерами поддержки, артиллерией и авиацией.

Попытки противника вернуть острова были отбиты. Не понимая цели наших действий, финны постоянно усиливали свою оборону. Тактика активной обороны, заключавшаяся в расширении обороняемого плацдарма, держала врага в постоянном напряжении, заставляла его предполагать возможность крупного наступления гарнизона Ханко на материк и оттягивать значительные силы пехоты и артиллерии с ленинградского направления.

Согласовав свои действия с наступлением немецко-фашистских войск на Ленинград, финны безуспешно пытались прорвать фронт обороны Ханко, а немцы - овладеть о. Осмуссар.

Защитники Ханко стойко выдержали все удары и сумели еще более усилить оборону, построив ряд сооружений, подземные ангары и бетонные взлетные дорожки.

С октября 1941 г., после провала штурма Ленинграда, финны больше не предпринимали попыток захватить полуостров, продолжая, однако, держать защитников Ханко в большом напряжении интенсивными обстрелами. Они расходовали в день от 2000 до 6000 снарядов. Кроме того, по 6-8 раз в сутки Ханко подвергался налетам авиации.

Учитывая тяжелую обстановку под Ленинградом, потерю островов Моонзунда, невозможность снабжения Ханко морем в условиях зимы и захвата противником южного побережья Финского залива, Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать гарнизон Ханко.

Главной опасностью при проведении операции по эвакуации являлись минные заграждения. Гитлеровцы продолжали усиливать минный рубеж на линии Юминда - Каллбодагрунд. С 3 сентября по 14 ноября они выставили здесь дополнительно еще 958 мин и 700 минных защитников.

Эвакуация проходила по строгому плану с 26 октября до 2 декабря и прикрывалась заслоном в 12 тыс. человек. В состав отрядов кораблей входили 2 минных заградителя, лидер, эсминцы, тральщики, катера и транспорты.

Для соблюдения скрытности переходы совершались в темное время суток и в плохую видимость, на о. Гогланд была создана промежуточная база, что позволило лучше обеспечить переход отрядов в западной части залива. Все отряды проводились за тралами северным и южным фарватерами.

Однако тральщиков не хватало, вследствие чего несколько кораблей и транспортов погибло на минах. Для обеспечения переходов велась воздушная разведка. Истребительная авиация прикрывала стоянку кораблей на Гогланде и Ханко и участки, по которым корабли проходили в светлое время суток.

Эшелонированное выполнение эвакуации позволило до конца сохранить прочную круговую оборону полуострова и вывезти весь гарнизон Ханко и о. Осмуссар общим количеством 27 809 человек. Поставленная флоту задача была успешно выполнена.

Характерно, что ни один из кораблей и транспортов, участвовавших в операции, не был потоплен артиллерией, авиацией или торпедным оружием противника. Флот, несмотря на тяжелую обстановку и неблагоприятные метеорологические условия, доставил в Ленинград закаленный в боях гарнизон Ханко, а также 23 тыс. т. продовольствия и боеприпасов.

По заключению Военного совета фронта, операция была проведена с гораздо лучшими результатами, чем ожидалось. Необходимо признать, что потери, которые флот понес в корабельном составе в сложившихся условиях, всё же имели место из-за минной опасности.

Пять споловиной месяцев оборонялась военно-морская база Ханко, полностью выполнив поставленные перед ней задачи. Она отвлекла и сковала силы финнов, предназначавшиеся для наступления на Ленинград, обеспечила удержание в наших руках оборонительного рубежа Ханко - Осмуссар до конца кампании 1941 г., чем прикрыла дальние подступы к Ленинграду и способствовала длительной обороне Моонзундских островов и о. Осмуссар.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 635 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...