Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения



Мировоззрение – это целостное интегрированное духовное образование. Это сплав знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, ценностей, норм, идеалов. Таким образом, в мировоззрении представлены как интеллектуальный, так и эмоциональный опыт людей. Его эмоционально-психологическую сторону называют мироощущением, а познавательно-интеллектуальную – миропониманием.

Существует 3 исторических типа мировоззрения: миф, религия и философия. Коэффициент интеллектуальности этих мировоззрений различен. Миф (с древнегреческого «предание», «сказание») – способ понимания мира, характерный для ранний стадий общественного развития: сказания разных народов, которые по-разному объясняли мир и место человека в нем. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства. В мифе переплетаются и вымысел, и вера, и знание. Мифы играли огромную роль в жизни первобытного общества. Религия также решает вопросы о происхождении мира и человека. Опирается на веру в Бога. Три мировые религии: буддизм, ислам и христианство. Философия опирается на знания, стремиться доказать выдвигаемые положения. Философы стремились предать определенный порядок, системность всему. У философии есть свой категориальный аппарат (понятия). Она выносит на первый план именно интеллектуальные аспекты мировоззрения. Таким образом, философия – теоретически сформулированные мировоззрения. Это система знаний о мире и человеке.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. Философское мировоззрение – доказательное, рациональное, системное мировоззрение, основанное на мышлении а не на чувственных образах. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение – его системность и теоретический, логически обоснованный, характер системы взглядов.

3. Зарождение философской мысли, её культурно-исторические предпосылки. Исторические типы философии и их специфика.

Философия с глубокой древности задаётся проблемой: что такое бытие? Но размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется понятным – значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. Такое сомнение становится возможным, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьёзные противоречия и конфликты и появляются потребности различения того, что общепринято и того, что истинно на самом деле. Но, выступая в роли критика, философ полностью не порывает с культурной традицией, с нравами и обычаями той социальной общности, к которой он принадлежит. На заре истории человечества, когда существуют родовые принципы, в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Но постепенно мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием, возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия.

Рассматривая центральные проблемы, встававшие перед философами того или иного периода, можно получить представления об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории. Античная философия возникает и живёт в «силовом поле», полюсами которой является, с 1-й стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука. В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. В эпоху Возрождения 15-16 века – философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет доминирующую роль. Это связано с постепенным освобождением от церковного авторитета. В отличие от Возрождения, Реформация выдвигает на первый план нравственно-эстетическую тематику и акцентирует практический аспект. Для философии Нового Времени 17-19 века характерна ориентация на науку с 1-й стороны и на юридическо-правовую сферу с другой. Под наукой в новое время понимается экспериментально-математическое естествознание, а ведущие философы Нового Времени, поэтому ставят в качестве важнейшей задачи именно обоснование научного знания. В 18, а особенно в 19в., происходит переориентация мировоззрения – теологию вытесняет с одной стороны развивающаяся наука, с другой - правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве. Важную роль в истории философии играла философия Просвещения, представленная в 18в. в Англии, прежде всего Локком, во Франции – плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и др., а в Германии – Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии, традиционной метафизики составляет основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию. Убеждение в том, что разум является источником и двигателем прогресса, определяет умонастроения 18в. Философское мышление 19в, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель), существенно определяется принципами историзма и диалектики – и именно в 19в происходит расцвет исторической культуры, права, науки, религии и т.д. Конец 19 – начало 20в – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Т.о. философия в своём развитии обусловлена социокультурными факторами, а различие в стиле мышления, господствующем в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских проблем.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 1425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...