Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

посвящается 6 страница



Данные Училища получили название “Мариинских”.

В то же время, там была достаточно солидная программа. Назовем ряд предметов: Закон Божий, русский язык, арифметика, отечественная история, география, начальные сведения из естествоведения, чистописание, рисование, пение, рукоделие. Данный курс обучения был рассчитан на четыре года. Каждая ученица, кроме знания данных предметов, должна была уметь скроить и сшить для себя самое необходимое, дабы не быть раздавленной жизненными невзгодами после окончания училища.

Позитивные цели по совмещению общего образования и профессиональной ориентации (используя современную терминологию) достигаются в широких государственных масштабах в 1893 году в память бракосочетания Великой Княгини Ксении Александровны.

В эти знаменательные дни в Санкт-Петербурге был открыт Институт для полусирот, получивший наименование “Ксенинского”. Необходимо подчеркнуть, что в ряде общеобразовательных женских заведений Данного Ведомства особая роль предназначалась практической постановке преподавания предметов, имеющих непосредственное отношение к сложным жизненным ситуациям, к семейному обиходу. (Здесь и уроки рукоделия, и умение вести домашнее хозяйство, и знание тончайших нюансов, связанных с гигиеной женщины). Гуманная деятельность Ведомства может быть очерчена следующими весьма показательными данными. В Москве и в Санкт-Петербурге в Воспитательные Дома ежегодно принимались более 20 тысяч младенцев “несчастнорожденных”, т. е. вне брака, и 20 тысяч детей, рожденных законно, в церковном браке. Сфера призрения была весьма сильно развита в деревнях. Например, у приемных родителей воспитывалось до 80 тысяч младенцев. Дети, которые оставались в Воспитательных Домах, находились на попечении государства до двадцати одного года. Для питомцев Воспитательных Домов было учреждено более ста школ вышеназванного профиля.

В видах “децентрализации” в плане создания разветвленной системы социальных учреждений были созданы “ясли” в таких городах, как Вологда, Полтава, Екатеринослав, Петрозаводск, Рига, Томск, Рыбинск, Моршанск, Керчь, Таганрог.

По призрению сирот старшего возраста (после пяти лет) были созданы детские приюты во многих городах России. Перед нами весьма показательные данные, подтверждающие высокий уровень благотворительности той эпохи: ежегодно в 176 приютах призревалось до 14 тысяч детей. Причем до 4 тысяч детей находилось на полном содержании заведений Ведомства.

Все призреваемые обучались Закону Божию, грамоте, первоначальным наукам по программам народных училищ и различным ремеслам.

Мы не можем не обратить внимания на процесс, связанный с социальной, профессиональной реабилитацией слепых. На том этапе благотворительности в сфере социальной работы для детей обоего пола, лишенных зрения, имелось 21 училище: 2 находились в Санкт-Петербурге и в Москве и 19 – в губерниях Российской Империи. Воспитанники обучались наукам и различным ремеслам, доступным незрячим людям с учетом их возможностей. Причем, слепые занимались по новейшим системам и методикам с учетом отечественного и зарубежного опыта. В данной системе культурных благотворительных институтов занималось более 700 слепых детей обоего пола. В то же время, с учетом непреходящей связи ушедших, живущих, грядущих поколений, Ведомством императрицы Марии было открыто еще 6 заведений для призрения и подачи помощи взрослым слепым.

При супруге императора Александра III не прерывается замечательная традиция в деле помощи глухим индивидам, берущая свои важнейшие духовные истоки от императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I.

В специальном училище воспитывалось до 200 детей обоего пола. Причем, в процессе обучения они постоянно пребывали в интернатах, специально приспособленных для длительного нахождения в них лиц обоего пола.

В то же время, 50 человек сдавали экзамены экстерном и большую часть времени проводили дома, под опекой родителей. Призреваемые обучались Закону Божию, русскому языку, математике, различным ремеслам с учетом сенсорной специфики восприятия глухими людьми явлений окружающего мира. 60% учеников, благодаря усовершенствованию способов обучения, начинали говорить так, что их понимали слышащие индивиды.

Наш курс социальной работы, связанный с историческим экскурсом, был бы не полным, если бы мы не выделили тезис, связанный с всемерным совершенствованием женского воспитания и образования (кроме технических училищ) при императрице Марии – супруге Александра III.

Только в 31 гимназии, в институтах, закрытых заведениях Ведомства, прогимназиях, на Педагогических курсах получали законченное образование до 10 тысяч девиц разных сословий и вероисповеданий.

В трех Мариинских училищах и 70 женских школах, учрежденных различными благотворительными обществами, воспитывались и получали образование более 6 тысяч девиц.

Относительно призрения и воспитания мальчиков.

Здесь тоже были замечательные успехи и впечатляющие результаты. Например, в трех заведениях Ведомства императрицы Марии (двух Коммерческих училищах и Николаевском Гатчинском Сиротском институте) воспитывалось около 2 тысяч человек.

Относительно воспитания и образования юношества.

Если изучать элитарно-кастовый вариант, то только в Императорском Александровском Лицее получали гимназическое и академическое образование более 200 человек из потомственных дворян.

Относительно призрения взрослых людей (престарелых, дряхлых, увечных, лишенных средств к существованию и не в состоянии прокормить себя).

В 36 богадельнях, включающих в себя и два вдовьих дома, ежегодно призревалось до 5 тысяч человек.

Врачебно-медицинская помощь в Российском Государстве дореволюционного периода особенно тщательно изучалась специалистами в сфере социальной работы за рубежом. Речь идет о таких развитых странах с демократической ориентацией, как Швеция, Германия, Англия, Франция, США.

В эпоху Александра III в Санкт-Петербурге, Москве, крупных губернских городах насчитывалось 40 больниц, в которых имелось 4200 кроватей. Причем, получали стационарное лечение до 25 тысяч больных, а амбулаторное – более 400 тысяч больных в год.

Ряд обществ в данном Ведомстве по обширности благотворительной христианской деятельности приобрели выдающееся значение в историческом, нравственном аспектах не только в жизни России, но и за ее пределами, даже в двадцатом столетии в качестве своеобразных духовных маяков, на которые нужно равняться в сфере социальной работы.

Речь идет о таких социальных институтах, как Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых, Императорское женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество 1837 года, Московское дамское попечительство о бедных и других.

20. Император Николай II и его благотворительная деятельность

В наиболее общем ключе осветим благотворительную деятельность императора Николая II и его супруги, дабы потом блоками высветить Общественные работы, Дома трудолюбия и т. д.

Мы не будем писать о трагических событиях, связанных с правлением последнего Властителя Дома Романовых. Ни о Ходынке, которая унесла сотни невинных жизней (об этом прекрасно написано у Гиляровского), ни о расстреле мирной демонстрации в 1905 году, когда погибли женщины, дети, старики, а царь не сумел помешать этому побоищу, ни о столыпинских “воротниках”, когда были повешены тысячи восставших рабочих, ни о расстрелах голодных людей на Ленских приисках, ни о восстании на броненосце “Потемкин”, ни о страшных поражениях нашей морской армады в войне с Японией, ибо вся казна была разграблена замечательной родней царя, ни о еврейских погромах в Николаеве и Кишиневе, при молчаливом сочувствии казачьих полков, призванных охранять мирное население любой национальности. Мы не будем писать о мировой войне, которая унесла 8 миллионов жизней граждан России, ни о бесхребетности императора, отрекшегося от престола. При этом я считаю тяжким преступлением большевиков расстрел царской семьи.

А теперь некоторые позитивные моменты.

При императоре Николае II были открыты мощи Величайших Святителей Земли Русской Иоасафа Белгородского и Серафима Саровского.

Что касается благотворительной деятельности в интересующем нас аспекте социальной работы.

Мы открываем статистические данные, архивы того времени. Благотворительных учреждений на том этапе насчитывалось 210. В Российском Государстве было 57 учебно-воспитательных заведений, призревающих и обучающих более 5500 сирот и детей бедных родителей. В стране насчитывалось 63 богадельни, призревающих 2000 престарелых и увечных мужчин и женщин. В Санкт-Петербурге, в Москве 2 дома с бесплатными и дешевыми квартирами для нуждающихся. В Санкт-Петербурге было 3 ночлежных приюта, дающих ежедневно крышу над головой и пищу 2500 бедным. 6 заведений в Санкт-Петербурге, по типу Домов трудолюбия, предоставляли работу 1000 трудящихся, а иногда и больше. В 7 народных столовых ежедневно получали бесплатные обеды 2500 человек.

В Российском Государстве существовали 26 Комитетов в сфере благотворительности, которые оказывали временную помощь деньгами, платьем, обувью, топливом в холодные времена более 10 000 бедняков. В 12 медицинских учреждениях получали лечебную помощь, в стационарном и амбулаторном вариантах, 140 000 бедных больных.

21. Система здравоохранения и Медико‑Филантропический Комитет

Перейдем к особому разделу, связанному с системой здравоохранения. Данный Российский опыт потом органично войдет в зарубежные модели высокоразвитых стран с демократическим настроем, будет использован ведущими медицинскими светилами советской науки.

Речь идет о “Благодетельном Обществе”, созданном в 1802 году и руководимом статс-секретарем, камергером Витовтовым. Причем, помощь ближнему была организована по примеру Гамбургского Общества с прицелом на создание в будущем Домов Трудолюбия с отходом от безразборчивой раздачи подаяния. В Совет “Благодетельного общества” входило 17 членов.

Первыми деятелями “Благодетельного Общества” были министр коммерции, граф Румянцев, надворный советник Щербаков, иностранный купец Фандер Флит. Особое внимание лидеры данного социального института уделяли физическим бедствиям, “с рождения до конца дней человека обременяющим”. В этом можно было наглядно увидеть христианское чувство сострадания или эмпатии (применяя современные термины). В столице (Санкт-Петербурге) был учрежден Медико-Филантропический Комитет под руководством известных докторов медицины, объединившихся в своеобразную профессиональную элиту. Сюда вошли Фейтанг, Вельзен, Эллизен, Уден, Тимковский. От правительства было дано 5 тысяч на канцелярские работы, на подготовку документов, открытие архива и т. д.

В 1804 году Комитет разработал мощную, многоступенчатую программу призрения больных людей.

Данная концепция была одобрена правительством, и на членов Комитета был возложен ряд обязательств. Сюда входило: домовое призрение бедных больных, открытие диспенсариев в разных частях города, вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах, создание особенных больниц для страждущих прилипчивыми болезнями, призрение искаженных природой или случаем; воспитание глухонемых и слепых; открытие богоугодных заведений для различных категорий страждущих.

Из собственного кабинета императора Александра I каждый год на развитие данного Комитета и на помощь больным, страждущим людям выдавалось 24 тысячи рублей ассигнациями.

Через год после своего открытия, руководители данного Комитета смогли устроить бесплатное лечение бедных в домашних условиях, открыть диспенсарии в различных частях города. Причем, приходящие больные в определенные часы получали от врачей бесплатные консультации (“потребные советы”) и лекарства. В одиннадцати частях города были избраны врачи для бедных и их помощники, имеющие фельдшерское образование.

В Петербургской, Московской, Рождественской частях столицы были открыты “особенные лечебницы” (по шесть кроватей в каждой) для страждущих заразными болезнями.

В 1806 году данным Комитетом была открыта глазная больница на десять кроватей. Впоследствии персонал больницы мог обслуживать уже двадцать пять человек. Деньги, получаемые от благодетелей, шли строго целенаправленно на улучшение питания больных людей. В то же время, Комитет оказывал действенную помощь бедным роженицам через своих профессиональных акушеров в основном бесплатно или за мизерное вознаграждение с учетом возможностей страждущей женщины.

Комитет присылал для консультации и лечения великолепных зубных врачей в кварталы нищеты.

В 1805 году под руководством Витовтова был создан “Попечительный Комитет о бедных”, задача которого состояла “в оказании помощи денежной истинно бедным и несчастным людям”.

Изучив в наиболее общем виде деяния государей, императриц в сфере благотворительной деятельности, мы должны увидеть особые блоки, эпизоды, присущие всем эпохам, всем периодам царствования тех или иных властителей.

22. Роль общественных работ в системе благотворительности

Мы только что писали о работе Медико-Филантропического Комитета, деятельность которого, по сути, является духовной основой в системе здравоохранения развитых стран, придерживающихся демократической ориентации. Не могу не остановиться еще на одном замечательном явлении в сфере социальной работы, или благотворительной деятельности, с учетом исторических реалий, конкретных жизненных обстоятельств.

Речь идет о, так называемых, общественных работах, которые и сегодня являются удивительным образцом в сфере профессиональной занятости населения в технической и духовной ипостасях в экстремальной ситуации, в период ломки тех или иных социальных нравственных стереотипов, на стыке различных социальных структур.

Общественные работы были одним из видов спасения миллионов несчастных в трудные, голодные, неурожайные годы. В этом заключалась особая помощь царского правительства, государственных и земских учреждений в сфере христианского милосердия. Строительством дорог, мостов, поселений необходимо было занять, поддержать легионы тружеников, спасти их от голодных бунтов, разбойных нападений на мирных обывателей, не дать им деградировать, пасть в социальном и нравственном аспектах, не говоря уже о потере профессионализма.

В то же время, нельзя не сказать о злоупотреблениях в этом вопросе. Речь идет о воровстве, казнокрадстве в особо крупных размерах, о злоупотреблении своим положением.

Все это было свойственно или присуще российским гражданам при любой социальной формации. К сожалению, наша страна далеко не исключение из общего правила. В частности, генерал Анненков, живший в эпоху императора Александра II, присвоил себе огромную сумму денег, предназначавшуюся на строительство Феодосийской ветки Новороссийской дороги. Но, что “позволено Юпитеру, не дозволено волу” – говоря словами Раскольникова в “Преступлении и наказании”, есть нравственность для Магомета, Наполеона и др., и есть другая форма для простых смертных. Наша мысль подтверждается Величайшим повелением императора Александра II, по которому дело генерала Анненкова было закрыто.

Нам необходимо сформулировать основные критерии, определить специфику общественных работ дореволюционной России. Найти отличие данной формы благотворительной деятельности от европейских образцов. Историки социальной работы особо подчеркивают, что общественные работы в Российской Империи носили исключительно сельскохозяйственный характер, но отличались значительно большим разнообразием по сравнению с такими же моделями социальной работы в Западной Европе.

К главнейшим направлениям следует отнести работы по водоснабжению и гидротехнике. Сюда входят следующие виды деятельности: устройство плотин, водохранилищ, каменных колодцев, котлованов, водосборных бассейнов. К ним примыкают возведение дамб, устройство дренажа, специальных валов для лиманного орошения; создание снегосборных щитов, трудоемкий процесс, связанный с накоплением снега на крестьянских полях, возведение особых гор под названием “снежники”.

В сферу общественной деятельности входила работа по укреплению оврагов, песков, берегов рек. Работы по спрямлению, расчистке и углублению рек и озер.

(Большевикам, особенно их замечательным руководителям не следует гордиться великими гигантскими стройками века. До них этим великолепно занимались наши предки, российские крестьяне. Причем, добровольно и без победных реляций в адрес ЦК КПСС, главного ордена воинствующих бюрократов).

Мы не можем не остановиться на дорожных работах по проведению, так называемых, проселков, особых дорог, соединяющих самые отдаленные места Российского Государства. Причем, все это строилось по последнему слову российской и зарубежной технологии (без затягивания “родной дубины”).

Рабочие уделяли внимание созданию лесных просек, лесорубным и распилочным работам. (Мы видим прекрасное понимание экологических задач, связанных с гармоничным равновесием между человеком и миром природы). И в этом они намного опередили своих потомков, гордо шагающих по Северному полюсу и “меняющих движение рек”.

Мы открываем замечательные книги наших современников: “Серебряные рельсы” и “Память” В.Чивилихина, “Территорию” О.Куваева, “Веранду в Лесу” И.Дворецкого, “Память Земли” Фоменко.

Вспоминаем, как “лихие” строители срубили леса вдоль всей линии железной дороги, и ветры без всякого сопротивления начисто развеяли тончайший плодоносный слой земли. Мы вспоминаем прекрасные книги В.Липатова о сибиряках, лесорубах и видим вместе с ним, как гниют великолепные деревья, ибо их некому вывезти, сплавить в подходящее время.

Об этом “Игорь Саввович” и другие произведения, так рано ушедшего писателя, но успевшего сделать очень много.

К особому виду строительных работ относилось создание хлебозапасных магазинов, ибо настоящий хозяин не может не думать о стихийных бедствиях, могущих обрушиться на его край. (Мы не можем не вспомнить о страшной бомбежке Бадаевских складов, сконцентрированных на одном участке земли, когда в результате преступной халатности руководства и продуманной акции противника, население Ленинграда, по сути, было обречено на голодную смерть).

Строители занимались возведением школьных зданий, заботились, чтобы классы были просторными, светлыми, утепленными; учебных мастерских, включающих в себя обучение различным ремеслам и профессиональным навыкам.

Наши предки зимой думали о будущем, и для них не было неприятных неожиданностей, если зимой начинались сильные морозы или внезапные оттепели, а весной случались заморозки с градом и прочими стихийными бедствиями.

Итак, речь идет о деяниях по заготовке материалов для весенних работ. (Здесь и обработка камня, и вырубка леса, и подготовка полей и т. д.).

Наши предки были исключительно дальновидны. И даже в мелочах проявляли глубину понимания вопроса.

Например, они занимались устройством, так называемых, показательных огородов, дабы остальные труженики следовали идеальным образцам, совершенствуя себя в данной сфере профессиональной деятельности.

Крестьяне не брезговали работами, связанными с истреблением сусликов, ибо от эффективности их деяний очень часто зависела судьба урожая.

23. Общественное призрение и крестьянское хозяйство

Мы переходим к важнейшему разделу курса социальной работы, связанного с постановкой дела общественного призрения в крестьянских хозяйствах.

Одна из форм дореволюционной благотворительности предполагала “кормление нуждающегося”.

Речь шла о хождении потерпевшего беду человека (часто со своими близкими) от одного крестьянского двора к другому до тех пор, пока несчастный не обойдет все селение. (Это яркий пример христианской благотворительности, берущий свое начало с древнейших времен княжеского добротолюбия).

Когда нищие, убогие, страждущие, больные, юродивые шли по деревне в поисках милостыни, куска хлеба, им никогда не отказывали. В противном случае, в голодные неурожайные годы в России погибли бы сотни тысяч людей. (Правительству большевиков, великолепно воплотившему в жизнь идеи “коллективизации” и “уничтожения кулака, как класса” не мешало бы поучиться состраданию у наших предков, ибо эксперименты с народом унесли жизни десятков миллионов ни в чем не повинных людей).

В то же время, крестьянская община отторгала от себя здоровых, наглых людей, сделавших нищенство своей профессией, основой, смыслом жизни. (Достаточно вспомнить Постановления императора Петра I и других государственных деятелей).

Каждый из нас прекрасно знает, что представляет для крестьянина страдная пора, уборка урожая, когда невозможно оторваться ни на одно мгновение от Земли-кормилицы, но дети при этом остаются брошенными на произвол судьбы, и им угрожает вполне реальная опасность, связанная с психофизическими травмами.

Вследствие этого, во многих деревнях крестьяне поддерживали открытие яслей для малолетних детей, но при этом мы не можем не остановиться на парадоксальной ситуации. Кроме яслей, в ряде деревенских уездов были построены прекрасные богадельни, но они пустовали, ибо крестьяне, как подчеркивают историки в сфере отечественной социальной работы, предпочитали нищенствовать, но быть свободными, чем пребывать в неволе, даже если при этом им будет обеспечен максимальный комфорт.

Перед нами замечательная работа доктора Шенгелидзе “Роль яслей-приютов в деревнях с точки зрения взаимопомощи”.

Автор дает своеобразный исторический фон, пишет о тяжких социальных обстоятельствах, связанных с голодом, неурожаем, эпидемиями, безработицей в производственной сфере, войной с Японией и другими мощными государствами. Все это способствовало ответной христианской реакции лучших людей Отечества, стремящихся облегчить страдания миллионов обездоленных, в том числе женщин, детей, стариков и представителей других социально незащищенных слоев. Речь идет и о повышении трудоспособности, и относительного благосостояния рабочего и крестьянского населения Российского Государства.

В частности, нельзя не остановиться на мероприятиях общественной самопомощи, включающих в себя создание и открытие приютов и яслей для детей в широком социальном смысле этого слова, ибо здесь требовался и мощный контингент педагогов, способных создать особый духовный и профессиональный настрой в детском и юношеском коллективах. (Без таких педагогов, без такой нравственной почвы не появились бы в нашей стране деятели, подобные Выготскому, Ушинскому, Макаренко, Сухомлинскому, Бодалеву и другим).

(Мы не можем не остановиться на истории создания яслей, ибо это далеко не последний компонент в сфере благотворительной деятельности, т. к. разрыв между ушедшими, живущими, грядущими поколениями, презрение к старости, пренебрежительное, брезгливое отношение к детям предполагает социальную деградацию и нравственный распад общества).

Итак, социальный институт благотворительности под названием “ясли” впервые появился во Франции в 1840 году в качестве частного учреждения по инициативе тех, для кого добротолюбие было не риторикой, а смыслом жизни в действенном, практическом ключе.

В 1862 году во Франции произошло еще одно замечательное событие в сфере благотворительности. Речь идет об особом государственном Декрете, по которому “ясли” получили статус правительственных учреждений. Причем, данный социальный институт очень быстро распространился во всех крупных, развитых государствах Европы, в том числе и в России.

В нашем Отечестве “ясли” появились в 1850 году.

Сначала этой проблемой, как и в Париже, занимались частные лица. Причем, в плане терминологии, социальных ориентиров особо подчеркивалось, что ясли являются дневными приютами для детей, не умеющих ходить, а для более взрослых детей существуют уже более совершенные формы призрения, учитывающие индивидуальные, природно-профессиональные склонности питомцев.

В Российском Государстве наиболее полно и эффективно функционировали, так называемые, “ясли-приюты”. Причем, здесь можно увидеть два вида этого социального института, с точки зрения благоустройства и специфического контингента. Речь идет о городских и деревенских яслях. Изучая социальную работу той эпохи, мы видим ясли-приюты не только дневного типа, но и смешанного, где дети могли находиться круглосуточно (модели будущих интернатов). Причем, последний тип был больше всего распространен в городских и фабричных центрах, где родители были очень загружены в аспекте многочасовой трудовой деятельности.

Но и в самой системе яслей-приютов можно увидеть определенные нюансы, те или иные модели, дифференцированный подход к различным социальным слоям и группам. Например, открывались ясли исключительно для детей бедных родителей. В другом случае, особое преимущество получали дети, имеющие отцов, взятых на войну.

Изучим с помощью документов, историков социальной работы более подробно положение яслей-приютов в Санкт-Петербурге в прошлом столетии.

В частности, за дневное пребывание в яслях родители ребенка платили от трех до десяти копеек, в зависимости от заработка, своих материальных возможностей.

Можно увидеть определенные нюансы и в самой системе обслуживания яслей-приютов. В одном случае одежду и постель детям предоставляли работники данных учреждений. В другом – только квалифицированный уход и пищу. Упрощенный вид яслей-приютов, связанный с обслуживанием детей, был связан с предоставлением помещения и правильным надзором, вне питания молодого поколения.

Мы не можем не остановиться на деятельности в данном благотворительном аспекте Суджинского Земства. Был создан тип ясель-приютов, объединяющих два больших селения, где были охвачены призрением все дети, без исключения.

Особого внимания заслуживают ясли-приюты с элементами профессиональной ориентации.

Кроме, так называемых, гигиенических задач, преследовались воспитательные цели. В частности, детей обучали грамоте, рукоделию, знакомили с явлениями природы с помощью эмоциональных, художественных бесед. (В последнем случае можно увидеть своеобразную увертюру к образным урокам Василия Сухомлинского). В то же время, педагогический коллектив яслей собирал родителей, дабы ознакомить их с основными требованиями гигиены, необходимыми для полноценного развития ребенка. Благотворители, светлые люди своей эпохи, должны быть названы. К ним относится и земский начальник Ерогин, открывший специальные приюты для крестьянских сирот, подтверждая этим деянием величие реформы, задуманной императором Александром II. В Томской губернии меценаты, продолжающие на практике в сфере благотворительности деяния Ф.Гааза, открыли приюты для детей арестантов.

Историки социальной работы отмечают, что выдающуюся роль в проведении в жизнь деревни яслей-приютов сыграли благотворительные учреждения правительственной организации, государственного аппарата; земства во главе со своими врачами и частные лица. Низкий земной поклон замечательным представителям сельской интеллигенции. (Применяя современные термины, индивидам “интеллектуально-морального блока”, по концепции А.Грамши).

Заведующими яслями-приютами являлись сельские учительницы, фельдшерицы, жены врачей, священников, псаломщиков, “мелкопоместные землевладелицы”, отдельные представители городской интеллигенции, приехавшие в деревню по зову сердца для просвещения народных масс, а не для революционной деятельности. Заведующими яслями-приютами становились и крестьянские девушки, получившие образование.

Необходимо подчеркнуть, что ясли-приюты создавались по “приговору” или решению крестьянских обществ и ими же субсидировались. При этом шел живительный процесс преодоления суеверий, религиозного фанатизма.

Отрадно отметить, что Центральное попечительство по яслям-приютам, занимаясь проблемами гигиены и воспитания ребенка, в качестве нравственного образца для благотворительной деятельности обратилось к многолетнему опыту Попечительства слепых и глухонемых. И это было весьма символично не только в плане грядущей социальной интеграции полноценных людей и инвалидов, но и в аспекте подтверждения идей христианства, связанных с непреходящим стремлением помочь падшим, сирым, инвалидам, юродивым.

24. Городское управление общественным призрением (Дома трудолюбия)

Мы переходим к интересному разделу курса социальной работы, связанному с городским управлением общественным призрением. Основой для разбора и исторического экскурса является прекрасная статья А.Горовцева “Трудовая помощь как средство призрения бедных”.

Первый Дом трудолюбия был основан в России в 1882 году, но мы не хотим заниматься неблагодарным делом прославления идей “квасного патриотизма”. Мы стремимся к созданию объективной картины социальной работы в различных странах с различными социальными системами и жизненными укладами. Вышеназванный институт благотворительности был создан одновременно с новейшими учреждениями трудовой помощи в Германии и во Франции. Духовными пастырями, основателями данных учреждений были господа Бодельшвинг и Робэн.

В Российском Государстве основателем Дома трудолюбия был выдающийся Святитель XIX столетия, незабвенный Иоанн Кронштадтский, который вместе с Александром Невским и Ксенией Блаженной входит в сонм Петербургских Святых, в России и в мире просиявших. Необходимо подчеркнуть, что Кронштадт во времена Иоанна привлекал богомольцев с такой же духовной силой, как Киево-Печерская и Троице-Сергиевская Лавры.

Мы акцентируем внимание студентов на том, что Иоанн Кронштадтский отрицал беспорядочную уличную подачу милостыни. Это было связано с учетом новых исторических, социальных реалий и с продолжением дела Петра I в сфере благотворительности. Выдающийся священнослужитель создал Дом трудолюбия при приходском попечительстве Андреевского Собора, ныне превращенного в Музей морской славы.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...