Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнеиндийская философия брахманизм индуизм буддизм



Брахманизм Познание человека - это осознание Бога в себе и освобождение от всего, что нас ограничивает."Ведийский" период подготовил "брахманский" период развития культуры и заложил основания для формирования ее души - философии. В этот период происходят существенные социальные изменения, что нашло свое отражение в законах Ману. Законы Ману обеспечили достаточно жесткий регламент развития общества, определив роль и место каждого человека. Кочевые племена ариев превращаются в оседлое общество с развитым земледелием, ремеслом и торговлей. Социальная структура этого общества включала четыре сословия: брахманов (жрецов), кшатриев (военной знати), вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр (аборигенов). Верховное положение жрецов обусловило перекомпоновку ведической литературы, изменение ее направленности. Выделяются Ригведа (знание гимнов), Брахманы (руководство ведическим ритуалом) и Упанишады (своеобразный комплекс ведической идеологии - мировоззрения).Уже в Брахманах встречаются высказывания о происхождении и возникновении мира, рассматривается положение о воде как первосубстанции. Но характер этих высказываний свидетельствует, что Брахманы продолжают линию мифологии, выступают своеобразным ее правопреемником.Для брахманизма, как мы называем учение Упанишад, фактически ничего нет, кроме Бога.Брахман - это субстанция "бытия мира", это то, из чего все возникает и куда все возвращается.Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем в последующих воплощениях душа входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. Тот, кто совершал добро, кто жил в согласии с моралью, кто воспринимал земную жизнь как тлен и суету, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не разумны, в будущей жизни выступает как член низшей варны. Его ждет не мокша (освобождение), а карма (воздаяние).

Индуизм

Дать определение индуизму трудно из-за широты спектра объединяемых им традиций и верований. Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, принимающих авторитет Вед. В то же самое время принадлежность какой-либо традиции к индуизму не зависит от её древности или от того, насколько её вероучение и религиозные практики действительно основаны на Ведах. Некоторые течения, относимые к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровением. Они основываются на собственных писаниях и традициях, но при этом почитают тех же богов и следуют основным морально-этическим постулатам индуизма. Таким образом, индуизм не может рассматриваться как «категория» в классическом понимании этого слова: когда объекты однозначно либо принадлежат к ней, либо нет. Не являясь единой религией, индуизм представляет собой семейство религий и традиций. В индуизме отсутствует унифицированная система верований и общая доктрина. Нет в нём также централизованного органа управления. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя. Несмотря на это, индуизм обладает своей собственной уникальной формой и чертами, выделяющими его в отдельную религию. Индуизм часто сравнивают с баньяновым деревом, постоянно пускающим новые корни, которые со временем превращаются в стволы, также пускающие побеги. Этот пример наглядно показывает не только разнообразие индуизма, но и взаимосвязь, существующую между его различными течениями.

Буддизм

Буддизм - одна из крупнейших по численности последователей религий мира, а также древнейшая из мировых религий; он возник приблизительно в VI в. до н.э. Буддийское учение зафиксировано в священных текстах.Слово "Будда" является производным от санскритского корня "будх" (будить, пробуждаться) и обозначает переход от спящего затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию.

Буддизм заимствует из предшествовавшей ему индийской религиозно-философской традиции учение о карме - законе справедливого воздаяния, осуществляющемся в каждой последующей жизни за каждую предыдущую. Действие данного закона основывается на представлениях о переселении душ, согласно которому живая личность (или, по буддизму, иллюзия живой личности) не умирает с гибелью конкретного тела, но вселяется в новое тело - то, которое определяется соотношением заслуг и преступлений прошедшей жизни. Перерождения (сансара) могут длиться бесконечно, если существо не осознает четыре благородные истины и не станет на путь спасения. Для того чтобы такое осознание стало возможным, должен был появиться проповедник Закона (Дхармы), несущий погрязшим в тьме страданий и невежества людям свет истинного учения.Таким образом, причиной человеческой жизни-страдания является карма, т.е. закон справедливого воздаяния, осуществляющийся в перерождениях, а целью - нирвана, т.е. состояние свободы от стремлений. В итоге вероучение буддизма сводится к следующей формуле: человеческая жизнь определяется справедливостью, осуществляемой в каждой последующей жизни за каждую предыдущую, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы каждая последующая жизнь приближала его к состоянию свободы от стремлений.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 3127 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...