Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос № 36Древнеримские мазайки Рима



Римское декоративное искусство значительно превосходит по своему размаху все, что делалось в этой области на более ранних этапах античности. Завоевание Южной Италии и Сицилии, покорение Греции, подчинение эллинистических царств Малой Азии, Сирии и Египта открыли перед римлянами несметные сокровища искусства.. картины и статуи, изделия из бронзы, драгоценных металлов и стекла хлынули в Рим. Мазайка -широкое значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены, помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея. В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Мозаичные картины украшали стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой. Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои, сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же, мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и птицИскусство римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц, узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу. В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной архитектуры имеют свои современные названия. На руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но создавались в сравнительно непродолжительный срок. Фон на мозаичных картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно. Развитие науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Римские мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные мозаики. Трудоемкость техники «вермикулатум» в Древнем Риме. запоминающимися произведениями, которые были выполнены в этой технике можно считать такие произведения мозаичного искусства, как «Голуби на чаше» с Виллы Адриана в Тибуре, «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, «Всадник на тигре». опус сектиле- еще 1 техника наиболее престижная и дорогая мозаика. вырезанные по особой форме тонкие пластины натурального камня. основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры.. Обычно подобные мозаики выкладывались в сдержанной черно-белой гамме в обычной технике, а иногда в технике, в которой применяются очень мелкие размеры кусочков - тессер, которые составляли несколько миллиметров. Набор из таких маленьких кусочков, обладает почти безграничными возможностями передачи живописных эффектов, тончайших нюансов, плотности и весомости предметов, и в этом отношении эта техника несравнима ни с одним другим видом мозаичного искусства.

Вопрос №37 Скульптурный портрет древнего Рима Выдающимся достижением изобразительного искусства эпохи Римской империи является скульптурный портрет. Для скульптурного портрета времени поздней Республики, еще не воспринявшего благотворное эллинское влияние, характерно стремление запечатлеть конкретную человеческую личность, ее внешние черты и особенности, отличающие ее от любого другого лица. Для большинства римских скульптурных портретов первой половины и середины I века до н.э. — конца Республики характерен "веризм" — реализм, переходящий в натурализм. В I веке до н.э. создаются портреты, поражающие своей беспощадной правдивостью: обращаются к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков. Культура Рима этой поры пронизана стремлением к индивидуализму, для нее характерно очень трезвое, конкретное восприятие мира. Конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения. Восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. Римский корень тоже вполне ясен: первые римские портретные изображения в мраморе или в бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего, где все детали лица, складки, морщины - всё то, что может зафиксировать восковая копия, - превращалось в средство характеристики образа. В портретах республиканской эпохи: Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий. овеяны суровым духом республиканских добродетелей. В позднее республиканский период: просматриваться внутреннее содержание образа: простонародный Помпей, волевой и жестокий Цезарь, коварный Сулла. В скульптуре начала Римской Империи складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и рельефе. В его основе лежит греческое искусство V - IV веков до н.э. Большая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость характеризуют искусство середины и второй половины I века н.э. («портрет преемника Тиберия – Калигулы», Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи.

Римский портрет - это как бы сама история Рима, рассказанная в лицах, история его небывалого возвышения и трагической гибели: "вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами" (Герцен). Документальная правдивость, доходящая до обожествления, самый острый реализм, глубина психологического проникновения поочерёдно преобладают в нём, а то и дополняют друг друга. Со времён Адриана римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнажённых частей тела, и особенно лицо полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми.

Совершенное владение техникой обработки мрамора позволяет мастерам добиваться тончайшей моделировки форм лица, фактурности волос, одежды. В портретах этого периода всегда строго соблюдается портретное сходство, но самое главное - в них отражён дух эпохи переоценки ценностей, новых романтических настроений, зреющего мистицизма, превещающих кризис римской великодержавной гордыни. К лучшим произведениям этой эпохи принадлежит и знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия. Она была отлита из бронзы около 170 г. В XVI в. великий Микеланджело поставил эту статую в центре созданной им площади на Капитолийском холме в Риме.

В сер 3 века ослабление рим. Гос-ва.большую роль играет армия. этого времени в портретах появляются грубые и жестокие лица властителей Рима, лишенные всякой идеализации. III век н.э. - эпоха расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от традиций прошлого. Возникают исполненные чрезвычайной энергии, властолюбия, грубой силы образы людей, рождённые жестокой борьбой, захватившей в то время общество. В портретах второй половины III века воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек осознаёт себя слабым существом. В IV веке появляются портреты, выполненные в различном стиле, и наряду с существованием традиции римского реалистического портрета появляются грубость и упрощённость или обобщённость образа. Для прославления знаменитых лиц обычных бюстов оказалось недостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такие статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение – тогу. В портретных образах, созданных римскими мастерами на протяжении I - IV вв., отразились эстетические вкусы, идеалы римлян, особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой, утверждением реализма в изображении человека. Все дальнейшее развитие портретной скульптуры во многом основано на творческом наследии римских мастеров.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...