Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конституция страны ФЭД



На общих собраниях коммуны им. Ф.Э.Дзержинского, в органах комсомола и самоуправления, в быту и практике в течение пятилетней работы коммуны выработались правила и нормы, которые составляют как бы неписаную нашу конституцию, они определяют весь распорядок и ход жизни в коммуне. Основные из них состоят в следующем.

Каждый вновь прибывший в коммуну товарищ впредь до особого постановления совета командиров не имеет звания коммунара и считается воспитанником коммуны.

Воспитанник по прибытии в коммуну не может быть допущен в спальни и на работу до осмотра его врачом, купанья в бане и получения свежего белья и коммунарской одежды.

Воспитанник вступает в отряд коммунаров, и командир отряда должен немедленно назначить к нему одного из старых коммунаров для ознакомления его с коммуной и правилами коммунарской жизни и для помощи новичку на первое время.

Независимо от этого, бюро комсомольского коллектива, в свою очередь, назначает к новичку товарища для руководства его поведением до получения новичком звание коммунара, для наблюдения за его первым ростом в коммуне и развитием.

Воспитанник в отличие от коммунара может уходить из коммуны только с письменным отпуском, он может получать деньги на руки из своего заработка каждый раз только с разрешения совета командиров, он не имеет права заходить в спальни в течение дня без письменного разрешения, он не может быть избран ни в один орган коммунарского самоуправления и не может быть членом сторожевого отряда в коммуне.

Однако в общем собрании коммунаров воспитанник участвует с правом решающего голоса.

Совет командиров или бюро комсомольского коллектива имеет право перевести в воспитанники товарища, уже имеющего звание коммунара, за проступки, лишающие его доверия коммунаров, за грубое нарушение интересов коммуны, за всякий поступок, позорящий коммуну и звание коммунара.

Коммунар имеет право уходить из коммуны в отпуск в свое свободное время, но должен предварительно доложить об этом начальнику коммуны, или его помощнику, или ССК. Уход в отпуск без такого доклада считается самовольным оставлением коммуны.

На производстве, в быту, в школе, во всех видах работы и в поручениях начальника коммуны, его помощника, преподавателей, мастеров и начальника завода, ССК, своего командира и его помощника каждый коммунар должен всегда быть исполнительным и точным, он должен всегда строго и точно выполнять правила коммуны и в каждом деле прежде всего отстаивать и наблюдать интересы всей коммуны, а потом уже свои собственные или отдельных товарищей.

Всякое приказание, законно изданное, коммунар должен немедленно выполнять, в знак чего, получая приказание, должен салютовать в ответ: "Есть!"

Получая на заводе зарплату, коммунар обязан вносить ежемесячно часть ее за свое содержание в коммуне: половину остатка вносить в

сберкассу на свое имя до окончания коммуны, а оставшиеся деньги, как карманные, он может расходовать по своему усмотрению, исключая покупку вина или покупку одежды, нарушающей коммунарскую форму...

Общее собрание, как правило, должно быть всегда открытым. Присутствие всех коммунаров и воспитанников на собрании обязательно...

Каждый коммунар может возбудить ни общем собрании любой вопрос, но обсуждение его может быть поставлено или не поставлено председателем, передано совету или другой организации.

Ведению общего собрания подлежат все вопросы жизни, его решения считаются окончательными и могут быть изменены только Правлением коммуны.

Общее собрание имеет право накладывать на коммунаров, в случае особенно тяжелых поступков, взыскания: лишение отпусков, лишение звания коммунара, лишение карманных денег, выговоры, замечания, дополнительные работы, снятие с работы и с производства, снятие с командирской работы наконец, ходатайство об увольнении из коммуны перед Правлением.

Все коммунары делятся на отряды. Число отрядов и число коммунаров в каждом отряде, а также вопрос о принципе подбора коммунаров в отряде решается общим собранием по представлению совета командиров.

Отряду предоставляется несколько или одна спальня с точным по числу членов отряда количеством постелей и шкафов.

Отрядом командует командир отряда, у которого может быть один или нисколько помощников. В каждой спальне должен быть один помощник на правах старшего по спальне.

Командир отряда избирается на шесть месяцев на общем собрании коммунаров. Каждый отряд выдвигает своего кандидата в командиры. В случае надобности совет командиров имеет право отстранить командира от командования отрядом и избрать на его место другого с утверждением его на общем собрании.

Командир отряда имеет право приказания в отряде в течение рабочего дня в школе, в спальне, в быту. Он отвечает за дисциплину в отряде, за чистоту спален, классов, постелей, одежды, лица, рук, за проветривание помещений и за сохранность оборудования спален и классов.

Он заботится об отряде, следит, чтобы все полагающееся отряду было выдано в срок и нормального качества, представляет все требовательные списки по заказу хозяйственной части. Он назначается в совете командиров на работу, каждый командир состоит членом совета командиров. Каждый день он обязан сдавать рапорт дежурному командиру.

В начале месяца командир должен составить распределение труда коммунаров по общей уборке, в течение месяца следить за правильным выполнением этого распределения. Он должен наблюдать за поведением отдельных коммунаров, беседовать с ними в случае их ошибок, следить за успехами их в школе и помогать им не отставать путем личной помощи или назначая старших товарищей из отряда.

Отряд, если он избран по принципу школьной группы, отвечает за определенный класс, его чистоту и сохранность оборудования.

На производстве коммунары разделяются на бригады, работающие на определенной группе станков в первую и вторую смены.

Бригада выделяет из своей среды бригадира, согласовывая его избрание с администрацией завода.

Группа бригад, объединяющих определенный отрезок завода, руководится командиром группы... Командир группы отвечает за работу группы и прежде всего за выполнение промфинплана.

Командир отряда и командир группы не освобождаются от производственной и школьной работы и несут свои обязанности дополнительно и бесплатно.

На каждый месяц совет командиров избирает сторожевой отряд с отдельным командиром.

В совет командиров, кроме избранных командиров, входят на правах решающего голоса: начальник коммуны, помначальника коммуны, начальник хозяйственной части, начальник завода, врач, секретарь комсомольского коллектива, члены Правления коммуны.

Председательствует в совете командиров секретарь совета (ССК), избираемый общим собранием коммунаров вместе с командирами на шесть месяцев.

Совет командиров является главным руководящим органом коммунарского самоуправления, и все остальные органы обязаны перед советом отчитываться и руководствуются его указаниями и постановлениями.

Секретарь совета командиров (ССК) освобождается от работы на производстве и получает зарплату, равную его среднему заработку на производстве в момент его выборов.

ССК обязан приводить в исполнение все постановления совета командиров, наблюдать за работой дежурных командиров, издавать приказы от имени совета командиров и участвовать в решении всех текущих вопросов вместе с начальником коммуны.

ССК имеет право единолично накладывать взыскания и давать отпуска коммунарам и воспитанникам, посещать уроки всех курсов, имеет право приказания в течение дня.

Все командиры отрядов и бригад дежурят по коммуне по порядку номеров своих отрядов по двое каждый день.

Дежурный командир (ДК) на день своего дежурства освобождается от работы на заводе и получает зарплату в размере среднего дневного заработка за данный месяц. ДК ведет весь рабочий день коммуны.

ДК подымает коммуну от сна в 6 часов утра, принимает рапорт ДЧСК о проведенной уборке коммуны, проводит проверку коммунаров, дает распоряжения о сигналах "на работу", "кончай работу", "в столовую", "на рапорты", "в клуб" и пр.

Он следит за своевременным приготовлением пищи, в столовой наблюдает за порядком, за правильным распределением пищи и ее подачей на столы.

ДК наблюдает за поведением коммунаров в течение дня, принимает гостей и делегации, наблюдает за порядком вечером в клубах и в классных помещениях, принимает рапорты командиров отрядов и отдает рапорт начальнику коммуны или его помощнику о прошедшем дне.

Все распоряжения ДК должны беспрекословно выполняться всеми командирами. Он имеет право снять с работы, с классной группы, удалить из столовой, клуба коммунара, нарушающего порядок. ДК всегда в парадной форме и имеет на левом рукаве красную повязку.

Санитарная комиссия избирается общим собранием коммунаров одновременно с советом командиров в составе семи членов. Она устанавливает правила поддержания чистоты в коммуне, чистоты одежды и тела коммунаров, порядок уборки, порядок смены белья и пользования баней, делает выводы о санитарном состоянии целых отрядов, отдельных коммунаров и помещений в коммуне. Все члены санкомиссии дежурят по очереди в течение одного рабочего дня.

Дежурный член санкомиссиа (ДЧСК) свое дежурство проводит вместе с ДК и является главным его помощником.

ДЧСК принимает утреннюю уборку коммуны и классов после конца занятий каждой смены, принимает станки после конца работы, наблюдает за сохранением чистоты в коммуне, в столовой, отдает вечером обычный рапорт ДК. ДЧСК носит повязку на левой руке с красным крестом. Утренняя уборка коммуны распределяется в совете командиров на месяц вперед между отрядами коммунаров, распределение ее между членами отряда производится самим отрядом.

Столовая комиссия избирается общим собранием коммунаров в составе трех коммунаров вместе с советом командиров сроком на шесть месяцев.

Столовая комиссия вместе с начальником хозяйственной части устанавливает сметы расходов на пищу, устанавливает меню на каждый день, следит за его выполнением. Руководство свое столовая комиссия проводит через старшую хозяйку, назначаемую советом командиров на каждый месяц. Старшая хозяйка освобождается от работы на

производстве и получает зарплату по среднему сдельному за прошлый месяц.

На обязанности старшей хозяйки лежит: наблюдение за правильным получением продуктов на кухне, правильным их использованием и за выдачей пищи в столовой.

Каждый коммунар должен приходить в столовую в свою смену и занимать свое место, ожидая, пока ему подадут пищу.

Хозяйственная комиссия избирается общим собранием коммунаров вместе с советом коммунаров сроком на шесть месяцев в составе трех командиров. Хозяйственная комиссия вместе с начальником хозяйственной части, комендантом и кастеляншей ведет учет и ведает заготовлением и распределением одежды коммунаров, следит за правильностью ее носки и вынесением в расход. Она ведет учет мебели в коммуне, ведает ее распределением в помещениях коммуны, ее целостью и сохранностью, вовремя отдает ее в ремонт или чистку.

Клубный совет, ведающий всей клубной самодеятельной работой, избирается общим собранием на шесть месяцев в составе пяти командиров.

На каждый день клубный совет выделяет дежурного члена клубного совета, на обязанности которого лежит наблюдение за дневным течением клубной работы и отдача рапорта вечером ДК.

Оркестр выделен из ведения клубного совета и непосредственно подчиняется совету командиров.

Штаб соцсоревнования избирается общим собранием коммунаров сроком на шесть месяцев в составе трех лиц. Штаб вырабатывает нормы измерения успехов соревнования по школе, быту и дисциплине и в постоянном согласовании с педагогическом советом, учетным аппаратом производства и советом командиров ведет учет показателей по всем линиям соревнования, отображает их на специальной диаграмме, вырабатывает модусы премирования и список премируемых лиц и представляет их в Правление коммуны. Лучшие отряды по быту и школе в порядке премирования получают одно из двух коммунарских знамен. Каждого первого числа заканчивается цикл премирования и передача знамен.

Печатается по изд.: Макаренко А.С. Соч. - Т. 11.- С.405-412.

Вопросы и задания

1. Педагогика среды. Первая опытная станция Наркомпроса.

2. Опыт воспитания личности в коллективе. "Республика ШКИД" В.И. Сороки-Росинского.

3. Педагогическое наследие А.С.Макаренко, его статья "О моем опыте".

Литература к лекции

1. Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом наследии А.С.Макаренко. Т. 8. - М., 1986.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. - М., 1979.

3. Сермяжко Е.И. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко. Как воспитать гражданина. - Минск, 1980.

4. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. - М., 1991.

5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1983-1986.

6. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М., 1980.

7. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Т., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995.

8. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. - М., 1993.

9. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. - М., 1963.

11. педагогическое наследие макаренко

ПЛАН:

Введение

  1. А.С.Макаренко: краткая биографическая справка и характеристика важнейших принципов его педагогической теории и практики.
  2. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С.Макаренко.

Заключение

Введение

В современных условиях возникла необходимость в планомерной и целенаправленной педагогической работе по изучению проблем семьи, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений, формировании ценностного отношения к семье в изменившимся социокультурном пространстве.

Обусловлено это тем, что семья – неотъемлемая составляющая общества, и занижать ее роль и значение как для общества, так и для отдельного человека недопустимо. В любом сколько-нибудь цивилизованном обществе существует институт семьи, и будущее человечества не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал и понятие счастье почти каждый человек связывает, прежде всего, с этим институтом.

В течение многих веков воспитание детей осуществляется как в семье, так и в общественных учреждениях. Семейное воспитание всегда сохраняло свое значение, несмотря на развитие общественного воспитания. Теорией семейного воспитания занимались многие видные деятели педагогики. Нет, пожалуй, ни одной педагогической системы, в которой бы не затрагивались вопросы семейного воспитания.

А.С.Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

А.С.Макаренко нашёл множество усовершенствований педагогической работы, сделал десятки педагогических открытий и изобретений, актуальность которых бесспорно признаётся и по сей день. Свой опыт он осветил во многих статьях, в педагогических трудах «О воспитании», «Книга для родителей», таких художественно-педагогических произведениях как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30-го года» и т.д., подтверждая его на примере собственной успешной педагогической деятельности в колонии им. М.Горького, коммуне им. Ф.Э.Дзержинского.

В трудах Макаренко разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье.

1. А.С.Макаренко: краткая биографическая справка и характеристика важнейших принципов его педагогической теории и практики

Антон Семенович Макаренко – человек непоколебимой убежденности и широкой души, блестящий педагог-практик и теоретик, поднявший науку о воспитании на новую ступень, наконец, талантливый писатель. Главный секрет его успехов, по словам В.Н.Терского, хорошо знавшего Макаренко, - умение жить и работать для других, для народа [13, с.197].

А.С.Макаренко (1888-1939) родился в г. Белополье, бывшей Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём учительствовал в пос.Крюков и на ст.Долинская на Украине. Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал железно-дорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьков. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э.Дзержинского под Харьковом. С 1928 заведовал коммуной, с 1932 – начальник педагогической части. В 1935 начальник, в 1937 – заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности [10, с.26].

Макаренко прошёл сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным педагогическим трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества.

В своих творческих педагогических поисках он шёл к реализации идеи соединения образования с трудом, к вовлечению детей и подростков в самоуправление жизнью колонии, в многообразную, избираемую самими воспитанниками в соответствии со своими наклонностями творческую деятельность. Целью воспитания считал формирование гармонически развитой личности. Учил педагогов относиться к детям как к товарищам, гражданам, учил уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Он добивался демократических, а не авторитарных взаимоотношений педагогов с детьми, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности – в поле, у станка, в классе. Воспитатель (педагог), – считал А.С.Макаренко, – это, прежде всего, член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ [6, с.261].

Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений с личностью ребёнка и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.

В своих работах (основные из них: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др.) выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм.

А.С.Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания – самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С.Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С.Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Сторонники «свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что «наказание воспитывает раба». Макаренко справедливо возражал им, говоря, что «безнаказанность воспитывает хулигана», и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А.С.Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека [2, с.39].

Педагогическая концепция А.С.Макаренко – не просто гипотеза, подобная концепциям Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро или других, а проверенная практикой система воспитания, которая имела свои конкретные результаты, свои находки. Так, А.С.Макаренко успешно осуществил грандиозный социально-педагогический эксперимент по перевоспитанию беспризорных подростков, вернув этих социально-запущенных детей к нормальной жизни. Три тысячи его воспитанников стали полноценными людьми, настоящими гражданами.

Новаторство А.С. Макаренко, по словам Л.И.Гриценко, заключается в его отбрасывании стереотипов «правильного» и «неправильного» в воспитании. «Моя педагогическая вера: педагогика – вещь прежде всего диалектическая – не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным» [1,11-12].

Сейчас некоторые педагоги утверждают, что система А.С.Макаренко устарела, не отвечает нашим условиям, и вообще, не может быть универсальной, потому что Макаренко работал в специальных воспитательных учреждениях, с особым контингентом воспитанников. По мнению Г.В.Сегенюк, скорее можно согласиться с их оппонентами, которые отмечают, во-первых, что нельзя сравнить макаренковскую колонию и коммуну с современными спецучреждениями для нарушителей, хотя в них и практикую особые «макаренковские» принципы воздействия на воспитанников, как правило, вырванные из его педагогической системы, а чаще всего – фальсифицированные [12, с.285-286].

Во-вторых, как говорил сам А.С.Макаренко, ему удалось в очень короткий срок довести педагогически запущенных детей до нормального состояния и дальнейшую работу с ними проводить как с обычными детьми. Вообще, этот педагог не признавал никаких особых методов в отношениях к беспризорным, был уверен, что прирожденных преступников не бывает, как не бывает и прирожденных тяжелых характеров.

В-третьих, опыт работы с колонистами – не первый шаг А.С.Макаренко в педагогической деятельности. Как известно, взяв в 1920 году под свое руководство полонию в с.Трибы под Полтавой, он, как руководитель спецучреждения, уже имел 16-летний педагогический стаж, из которого 9 лет – работы в начальной школе. Так что «свою педагогику в колонии имени Горького начинал человек опытный, который уже тогда сверял свою практику с жизнью, а не со схемой» [11].

Поэтому, на мой взгляд, сведение творчества Макаренко к «педагогике для беспризорных» несправедливо. Опыт творческого развития юной личности по методике Макаренко принципиально важен для науки о воспитании и в наши дни.

2. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С.Макаренко

Особое место в теоретико-педагогических трудах Макаренко второй половины 30-х годов заняла проблема семьи и школы.

М.П.Павлова отмечает, что методика семейного воспитания, раскрытая в трудах А.С.Макаренко, - тема большой книги. Знание воспитательного процесса в огромной мере облегчает родителям дело воспитания, но нельзя отрицать особенных трудностей в семейном воспитании. Однако родители не могут оправдывать свои неудачи в воспитании, ссылаясь на эти трудности [9, с.119].

Осознание значимости семейного воспитании пришло к известному советскому педагогу А.С.Макаренко не сразу. В молодости он называл семью пережитком рабовладельческих времен и отдавал предпочтение общественному воспитанию. Об этом он писал в статье «О путях общественного воспитания», подчеркивая, что социалистического общества не может быть без общественного воспитания. Будущую форму нового воспитания А.С.Макаренко видел в детском доме. Только в таком доме будет здоровое детство, дети будут знать, «что где-то на фабрике работают отец и мать», они будут иметь с ними связь, не будут лишены «ласки матери и заботы отца» [3, с.382].

Однако со временем он уверился, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

На вопрос - Кто все-таки воспитывает детей: семья или школа? - А.С.Макаренко отвечал коротко: и семья, и школа. Однако в таком случае необходимо отвечать и на следующий вопрос: Кто должен быть ведущим началом, - семья или школа? «Я был во многих семьях, во многих школах. Ко мне приходит много людей, большей, ча­стью со всякими «несчастными» случаями. И вот видишь, что единого взгляда на этот вопрос нет. Причем оригинально вот что. Я почти не слышал, чтобы родители говорили: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?» И я не слышал, чтобы педагог сказал: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?» Обыкновенно говорили так: «Мы - школа, а вы, родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?» Родители же говорят обратное: «Мы отдали детей в школу, пускай школа и воспитывает их, почему она не воспитывает?» Получается так, что желания захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого [4, с. 486-487].

«Там, где вы касаетесь личности ребенка, там вы не можете выражать ваши чувства, ваше негодование, вашу мысль без меры. Так воспитать детей, чтобы они не крали, - это наиболее легкое дело. Гораздо труднее воспитать характер: смелость, тормоз, умение руководить своими чувст­вами, умение преодолевать препятствия» [8, с. 467].

Помощь родителям со стороны школы возможна только то­гда, когда школа представляет собой единый целый коллектив, знающий, чего она требует от учеников, и твердо предъявляющий эти требования. Это один из способов помощи родителям. Кроме того, есть и другие спо­собы. Нужно изучить семейную жизнь (нужно изучить причины плохого характера) [8, с. 506].

Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это «свободный советский коллектив», который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Основной принцип семейного воспитания выражен А.С.Макаренко так: «это чувство меры в любви и строгости, в ласке и в суровости...» [8, с.466].

Вопрос об умении нормировать ласку и строгость в семейном воспитании является важным и в дошкольном возрасте, и в школьные годы ребенка. Некоторые родители возражали Антону Семеновичу, утверждая, что можно воспитать ребенка без всякой строгости, если делать все разумно и ласково. Но Макаренко и не подразумевал под строгостью какой-то особый гнев и тем более истерический крик. «Строгость, - говорил он, - хороша только тогда, когда она не имеет никаких признаков истерики» [8, с.460].

Надо научиться быть строгим при очень ласковом тоне. Нужен не крик, а спокойствие, уверенность, твердое решение, и все это производит обычно самое большое впечатление. В этом и будет заключаться и уважение к ребенку, и требование к нему. В безмерной любви к детям как раз и отсутствует требование, без которого нет никакого воспитательного процесса.
Неумеренность в любви к ребенку не только губит лучшие черты его характера, но и заражает ребенка порой самым разнузданным эгоизмом. Родители не замечают, что эта неумеренность является выражением их родительской деспотии и что ребенок, для счастья которого они готовы пожертвовать всем, по их вине становится глубоко несчастным. Категорически настаивает Макаренко на том, чтобы вмешательство родителей в жизнь ребенка подчинялось какой-то норме. Нельзя допускать, чтобы родители во имя своей слепой любви окутывали ребенка сложной, ненужной заботой, оковывающей его свободу и инициативу. Ведь при таком воспитании или из ребенка вырастет «безвольный, не способный ни на какое решение, не способный, ни на какой риск и дерзания человек», или «силы, бурлящие и требующие исхода... взрываются, и дело кончается домашним скандалом: «Был хороший мальчик, а потом что-то с ним сделалось...» [8, с.461].

Также вредна неумеренность и в строгости родителей. В обращении с детьми недопустима грубость, а тем более побои и другие телесные наказания.
«Если вы бьете вашего ребенка, для него это во всяком случае трагедия, или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта – для ребенка. А вы сами – взрослый, сильный человек...наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство... Вы думаете, что это нужно для дисциплины? У таких родителей никогда не бывает дисциплины. Дети просто боятся родителей и стараются жить подальше от их авторитета и от их власти.
И часто, - продолжает Антон Семенович, - рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить и дебоширить детский деспотизм, не менее дикий и разрушительный... В условиях обоюдного деспотизма погибают последние остатки дисциплины и здорового воспитательного процесса. Действительно важные явления роста, интересные и значительные движения детской личности проваливаются, как в трясине, в капризной и бестолковой возне, в самодурном процессе высиживания снобов и эгоистов» [5, с.213].

Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А.С.Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета – это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А.С.Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нерезко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

Макаренко подчеркивал, что детей необходимо воспитывать в труде. Трудовая подготовка, воспитание трудового качества чело­века – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния [3, с.396].

«Конечно, в границах семьи трудно дать ребенку такое трудовое воспи­тание, которое обычно называется квалификацией. Для образования хо­рошей специальной квалификации семья не приспособлена; квалифика­цию мальчик или девочка получит в какой-либо общественной организа­ции: в школе, на заводе, в учреждении, на курсах» [3, с.398].

По мнению А.С.Макаренко, вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание, - это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть [6, с.60-62].

А.С.Макаренко справедливо отмечал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи – важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он давал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

Но главный совет Макаренко по воспитанию детей, по моему мнению следующий: «He думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, ко­гда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно ду­мать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете пло­хо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» [7, с.347].

Итак, трудах А.С.Макаренко разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счёте определяют успех воспитания детей.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 676 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...