Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разработка теоретических основ педагогической науки



вопросы для обсуждения

1. Классическая и реальная системы образования; возникновение, сущность, основные представители и их ведущие педагогические идеи:

а) традиционная модель системы образования (Я.А. Коменский);

б) модель естественного и свободного воспитания и образования (Ж. Руссо);

в) модель развивающего обучения (И. Песталоцци, А. Дистервег);

г) модель воспитания и образования, предложенная утопистами (Р. Оуэн).

2. Педагоги-реформаторы конца XIX - начала XX века:

а) теоретик гражданского воспитания Г. Кершенштейнер;

б) прагматическая педагогика Д. Дьюи;

в) «Школа действия» В.А. Лая.

литература основная

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.

2. История зарубежной педагогики. А.Н. Джуринский - М., 1998.

3. История педагогики А.И. Пискунов. Ч.2 - М., 1998.

дополнительная

1. История педагогики. Н.А. Константинов. М., 1982, Гл. 4,5,6,9,12,14.

2. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник, М., 1995. Стр. 43-57.

ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ

Природа, говорят нам, есть не что иное, как привычка. Воспитание, несомненно, есть не что иное, как привычка.

Единственной привычке нужно дать возможность развиться в ребенке: это – не усваивать никаких привычек. Пусть его не носят на одной руке чаще, чем на другой; пуст не приучают одну руку скорее протягивать или чаще пускать в дело, чем другую; пусть не приучают есть, спать, действовать в одни и те же часы; пусть он не боится ни ночью, ни днем одиночества. Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее.

Когда ребенок начинает различать предметы, важно уметь делать выбор между предметами, которые ему показывают.

Как же не начинать воспитание ребенка еще прежде, чем он станет говорить и понимать, если уж один выбор предметов, которые ему показывают, способен сделать его или робким, или мужественным?

Ребенок, начинающий говорить, должен слышать только такие слова, которые может понять, и говорить только такие, которые может выговаривать членораздельно.

Первое развитие детства подвигается почти со всех сторон разом. Ребенок почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Здесь, собственно, начинается первая эпоха его жизни.

Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослым. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедляют испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детства свои взгляды, свой собственный образ мыслей и чувств, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить его нашим; требовать от ребенка в десять лет рассуждения все равно, что требовать от него пяти фунтов роста.

Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы его скоро сделаете любознательным; чтобы поддержать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучит науку, а выдумывает ее.

Далее, так как важно не то, чтоб он учился тому или иному, а то, чтоб он понимал, чему учится и на что это ему нужно, то как скоро вы не можете дать пригодного для него разъяснения по поводу сказанного вами, не давайте лучше никакого. (С. 204-222) Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Составитель А.И. Пискунов. – М., 1981.

ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ

ЛЕБЕДИННАЯ ПЕСНЯ

В чем подлинная сущность, каковы отличительные признаки человеческой природы как таковой? Я не могу иначе, я должен признать, что истинная сущность человеческой природы – это совокупность задатков и силы, которые отличают человека от всех прочих существ на земле.

Человек сам природосообразно развивает основы нравственной жизни – любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления, лишь через самый акт мышления.

Таким образом, если дать более точное ее определение, идея элементарного образования есть не что иное, как результат стремлений человечества оказать ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности.

Природа вложила в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении этого покоя в самый ранний период жизни ребенка. Эта забота проявляется у людей повсюду в виде присущей матери материнской силы и материнской преданности. Отсутствие этой силы и преданности. Отсутствие этой силы и преданности у матери противно природе, оно следствие противоестественной испорченности материнского сердца.

Природосообразная заботливость, с которой мать охраняет покой ребенка, не способна раздражать его чувственность, она может лишь удовлетворить его физические потребности. Эта природосообразная материнская заботливость, хотя она и живет в матери в виде инстинкта, все же находится в гармонии с запросами ее ума и сердца. Так ребенок под руководством матери природосообразно поднимается от чувственной веры и физической любви к любви человеческой, к человеческому доверию, а от них к чистому чувству истинной христианской веры и истинной христианской любви.

Ребенок не умеет говорить до тех пор, пока не разовьются его органы речи. Желание и способность говорить развиваются в нем лишь по мере роста его познаний, приобретаемых им постепенно путем чувственного восприятия. Природа не знает иного пути, каким можно научить младенца говорить, и искусство воспитания, помогая достижению той же цели, должно вместе с ребенком так же медленно идти этим путем.

Чтобы научить ребенка говорить, мать должна позволить самой природе воздействовать на ребенка всей прелестью, которую имеет для его органов возможность слышать, видеть. Осязать и т.д. Для этой цели мать должна использовать и заманчивость звуков. Она должна вызвать у ребенка чувственное представление об этих предметах в их важнейших связях, в самых разнообразных и живых положениях, должна закрепить в нем полученное представление. И збранные педагогические произведения, в 3-х томах. М., издательство АПН РСФСР, 1965, т. III, с. 339-366.

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АДОЛЬФ ДИСТЕРВЕГ

РУКОВОДСТВО К ОБРАЗОВАНИЮ НЕМЕЦКИХ УЧИТЕЛЕЙ

Обыкновенно в развитии человека до четырнадцати или шестнадцати лет три ступени: 1. Ступень преобладаний ощущений (чувственного познания) или созерцания; 2. Ступень памяти; 3. Ступень рассудка. К этому ныне добавляют еще четвертую – ступень разума. Это подразделение содержит, несомненно, чтобы им руководствоваться в обучении. Дело в том, что жизнь ребенка не может быть разделена на резко разграниченные периоды.

Необходимо, однако, установить наиболее общие формы развития умственной жизни. Ими являются восприимчивость и самодеятельность. Обе они проявляются всегда, но только первая преобладает в раннем возрасте и при нормальном развитии ребенка все более переходит во вторую.

На основании вышеизложенного дело представляется нам в следующем виде:

1. Самодеятельность человека выражается сначала в первой стадии жизни (приблизительно до четырнадцатого года) как физическая деятельность.

2. Духовная восприимчивость выражается приблизительно до десятого года, сначала в деятельности ощущений (здоровая восприимчивость отнюдь не является пассивностью!), в стремлении к чувственному познанию, любознательности.

В этот же период (духовная) самодеятельность проявляется в свободной игре воображения.

Физически-духовная самодеятельность должна быть использована в этом период для приобретения технических навыков!

Предшествующий период, в особенности если он был целесообразно использован для проявления энергичной деятельности ребенка в при роде и школе, переходит постепенно в способность основательного и запоминания, в в способность и стремление к настоящему учению. Это продолжается приблизительно до четырнадцатого года. Восприимчивость и самодеятельность действуют тут сообща. Ум приобщается к чувственно воспринимаемому материалу и прочно его усваивает.

В это же период, особенно у хорошо одаренных детей, пробуждается и выявляется способность понимания, осознания, мышления, способность из частностей выводить общий истины.

После четырнадцатого года все более и более наступает период рассудка, который переходит в формирование начал разума. Это проявляется в возникновении идеалов. Следует сохранить силу чувственных восприятий, планомерно развивать рассудок, оживлять самодеятельную фантазию возвышенными идеалами. Наступают решающие годы, когда подрастающий юноша должен быть завоеван для всего истинного, великого, святого. То, чему теперь не положено начало, навряд ли разовьется когда-либо в жизни. (С.355-358) Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1956.

ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ ЛАЙ

ШКОЛА ДЕЙСТВИЯ

Школа и жизнь находятся, следовательно, в некотором противоречии друг к другу, и именно потому, что в предании слишком мало жизни, активной деятельности и действия. Школа действия хочет создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она хочет превратить школу в общину, создать для ребенка природную и социальную среду.

Врожденные рефлексы, реакции и инстинкты, которые проявляются в играх ребенка, в этом естественном и успешном самообучении, должны стать основной и исходным пунктом всего воспитания, Это биологическая сторона воспитания.

Воспитание должно, таким образом, воздействовать на врожденные и приобретенные реакции, чтобы они пришли в соответствие с нормами логики, эстетики, этики и религии. Это социологическая сторона воспитания.

Задачей воспитателя является прежде всего изучение врожденных и приобретенных реакций питомца, ибо от них прежде всего зависит круг представлений и идей. В качестве реакций должны рассматриваться: рефлексы, инстинкты, произвольные и автоматические действия, привычки и навыки, возникающие путем упражнений из волевых действий.

Чтобы побудить замкнутого по характеру ребенка к какому бы то ни было выражению, достаточно показать ему новый предмет или дать новое слуховое впечатление. Мы можем развязать язык самому робкому, самому нелюдимому из новичков, если, например, принесем в класс какое-нибудь живое животное. Впечатление ведет также обычно к словесному выражению.

Все родители и учителя, внимательно наблюдавшие детей, находят, что дети показывают себя совсем в ином свете, ведут себя совсем иначе, когда они собраны в большом числе. (Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. СПб., Школа и жизнь, 1914, с. 7-9, 58-79.)

ДЖОН ДЬЮИ

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Жизнь ребенка не будет ограничиваться пределами дома – она будет протекать и в саду, и в окрестностях полях, и лесах. Он будет совершать экскурсии, у него будут свои прогулки и разговоры, во время которых широкий свет будет раскрываться перед ним.

Следовательно, нужна школа. В школе жизнь ребенка становится все определяющей целью. Все необходимые средства, содействующие росту ребенка, здесь центр.

Если мы в грубых чертах классифицируем детские импульсы, которые могут быть пригодны к школе, мы можем разбить их на четыре главные группы.

Во-первых, социальный инстинкт, обнаруживающийся в разговорах, в личных сношениях и в общении. Мы все знаем, что ребенок в возрасте четырех-пяти лет считает себя центром всего. Влечение к языку – простейшая форма социального выявления ребенка. А потому он является большим, а может быть, самым главным фактором воспитания.

Во-вторых, инстинкт что-нибудь делать – построительный импульс. Это импульс – что-нибудь делать - находит свое выражение прежде всего в играх, в движении, в жестах и в фантазии.

Так же и выразительный импульс детей, врожденное влечение к искусству, развивается из инстинктов общительного и построительного.

Еще один пример о связи художественной стороны с построительной: дети изучали примитивное прядение и чесание шерсти, когда один из них в возрасте двенадцати лет сделал набросок одной из старших девочек, занимавшихся прядением. Но в особенности у детей младшего возраста влечение к искусству связано главным образом с социальным инстинктом – желание говорить, представлять.

Я хотел бы упомянуть здесь о системе ответов учениками своих уроков.

Мы все знаем, в чем она состояла – ребенок перед учителем и прочими детьми отдавал отчет в сведениях, которые он почерпнул из ученика. При новой постановке дела в школе отчет в приобретенных сведениях становится самой важной общественной функцией для детей; для школы это то же, что непринужденная беседа у себя, в доме, но только более организованная и носящая более определенный характер.

При старой системе обучения, бесспорно, самой трудной задачей в школе было развить в детях полное и свободное умение пользоваться языком. В руководствах по педагогике язык определялся как орудие для выражения мыслей. Но когда в школе нет предметов, которые вызывали бы в нем жизненный интерес, когда язык служит лишь средством для повторения уроков, то не удивительно, что одной из самых больших трудностей школьной работы изучение материнского языка. Ребенок, который обладает разнообразными материалами и фактами, стремится говорить о них, и его язык становится изящным и более богатым, так как он контролируется и одушевляется реальной жизнью. (Школа и общество. 2-е изд. М., Госиздат, 1924, с. 34-62.)





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...