Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Великая дидактика



Итак, пусть будет установлено: всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами.

Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию.

Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, это невозможно сделать. Так, если кто желает согнуть из дерева лук, ему нужно взять дерево зеленое и молодое; нельзя согнуть старое, сухое, суковатое, дерево.

Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.,- должен заниматься этим с юных лет, когда воображение его живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом. Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.

Тут как раз представляется случай напомнить кое-что о различии способностей, а именно: у одних способности острые, у других – твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знаний, другие увлекаются скорее механической работой. Из этого трижды двойного рода способностей возникает шестикратное сочетание их.

Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они преимущественно пред всеми другими особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища; растут они сами, как благородные растения, Нужно только благоразумие, чтобы не позволять им слишком торопиться, чтобы раньше времени они не ослабели и не истощились.

Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.

В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких обыкновенно в школах ненавидят и большей счастью считают безнадежными; однако, если их надлежащим образом воспитывать, из них обыкновенно выходят великие люди.

В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. И такие могут идти по стопам идущих впереди. Но для того чтобы сделать для них возможным, нужно снизойти к их слабости, никогда не переобременять их, не предъявлять к ним слишком строгих требований, относясь к ним доброжелательно и терпеливо, или помогать, ободрять и поддерживать их, чтобы они не падали духом. Пусть они позднее придут к цели, зато они будут крепче, как бывает с поздними плодами.

В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямые. Но при этом требуется великое благоразумие и терпение. На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой; большей частью эти ученики безнадежны. Поэтому вообще не следует отчаиваться, а нужно добиваться устранить у таких учеников, по крайней мере, упрямство.

Пока мальчик еще мал, учить его нельзя, так как корень познания лежит у него еще глубоко. Учить человека в старости слишком поздно, так как познавательная способность и память уже ослабевает. В среднем возрасте учить затруднительно, так как с трудом можно объединить умственную деятельность, рассеянную по различным предметам. Следовательно, нужно пользоваться юным возрастом, пока сила жизни и разума находится на подъеме; тогда все воспринимается и легко пускает глубокие корни.

Итак, мы делаем заключение:

Образование человека нужно начинать в весну жизни, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность – лето, возмужалый возраст – осень и старость – зиму.

Утренние часы для занятий наиболее удобны (так как опять утро соответствует весне, полдень – лету, вечер – осени, а ночь – зиме).

Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.

Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе.

Следовательно, получаются явные нелепости, когда учителя не распределяют занятий для себя и учеников таким образом, чтобы одно не только постепенно следовало за другим, но и так, чтобы каждая работа по необходимости заканчивалась в определенный срок, ибо, не установив задач и средств для их достижения и порядка использования этих средст, что-либо пропустить, извратить, запутать дело.

А потому, сообразно с этим:

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, день, час приходилась своя особая работа.

Распределение времени и работ необходимо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено.

Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1956. (С. 89-90; 105-106; 112-113; 118-119)

Я.А. Коменский

очерк материнской школы

Постепенное должно быть изучено сперва. В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь, и которыми впоследствии приходиться только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить человека на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Перечень знаний подлежащих усвоению:

Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как сначала воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь.

В естествознании (физике) в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, птицы, рыбы и прочие. Он также должен знать названия и употребления, по крайней мере, внешних членов своего тела. В данном возрасте это усваивается легко и полагает начало естествознанию.

Начало оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и т.д..

Начало астрономии состоит в том, чтобы знать, что называют небом, солнцем, луною, звездами, замечать, что они каждый день восходят и заходят.

Первые начала географии состоят в том, что дети сообразно с характером местности, где они воспитываются, учатся понимать, что такое гора, долина, поле, река, селение, замок, город.

Основы хронологии закладываются в том случае, если ребенок понимает, что называется часом, днем, неделей, годом, равным образом, что такое лето, зима и прочее.

Начала истории состоят в том, чтобы припоминать и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или другом деле действовал, ничего если это будет хотя бы только по-детски.

Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много, умеет считать хотя бы до 10, и сделать наблюдения, что 3 больше чем 2, и что единица прибавленная к трем дает четыре.

Дети будут иметь элементы геометрии, если поймут, что мы называем большим и малым, длинным и коротким, широким и узким, толстым и тонким, а также, что мы называем линией, крестом, кругом и прочее и видят, что то или другое измеряется пядью, локтем, саженью.

Также первоначальные основы статики получатся в том случае, если дети замечают, что вещи взвешиваются на весах и научатся сами кое-что взвешивать на руке, чтобы определить тяжело это или легко.

Первоначальный опыт в механическом труде дети получают в том случае, если им позволить, мало того, обучать их всегда что-либо делать. Например, переносить вещи туда и сюда, приводить их так или иначе в порядок, строить что-либо и разрушать и прочее - все это детям приятно делать в этом возрасте. Диалектическое искусство проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки, когда ребенок, замечая, что разговор ведется путем вопросов и ответов и сам также приучается кое о чем спрашивать и отвечать на вопросы.

Детская грамматика будет состоять в том, чтобы правильно говорить на родном языке, т.е. отчетливо произносит буквы, слоги, слова.

Начало риторики будет положено в том случае, если дети станут подражать тем тропам и фигурам, которые встречаются в домашней речи.

С поэзией дети познакомятся, заучивая в этом раннем возрасте как можно большее количество маленьких стихотворений, преимущественно морального содержания, обычно употребляемых в отечественном языке.

Начала музыки будут состоять в том, чтобы научить петь некоторые, более легкие места из псалмов и священных гимнов, что будет иметь место в процессе ежедневных молитвенных упражнений. Дети должны запомнить названия лиц из которых состоит семья: кто называется отцом, матерью, служанкой, слугой, работником, а также имена частей дома: сеней, кухни, спальни, стойла и домашних предметов: стола, блюда, ножа, щетки вместе с их употреблением.

Меньшим может быть предварительное ознакомление с политикой, так как представления в этом нежном возрасте едва ли простираются за пределы своего дома. Учение о нравственности должно будет получить здесь в особенности твердое основание, если мы хотим, чтобы добродетели, так сказать, срослись бы с хорошо воспитанным характером. Умеренность, состоящая в соблюдении меры еды и в том, чтобы ничего не позволять себе сверх необходимого для утоления голода и жажды. Опрятность, при еде, в одежде и бережное обращение с куклами и игрушками. Всегда скорее и охотнее повиновение приказам и запретам. Неуклонная правдивость во всех словах, так, чтобы никогда не позволялось лгать или обманывать - ни в шутку, ни серьезно. Дети будут учиться не унося, не удерживая, не скрывая чего-либо против воли владельца, ни в чем никому не делая зла, ни в чем не завидуя и прочее. Пусть дети как можно скорее приучаются к любви, чтобы быть готовым жертвовать из своего имущества всякий раз, как кто-либо будет просить их в нужде, мало того, чтобы они помогли и по собственному побуждению. Следует также приучать детей к постоянным трудам и постоянным занятиям, все равно будет ли то серьезное дело или игра, лишь бы от детей не выносили безделья. Пусть приучается болтать постоянно и не выбалтывать всего, что попадается на язык, а разумно молчать, когда того требует дело, когда говорят другие, когда присутствует кто-либо из посторонних лиц, когда само дело требует молчания. Но особенно нужно приучать детей в этом первом возрасте к терпению, которое будет необходимо в течение всей жизни, чтобы они научились владеть собой, руководствоваться разумом, а не порывами. Прежде чем страсти бурно прорвутся и пустят корни, лучше подавлять гнев, чем давать ему волю и прочее. Услужливость и готовность служить другим есть лучшее украшение юности даже всей жизни. Однако сюда нужно присоединить вежливость, чтобы ничего не делать неуместно и бессмысленно, а во всем поступать со скромностью. Наконец в изучении религии и благочестия шестилетних детей можно довести до того, чтобы они заучивали наизусть главы катехизиса, основы своего верования, насколько позволяет возраст, начинать понимать его и применять на деле. Польза такого воспитания в детстве: тогда о христианских детях можно будет сказать то, что евангелист говорит о самом Христе, что он преуспевал в премудрости; и в возрасте, и любви у бога. Здесь с пользою можно применить 2 средства:

1. книжку в руководстве родителям и школам;

2. книжка с картинками.

Эта книжка полезна в трех отношениях:

1) для усиления впечатлений от вещей;

2) для привлечения юных умов, чтобы они в книгах искали занимательное к чтению.

3) т.к. над каждой картинкой будет написано название, то с этого может начинаться обучение буквами. (С. 211-224) Избранные педагогические сочинения. - М., 1955 г.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...