Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Боярина его Федора в Орде



(Рассказ из Симеоновской летописи)

В лето 1246 был убит князь Михаил Всеволодович Черниговский окаянным царем Батыем в Орде, а с ним боярин его Федор. Сей блаженный великий князь Михаил Всеволодович княжил в Киеве в то время, когда безбожный царь Батый пришел на землю Русскую и на все православие.

Окаянный царь Батый, попленив все земли, которые были под властию русских князей, пошел на град Киев и послал перед собою послов к князю Михаилу с лживыми словами. Князь же Михаил повелел перебить их, а сам бежал в Угры с домашними своими и был там некоторое время. Потом же услышав, что царь Батый, попленив всю Русскую землю, идет на Угры, возвратился из Угр и, обойдя рать Батыеву иным путем, пришел в Киев, и все люди его с ним. Те же, кто разбежались по чужим землям, услышав о возвращении князя, пришли в свою землю.

Тогда татары начали их звать и неволить идти к Батыю, говоря: «Не подобает вам жить на земле Батыевой и не поклониться ему». И многие ехали кланялись ему.

Был же у Батыя обычай такой: если кто приедет поклониться ему, он не велит вести того к себе, но сначала приказывает волхвам вести его сквозь огонь и велит поклониться кусту и огню, идолам их. А от даров, которые принесут царю, волхвы берут часть и мечут в огонь и тогда только пускают к царю самих с дарами.

Многие же князья с боярами своими шли сквозь огонь и кланялись кусту и огню, идолам их, славы ради света сего, и просили каждый себе волости. Татары же безвозбранно давали им, что они хотели.

В это время великий князь Михаил был в Чернигове. Видя многих, прельщающихся славою света сего, он разгорелся духом и пошел к отцу своему духовному и начал говорить ему:

- Хочу, отче, идти к царю Батыю.

И ответил ему отец его:

- Многие ездили и творили волю поганого, шли сквозь огонь и поклонялись кусту и солнцу, и погубили душу свою и тело. Ты же, сын Михаил, если хочешь идти, не делай так, как другие, не иди сквозь огонь, не поклоняйся идолам их, и еды их не ешь, не пей с ними, и не приемли в уста свои ничего от их скверны, но исповедуй веру христианскую.

Тогда князь великий Михаил и боярин его Федор вышли из домов своих и взяли с собой только то, что им надо в пути. Многие земли они прошли и дошли до царя Батыя. И сказали о них Батыю. Царь же позвал волхвов и сказал им:

- Сделайте все по обычаю вашему и приведите ко мне великого князя русского Михаила.

Они же пришли и сказали:

- Царь зовет тебя.

Михаил взял боярина своего Федора и пошел с ним. И дошел до места, где был наложен огонь по обе стороны. Волхвы же хотели вести великого князя Михаила и Федора, боярина его, сквозь огонь. Великий же князь Михаил сказал им:

- Не достойно христианам ходить сквозь огонь и поклоняться идолам.

Волхвы оставили их тут, и пошли сказать царю:

- Князь Михаил повеления твоего не слушает, сквозь огонь не идет и богам твоим не поклоняется.

Царь взъярился весьма и послал одного из вельмож своих, стольника Елдегу по имени, и сказал ему:

- Иди и скажи Михаилу: почто повеление мое преобидел, богам моим не поклонился? Избери себе жизнь или смерть. Если повеление мое сотворишь, жив будешь, и великое княжение свое примешь все. Если же не сотворишь, то злою смертию умрешь.

Тогда внук великого князя Михаила князь Борис Василькович Ростовский сказал ему:

- Господине отче, сотвори волю цареву, тем ты много блага сделаешь земле своей и всем нам.

Так же все бывшие тут говорили ему:

- Господин, сделай так, а когда будешь в земле своей, то все за тебя епитимью возьмем, и со всей областью твоею.

Михаил же отвечал им:

- Не хочу только по имени называться христианином, а дела творить поганых.

Елдега же, видя, что и свои не могут уговорить его, пошел к царю сказать ему все речи князя Михаила. Сказали стоявшие тут:

- Княже Михаиле, идут от царя убить вас, поклонитесь и живы будете.

Великий же князь Михаил и боярин его Федор словно едиными устами отвечали:

- Не кланяемся и не слушаем вас, а славы света сего не хотим.

И стояли словно два столпа непоколебимы и неподвижны. Тогда же подоспели убийцы те окаянные и, соскочив с коней, схватили великого князя Михаила и растянули его за руки и за ноги и начали бить по сердцу, а потом повергли его ниц на землю и били его ногами. Но это недолго было. Некто, бывший прежде христианином, а потом отрекшийся от веры Христовой, сжалился над князем и отсек ему голову.

После этого татары начали говорить боярину его Федору:

- Если ты сотворишь волю цареву, поклонишься богам его, то примешь честь великую от него и будешь наследник княжению господина твоего.

Федор же ответил:

- Не хочу княжения господина своего, великого князя Михаила, и не поклонюся богам вашим, но хочу пострадать за Христа, как и князь мой.

Тогда Федора начали мучить, как прежде великого князя, а после отсекли голову его честную.

Рассказы русских летописей XII-XIV вв. М., 1973. С. 85-88.

Вопросы к документу:

1. Как вы думаете, можно ли рассматривать модели поведения Михаила Черниговского и Александра Невского (см. документ 1) в общении с Ордой как диаметрально противоположные? Почему? Какой из них вам кажется более верным?

2. Почему Батый заставлял русских князей проходить языческую процедуру очищения, если он не собирался устранять православие на Руси и насильственно менять христианскую веру?

Тема 4.Европа и Россия:





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...