Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Карамзин 8 страница



[587]См.: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975, с. 197.

[588]ЧОИДР, 1869, кн. 1, отд. IV, с. 464–465.

[589]Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв., с. 462.

[590]К приказной школе примыкали и аристократы, князь С. И. Шаховской и М. Ю. Татищев (1620–1701), автор стихотворного послания царю Михаилу, прадед императрицы Анны Ивановны. Школе, видимо, оказывали покровительство царь Михаил, его отец патриарх Филарет, его дядя Иван Никитич Романов, начальник приказа Большого дворца князь А. М. Львов, знаменитый глава комиссии по составлению «Уложения» князь Н. И. Одоевский, а также, надо полагать, воспитатель царя Алексея Б. И. Морозов и князь Д. М. Пожарский. Были, конечно, и противники книжного стихотворства; их нужно искать среди архиереев, для которых «духовный союз» приказных поэтов был конкурентом в духовном окормлении России.

[591]См.: Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. (Истоки русской сибирской литературы). Новосибирск, 1973, с. 17–20.

[592]О сибирской литературе XVII в. кроме указанной выше книги Е. К. Ромодановской см.: Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 3, ч. 1. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. М., 1955; Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 1. XVII век. Изд. 2‑е. М. – Л., 1960; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно‑историческое значение. М. – Л., 1947, с. 411–417; Дергачева‑Скоп Е. И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965; Дворецкая Н. А. Археографический обзор списков повестей о походе Ермака. – ТОДРЛ, т. 13. М. – Л., 1957, с. 467–482; Сергеев В. И. У истоков сибирского летописания. – ВИ, 1970, № 12, с. 45–60.

[593]Сибирские летописи. СПб., 1907, с. 163.

[594]Ромодановская Е. К. Синодик ермаковым казакам (предварительное сообщение). – Изв. Сибирского отд‑ния АН СССР, Сер. обществ. наук, 1970, № 9.

[595]О рукописной традиции «Сказания» см.: Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири…, с. 137–159.

[596]Издание текста и исследование см.: Сперанский М. Н. Повесть о городах Таре и Тюмени. – Труды комиссии по древнерусской литературе, т. 1. Л., 1932, с. 13–32.

[597]Издание текста см.: Юрьевский А. Редкий памятник сибирской духовной письменности первой половины XVII века. – Тобольские епархиальные ведомости, 1902, № 24, отд. неофиц., с. 447–464.

[598]Основные работы об азовском цикле принадлежат А. С. Орлову и А. Н. Робинсону, см.: Орлов А. С. 1) Исторические и поэтические повести об Азове (взятие 1637 г. и осадное сидение 1641 г.). Тексты. М., 1906; 2) Сказочные повести об Азове. «История» 7135 года. – Русский филологический вестник, Варшава, 1905, кн. 4; Варшава, 1906, кн. 1–4; Робинсон А. Н. 1) Из наблюдений над стилем Поэтической повести об Азове. – Учен. зап. Моск. гос. ун‑та, 1946, вып. 118. Труды кафедры русск. литературы, кн. 2, с. 43–71; 2) Повести об азовском взятии и осадном сидении (исследование и тексты). – В кн.: Воинские повести Древней Руси. Ред. В. П. Адрианова‑Перетц. М. – Л., 1949, с. 47–112, 166–243 (цитаты даются по этому изданию).

[599]Это явление вообще характерно для XVII в., см.: Каган М. Д. 1) «Повесть о двух посольствах» – легендарно‑политическое произведение начала XVII века. – ТОДРЛ, т. 11. М. – Л., 1955, с. 218–254; 2) Легендарная переписка Ивана IV с турецким султаном как литературный памятник первой четверти XVII в. – ТОДРЛ, т. 13. М. – Л., 1957, с. 247–272; 3) Переписка запорожских и чигиринских казаков с турецким султаном (в вариантах XVIII в.) – ТОДРЛ, т. 21. М. – Л., 1965, с. 346–354. Как показал в цикле своих работ Д. Уо, русская традиция в данном случае совпадала с европейской, которая также культивировала вымышленные речи, послания и грамоты.

[600]Текст цит. по изд. А. С. Орлова (Русский филологический вестник, Варшава, 1906, кн. 3–4, с. 137–174). Классификация азовских повестей на «историческую», «поэтическую» и «сказочную» принадлежит А. С. Орлову. Необходимо учесть следующее его пояснение: «Термин сказочный употреблен мною в противовес историчности оригиналов, безусловной для повести о взятии и относительной для повести о сидении» (там же, 1905, кн. 4, с. 310). «Сказочность» в данном случае есть синоним вымышленности, беллетристичности.

[601]Русский филологический вестник, 1906, кн. 3–4, с. 42.

[602]Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977, с. 64–68.

[603]Уже в 1683 г. появился русский рукописный перевод этой книги, см.: Калайдович К., Строев П. Описание славяно‑российских рукописей графа Ф. А. Толстого. М., 1825, отд. II, № 26, с. 227–228.

[604]Издание и исследование текстов цикла см.: Салмина М. А. Повести о начале Москвы. М. – Л., 1964. Ср. также: Шамбинаго С. К. Повести о начале Москвы. – ТОДРЛ, т. 3. М. – Л., 1936, с. 59–98; Тихомиров М. Н. 1) Древняя Москва (XII–XV вв.). М., 1947, с. 11–14, 209–223; 2) Сказания о начале Москвы. – ИЗ, т. 32. М., 1950, с. 233–241; Пушкарев Л. Н. Повесть о зачале Москвы. – В кн.: Материалы по истории СССР, т. 2. М., 1955, с. 211–246. Произведения цикла известны в историко‑литературной науке под разными названиями. Мы пользуемся терминологией, предложенной в монографии М. А. Салминой. Памятники цитируются по приложениям к этой монографии.

[605]См.: Ключевский В. О. Соч., т. 3. М., 1957, с. 188.

[606]Текст цит. по изд. в кн.: «Изборник», с. 675–683. О датировке повести см.: Дмитриева Р. П. Повесть о Тверском Отроче монастыре и исторические реалии. – ТОДРЛ, т. 24. Л., 1969, с. 210–213.

[607]Ср. наблюдения Д. С. Лихачева в кн.: Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970, с. 491–500.

[608]Изд. текста см.: Скрипиль М. О. Повесть о Савве Грудцыне. (Тексты). – ТОДРЛ, т. 5, 1947. М. – Л., с. 225–308; «Изборник», с. 609–625 (цитаты даются по «Изборнику»).

[609]История этого рода прослежена по документам М. О. Скрипилем, см.: Скрипиль М. О. Повесть о Савве Грудцыне. – ТОДРЛ, т. 2. М. – Л., 1935, с. 181–214; т. 3, 1936, с. 99–152.

[610]Истоки русской беллетристики, с. 525–536 (раздел о «Савве Грудцыне» написан Д. С. Лихачевым).

[611]Легенда излагается по пересказу Д. С. Лихачева.

[612]Изд. текста см.: Перетц В. Н. Из истории старинной русской повести. – Университетские известия, Киев, 1907, № 8, с. 33–36.

[613]Истоки русской беллетристики, с. 527.

[614]Изд. текста см.: Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965, с. 408.

[615]См.: ТОДРЛ, т. 27. Л., 1972, с. 290–304.

[616]Кеведо. Избранное. Л., 1971, с. 320.

[617]Яцимирский А. И. Послание Ивана Бегичева о видимом образе божии… – ЧОИДР, 1898, кн. 2, отд. 2, с. 4.

[618]Исследование памятника см. в кн.: Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси. Бова, Петр Златых Ключей. М., 1964.

[619]Особенно показательна в этом смысле 3‑я редакция повести (по классификации В. Д. Кузьминой), которую мы и цит. по изд. в кн.: «Изборник», с. 516–541.

[620]Забелин И. Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст., ч. 2. М., 1915, с. 181.

[621]Пропп В. Я. Трансформация волшебных сказок. – В кн.: Поэтика. Временник отдела словесных икусств, вып. 4. Л., 1928, с. 82.

[622]Изд. текста см.: Петровский М. Н. История о славном короле Брунцвике. – ПДП, т. 75. СПб., 1888, с. 31–57; Polívka Jiří. Kronika o Bruncvíkovi v ruské literatuře. – Rozpravy české Akademie, R. I, tř. 3, č. 5. Praha, 1892, S. 19–133. Исследование и библиографию повести см. в кн.: Панченко А. М. Чешско‑русские литературные связи XVII века. Л., 1969, с. 85–136.

[623]Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. М., 1869, с. 486.

[624]См.: История русской литературы, т. 2, ч. 2. М. – Л., 1948, с. 374. «Брунцвик, – писал М. Н. Петровский, – является мягким славянским князем, готовым „по примеру предков“ биться за славу государства, но смущающимся при каждой неожиданной встрече» (Петровский М. Н. История о славном короле Брунцвике, с. 9).

[625]Текст цит. по изд. в кн.: Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси, с. 275–331.

[626]Веселовский А. Н. Теория поэтических родов в их историческом развитии, ч. 3. СПб., 1883, с. 209.

[627]См.: Малышев В. И. Повесть о Сухане. М. – Л., 1957.

[628]Изд. текста см.: Шляпкин И. А. Повесть о Василии Златовласом, королевиче Чешской земли. – ПДП, т. 21. СПб., 1882, с. 1–27. В издании И. А. Шляпкина допущено около трехсот ошибок, поэтому цитаты проверены по работе В. П. Бударагина (см. след. сноску).

[629]Бударагин В. П. О происхождении «Повести о Василии Златовласом, королевиче Чешской земли». – ТОДРЛ, т. 25. М. – Л., 1970, с. 268–275.

[630]См.: Халанский М. Г. 1) Великорусские былины киевского цикла. Варшава, 1885, с. 144–166; 2) Южнославянские сказания о кралевиче Марке в связи с произведениями русского былевого эпоса, ч. 2. Варшава, 1894, с. 327–335; Орлов А. С. Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII–XVII вв. Л., 1934, с. 134–136.

[631]И термин, и анализ самого литературного течения принадлежат В. П. Адриановой‑Перетц, см.: Адрианова‑Перетц В. П. 1) Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века. М. – Л., 1937; 2) Образцы общественно‑политической пародии XVIII – начала XIX в. – ТОДРЛ, т. 3. М. – Л., 1936, с. 335–366; 3) Из сатирической литературы XVIII в. Сатира на Феодосия Яновского. – ТОДРЛ, т. 4. М. – Л., 1940, с. 199–206; 4) Юмористические куранты. – Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин‑та им. А. И. Герцена, 1948, т. LXVII, с. 48–56; Русская демократическая сатира XVII века. Подгот. текста, статья и коммент. В. П. Адриановой‑Перетц. М. – Л., 1954 (изд. 2‑е, дополненное – М., 1977). Цитаты из произведений, представленных в последнем издании, даются в тексте без ссылок.

[632]Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях, ч. II. М., 1915, с. 268–269.

[633]Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Изд. 4‑е, т. 1. М., 1827, с. 227. «Святость исключает смех… Однако она возможна в двух обликах: суровой аскетической серьезности, отвергающей земной мир как соблазн, и благостного приятия его, как создания господа. Вторая разновидность – от курочки протопопа Аввакума до старца Зосимы из „Братьев Карамазовых“ – сопряжена с внутренним весельем, выражаемым улыбкою» (Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси. – ВЛ, 1977, № 3, с. 154).

[634]Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в. Пер. с арабского Г. Муркоса. Вып. 2 (от Днестра до Москвы). М., 1897, с. 101.

[635]См.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси.

[636]Демкова Н. С. Неизданное сатирическое произведение о духовенстве. – ТОДРЛ, т. 21. М. – Л., 1965, с. 95. Смеховые ноты звучат здесь тем более кощунственно, что речь идет об отпевании покойника. «Батько… пакал» – т. е. возглашал «паки и паки».

[637]Человеку, воспитанному на новой русской литературе, это напоминает «мартобря никоторого дня» из «Записок сумасшедшего» Гоголя. Читатель XVII в., в руках которого была «Служба кабаку», видел в «месяце китоврасе» не только безумие. В его памяти тотчас всплывало сказание о Соломоне и Китоврасе, которое на Руси знали по крайней мере с XIV в. И здесь, и в Западной Европе (Китовраса в европейской рецепции замещает Мархольт‑Морольф) это сказание было основой основ смеховой культуры (наряду с легендарной биографией Эзопа, перевод которой появился в Москве в первые годы XVII в.).

[638]Русская демократическая сатира XVII века, с. 241.

[639]Панченко А. М. Материалы по древнерусской поэзии, IV. (Стихотворная параллель к «Сказанию о роскошном житии и веселии»). – ТОДРЛ, т. 30. Л., 1976, с. 318–323.

[640]Polska satyra mieszczańska. Wyd. K. Badecki. Kraków, 1950, s. 340–341.

[641]Изд. см.: Перетц В. Н. К истории польского и русского народного театра. XV–XX. СПб., 1912, с. 124–136 (отд. оттиск из ИОРЯС, т. XVI, СПб., 1911).

[642]Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси, с. 157.

[643]См.: Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1914, приложение, с. 142. Ср.: Белкин А. А. Русские скоморохи. М., 1975, с. 127.

[644]«Дьяволу (и всему дьявольскому миру) приписываются черты „святости наизнанку“, принадлежности к вывороченному „левому“ миру. Поэтому мир этот кощунствен по самой своей сути, т. е. несерьезен. Это мир хохочущий; не случайно черт именуется в России „шутом“. Царство сатаны – место, где грешники стонут и скрежещут зубами, а дьяволы хохочут:

И кружит над ними с хохотом Черный тигр‑шестокрылат… (Некрасов)»

(Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси, с. 154).

[645]См.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

[646]См.: Демин А. С. Демократическая поэзия XVII в. в письмовниках и сборниках виршевых посланий. – ТОДРЛ, т. 21. М. – Л., 1965, с. 77.

[647]Тредиаковский В. К. Избр. произв. Вступ. статья и подгот. текста Л. И. Тимофеева. Примеч. Я. М. Строчкова. М. – Л., 1963 (Б‑ка поэта. Большая серия), с. 354.

[648]См.: Mathauserová S. 1) Umělá poezie v Rusku v 17. století. – Acta Universitatis Carolinae. Philologica N 1–3. Praha, 1967, s. 169–176; 2) Baroko v ruské literatuře XVII. století. – In: Československé přednášky pro VI. Mezinárodní sjezd slavistů. Praha, 1968, s. 258.

[649]Цит. по изд. в кн.: Малышев В. И. Древнерусские рукописи Пушкинского Дома. (Обзор фондов), с. 184–186.

[650]См.: Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971, с. 401–421.

[651]Там же, с. 453–454.

[652]Лихачев Д. С. Древнерусский смех, с. 78. Кафизма – один из двадцати разделов Псалтыри. «Пустошная кафизма» поется в «Службе кабаку».

[653]Понырко Н. В. Стихиры Феодосию Васильеву. – ТОДРЛ, т. 32. Л., 1977, с. 357.

[654]См.: Забелин И. Е. История города Москвы, ч. 1. М., 1905, с. 630–634.

[655]Послание апостола Павла к галатам, гл. V, ст. 19–23.

[656]См.: Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.

[657]Матхаузерова С. Две теории текста в русской литературе XVII в. – ТОДРЛ, т. 31. Л., 1976, с. 278.

[658]Демин А. С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977, с. 99–117. По этой книге даются выдержки из писем А. Л. Ордина‑Нащокина и А. С. Матвеева.

[659]Там же, с. 87.

[660]Послания Иосифа Волоцкого. Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М. – Л., 1959, с. 298.

[661]Изд. текста см.: Булгаков Ф. И. История семи мудрецов. Вып. 1–2. – ПДП, тт. 29, 35. СПб., 1878–1880.

[662]Изд. текста см.: Пиксанов Н. К. Старорусская повесть. М. – Пг., 1923, с. 86–92. Этот памятник не имеет ничего общего со «Словом о Валтасаре царе» (другие названия: «Сказание о златом древе и о царе Левтасаре», «Сказание о древе златом и о златом попугае и о царе Михаиле да и о царе Левкасоре»). См.: Сперанский М. Н. Эволюция русской повести в XVII в. – ТОДРЛ, т. 1. Л., 1934, с. 151 и след.

[663]Изд. текста см.: Булгаков Ф. И. Сборник повестей скорописи XVII в. – ПДП, т. 1. СПб., 1878–1879, с. 94–152; Державина О. А. Фацеции. Переводная новелла в русской литературе XVII века. М., 1962, с. 104–185. Цитаты даются по изд. О. А. Державиной без ссылок (в ее книге опубликован второй, самый популярный перевод «Фацеций» начала XVIII в.).

[664]В «Лексиконе» Епифания Славинецкого, составленном в середине XVII в., это слово толкуется как «радостнотворение, утехословия» (Лексикони Б. Славинецького та А. Корецького‑Сатановського. Підготував до видання В. В. Німчук. Київ, 1973, с. 193).

[665]См.: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. II. Святочные маски и скоморохи. – СОРЯС, т. 32, № 4, СПб., 1883, с. 197.

[666]См.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси, с. 145–153.

[667]«Повесть о бражнике» издана в кн.: Русская демократическая сатира XVII века. Текст цит. по изд. в кн.: «Изборник», с. 594–596.

[668]Евангелие от Матфея, гл. V, ст. 39, 42. Это – отрывок из Катехизиса Кариона Истомина (цит. по изд. в кн.: Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII‑го столетия. СПб., 1902, с. 371).

[669]См.: Соколов Ю. М. Повесть о Карпе Сутулове. (Текст и разыскания в истории сюжета). – В кн.: Древности. Труды Славянской комиссии Москов. археолог. об‑ва, т. IV, вып. 2. М., 1914, с. 3–40.

[670]См.: Петровский М. А. Морфология новеллы. – В кн.: Ars poetica. Сб. I. М., 1928, с. 77.

[671]См.: Галахов А. История русской словесности. Изд. 2‑е. СПб., 1880, с. 498–500 (глава А. Н. Веселовского); Покровский М. Н. Очерк истории русской культуры. Пг., 1924, с. 243.

[672]Библиографию сюжета см.: Ольденбург С. Ф. Шемякин суд. – Живая старина, 1891, вып. 3, с. 183–185; Каллаш В. В. Библиографические этюды по литературе сказочных схем и мотивов. – Там же, 1892, вып. 2, с. 145.

[673]Это подметил еще А. Н. Пыпин, связывавший «Повесть о Карпе Сутулове» с фабльо, см.: Пыпин А. Н. История русской литературы, т. II. Изд. 2‑е. СПб., 1902, с. 552.

[674]Изд. текста см.: Покровская В. Ф. Повесть о Фроле Скобееве. – ТОДРЛ, т. 1. Л., 1934, с. 249–297 (здесь дана и библиография по теме); Бегунов Ю. К. Тартуский список «Повести о Фроле Скобееве». – Учен. зап. Тартуского ун‑та, 1962, вып. 119. Труды по русской и славянской филологии, т. 5, с. 368–375. Текст повести цит. по «Изборнику», с. 686–696.

[675]Бакланова Н. А. К вопросу о датировке «Повести о Фроле Скобееве». – ТОДРЛ, т. 13. М. – Л., 1957, с. 511–518.

[676]См.: История русской литературы, т. II, ч. 2. М. – Л., 1948, с. 238.

[677]См.: Панченко А. М. Два этапа русского барокко. – ТОДРЛ, т. 32. Л., 1977, с. 104.

[678]Цит. по: Барсуков Н. И. Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 12. СПб., 1898, с. 276.

[679]Аксаков С. Т. Собр. соч., т. 2. М., 1955, с. 70.

[680]Полное собрание законов Российской империи, т. II (1676–1698). СПб., 1830, № 1101, с. 647.

[681]См., например: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. (Опыт историко‑этнографического исследования). Л., 1963.

[682]Понырко Н. В. Русские святки XVII века. – ТОДРЛ, т. 32. Л., 1977, с. 84–99.

[683]Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси, с. 155–156.

[684]Поэзия крестьянских праздников. Вступ. статья, сост., подгот. текста и примеч. И. И. Земцовского. Общ. ред. В. Г. Базанова. Л., 1970 (Б‑ка поэта. Большая серия), с. 234.

[685]См. наблюдения Д. С. Лихачева в кн.: Истоки русской беллетристики, с. 558–561.

[686]Текст цит. по изд. Д. С. Лихачева в кн.: «Изборник», с. 597–608. О работах по теме см.: Виноградова В. Л. Повесть о Горе‑Злочастии (библиография). – ТОДРЛ, т. 12. М. – Л., 1956, с. 622–641.

[687]См.: Гаспаров М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974, с. 369. М. Л. Гаспаров определяет стих Повести как «народный тактовик» (тонический стих с колебаниями междуиктовых интервалов в диапазоне 1–2–3 слогов).

[688]Ржига В. Ф. Повесть о Горе‑Злочастии и песни о Горе. – Slavia, Roč. X, seš. 1. Praha, 1931, с. 40–66; там же, seš. 2, 1931, с. 288–315.

[689]Малышев В. И. Стихотворная параллель к «Повести о Горе и Злочастии» (стих «покаянны о пьянстве»). – ТОДРЛ, т. 5. М. – Л., 1947, с. 146–148.

[690]Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969, с. 20.

[691]См.: Панченко А. М. Протопоп Аввакум как поэт. – Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1979, т. 38, № 4, с. 307–308.

[692]См.: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. X. Западные легенды о древе креста и Слово Григория о трех крестных древах. – СОРЯС, т. 32, № 4, СПб., 1883, с. 396.

[693]Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII–XIX столетий. Собрал и приготовил к печати Павел Симони. Вып. 1. СПб., 1899, с. 84, 128.

[694]Цит. по изд.: Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Изд. подгот. Н. С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова, Л. И. Сазонова. Отв. ред. В. И. Малышев. Л., 1975, с. 103–104.

[695]См.: Панченко А. М. История и вечность в системе культурных ценностей русского барокко. – ТОДРЛ, т. 34. Л., 1979, с. 191–193.

[696]Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков, с. 149–150.

[697]О том, что к исходу XVII в. монастырская жизнь в глазах среднего человека утратила притягательность и не вызывала уважения, писал Карион Истомин в стихотворении «О глаголании от людей, како в монастыре монахи живут»:

Мнози глаголют, что монаси деют,

где в монастыре дела не имеют.

Бутто так сидят, ничего не знают…

См.: Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв., с. 213.

[698]Там же, с. 90.

[699]Путилов Б. Н. Песня «Добрый молодец и река Смородина» и «Повесть о Горе‑Злочастии». – ТОДРЛ, т. 12. М. – Л., 1956, с. 233.

[700]Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, с. 157.

[701]Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Под общ. ред. Н. К. Гудзия. М., 1960, с. 223. Далее цитаты из текстов Аввакума даются по этому изданию без ссылок.

[702]Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым, кн. VI. М., 1861, с. 117–173.

[703]Отзывы русских писателей об Аввакуме собраны В. И. Малышевым (см.: ТОДРЛ, т. 8. М. – Л., 1951, с. 388–391; т. 9, 1953, с. 403–404; т. 10, 1954, с. 435–446).

[704]См.: Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. Мюнхен, 1970, с. 119–123.

[705]См.: Материалы для истории раскола за первое время его существования. Под ред. Н. И. Субботина. Т. I. М., 1875, с. 28–31.

[706]Там же, с. 66 (из письма Ивана Неронова царю Алексею).

[707]Основные издания наследия Аввакума суть следующие: Памятники истории старообрядчества XVII в., кн. 1, вып. 1. (РИБ, т. 39). Л., 1927; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Ред. Н. К. Гудзий. [М.], «Academia», [1934]; Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследование и тексты. М., 1963; Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Изд. подгот. Н. С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова, Л. И. Сазонова. Отв. ред. В. И. Малышев. Л., 1975; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подгот. текста и коммент. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина. Иркутск, 1979; Малышев В. И. 1) Три неизвестных сочинения протопопа Аввакума и новые документы о нем. – Докл. и сообщ. Филолог. ин‑та ЛГУ, 1951, вып. 3, с. 255–266; 2) Два неизвестных письма протопопа Аввакума. – ТОДРЛ, т. 14. М. – Л., 1958, с. 413–420; Демкова Н. С. 1) Неизвестные и неизданные тексты из сочинений протопопа Аввакума. – ТОДРЛ, т. 21. М. – Л., 1965, с. 211–239; 2) Из истории ранней старообрядческой литературы. – ТОДРЛ, т. 28. Л., 1973, с. 385–392; Демкова Н. С., Малышев В. И. Неизвестные письма протопопа Аввакума. – Записки отд. рукописей Гос. Б‑ки им. В. И. Ленина, вып. 32. М., 1971, с. 168–181; Кудрявцев И. М. Сборник XVII в. с подписями протопопа Аввакума и других пустозерских узников. – Там же, вып. 33. М., 1972, с. 148–212. Выходные данные изд. 1960 г. см. в примеч. 161.

[708]Понырко Н. В. Дьякон Федор – соавтор протопопа Аввакума. – ТОДРЛ, т. 31. Л., 1976, с. 362–365.

[709]См.: Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения). Л., 1974.

[710]Цит по изд. в кн.: Повесть о боярыне Морозовой. Подгот. текстов и исследование А. И. Мазунина. Л., 1979, с. 215.

[711]См.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси, с. 75–90.

[712]См.: Панченко А. М. Протопоп Аввакум как поэт. – Изв. АН СССР, Серия литературы и языка, т. 38, № 4. М., 1979, с. 300–308. Фрагмент «О душе моя…» цитируется по этой статье.

[713]См.: Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974.

[714]См.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы, с. 72–94.

[715]Биография Симеона Полоцкого изложена в кн.: Татарский И. А. Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). М., 1886; Майков Л. Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. СПб., 1889.

[716]Стихотворство Симеона Полоцкого, помимо цитации в поименованных монографиях И. А. Татарского и Л. Н. Майкова, полнее всего представлено в след. изд.: Вирши. Силлабическая поэзия XVII–XVIII веков. Ред. П. Н. Беркова. Вступ. статья И. Н. Розанова. Л., 1935 (Б‑ка поэта. Малая серия); Симеон Полоцкий. Избр. соч. Подгот. текста, статья и коммент. И. П. Еремина. М. – Л., 1963; Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. Вступ. статья, подгот. текста и примеч. А. М. Панченко. Общ. ред. В. П. Адриановой‑Перетц. Л., 1970 (Б‑ка поэта. Большая серия). Тексты, опубликованные в этих изданиях, цитируются без ссылок.

[717]Цит. по изд. в кн.: Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века, с. 214–215.

[718]О Сильвестре Медведеве и Карионе Истомине см. монографии: Прозоровский А. Сильвестр Медведев. (Его жизнь и деятельность). – ЧОИДР, 1896, кн. 2–4; Козловский И. Сильвестр Медведев. Киев, 1895; Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII‑го столетия.

[719]ЧОИДР, 1896, кн. 3, отд. 4, с. 373–374.

[720]Медведев Сильвестр. Известие истинное. Изд. С. А. Белокуров. – ЧОИДР, 1885, кн. 4, Приложения, с. 83.

[721]Цит. по кн.: Майков Л. Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий, с. 44–45.

[722]Цит по изд. в кн.: Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века, с. 179.

[723]Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого. – ТОДРЛ, т. 6. М. – Л., 1948, с. 125.

[724]См.: Сперанский М. Н. Рукописные сборники XVIII века. Материалы для истории русской литературы XVIII века. М., 1963.

[725]Панченко А. М. Стихотворный отклик на свержение царевны Софьи. – В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник 1974. М., 1975, с. 89.

[726]Перечень этих школ см. в кн.: Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом, т. I. СПб., 1862, с. 107–121. О системе гуманитарного образования см.: Архангельский А. С. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883; Łużny R. Pisarze kręgu Akademii Kyjowsko‑Mohylańskiej a literatura polska. Kraków, 1966; Lewin Paulina. Wykłady poetyki w uczelniach rosyjskich XVIII w. (1722–1774). Wrocław, 1972.

[727]См.: Софронова Л. А. Поэтика школьного театра. – ТОДРЛ, т. 34. Л., 1979, с. 176–188.

[728]Текст цит. по кн.: Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. Изд. подгот. О. А. Державина, А. С. Демин, В. П. Гребенюк, под ред. О. А. Державиной. (Ранняя русская драматургия. XVII – первая половина XVIII в., вып. 2). М., 1972, с. 238–239.

[729]Иоанникий Галятовский. Ключ разумения. Львов, 1665, л. 55.

[730]Пьесы школьных театров Москвы. Изд. подгот. О. А. Державина, А. С. Демин, А. С. Елеонская, В. Д. Кузьмина, В. В. Кусков, под ред. А. С. Демина. (Ранняя русская драматургия. XVII – первая половина XVIII в., вып. 3). М., 1974, с. 137–138.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...