Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чхиль чжонсан нэпхён» — календарь семи светил



Составление календарей являлось гла-внейшей обязанностью астрономического ведомства, называемого Квансангам, которому также поручались дела, так или иначе связанные с астрономией и астрологией, с созданием водяных часов и составлением календарных книг. Должности главы ведомства Квансангам в нынешней «табели о рангах» соответствует пост премьер-министра страны. Календарная книга содержала в себе все основные данные, необходимые для вычисления положения звезд. На основе этих данных создавался специальный календарь-справочник на предстоящий год, в котором содержались сведения о важнейших памятных датах и событиях, в том числе и о сроках сельскохозяйственных работ. Ежегодно в день зимнего солнцестояния (22 декабря, когда наступает самая продолжительная ночь солнечного года) ведомство рассылало календарь-справочник на новый год государственным чиновникам и простому населению. В период существования Трёх государств (I в. до н. э. — VII в. н. э.) в Корее ещё не могли самостоятельно составить календарь и поэтому использовали календарь, заимствованный из Китая. В период правления династии Корё (918 г. — 1392 г.) король Чхунсон (1308 — 1313) заимствовал из юаньского Китая календарь «Шоуши ли», созданный китайским астрономом Го Шоуцзином (1231 — 1316). Календарь «Шоуши ли» в те времена считался самым прогрессивным. С его помощью можно было точно определить время и место точки зимнего солнцестояния. По этому календарю продолжительность солнечного, или тропического, года составляет 365,2425, а одного месяца — 29,530593 дней. Однако календарь «Шоуши ли» был составлен в юаньском Китае. Вследствие этого в нем не могли быть приняты во внимание географические координаты столицы государства Чосон. Понимая это, король Сечжон (1418 — 1450) приказал построить на территории дворца королевскую обсерваторию, чтобы астрономические наблюдения, которые проводились с целью создания календаря, учитывали реальную широту расположения столицы государства Чосон — города Ханъяна (нынешнего Сеула). Он приказал корейским составителям календарей Ли Сунчжи (? — 1465) и Ким Даму (1414 — 1464) откорректировать календарь «Шоуши ли» и составить новый календарь — «Чхиль чжонсан нэпхён», взяв при этом за основу местоположение столицы королевства Ханъяна, а затем на его основе создать новую систему счисления времени. Термин «чхиль чжон», или «чхиль йо», означает «семь небесных светил» — Солнце, Луну и пять главных звёзд. Одновременно король Сечжон повелел мастеру по изготовлению часов Чжан Ёнгсилю сконструировать водяные часы, которые «...достигнув определённого времени, возвещали бы о нем». Так были созданы автоматические, возвещающие о времени водяные часы «Чагённу», которые были установлены на территории королевского дворца Кёнбоккун в павильоне Боругак. С 1 июля 1434 года часы «Чагённу» стали служить эталоном времени в королевстве и извещали обитателей дворца о времени с помощью звукового сигнала. Звуковой сигнал «Чагённу» передавался в дневное время на дворцовые ворота Кванхвамун, и город узнавал о наступлении полудня, а в вечернее и ночное время сигнал передавали на Чонну («Колокольный павильон»), расположенный на улице Чонно, и жители столицы узнавали о закрытии городских ворот. В вечернее время с наступлением комендантского часа колокол звонил 28 раз, а утром на рассвете о его окончании оповещали 33 ударами колокола.

Система двойного отсчета времени суток: 12 «двойных часов» и «пять ночных часов»

Согласно календарю «Чхиль чжонсан нэпхён» сутки измерялись от полуночи до полуночи и были разделены на 12 больших промежутков времени, или 12 «двойных часов». В свою очередь каждый такой «час» делился на «чхо» — начало и «чжон» — середину. Таким образом, один «двойной час» был равен двум нынешним часам. За каждым из 12 «двойных часов» было закреплено название знака зодиака: час Мыши, час Быка, час Тигра, Кролика, Дракона, Змеи, Лошади, Овцы, Обезьяны, Петуха, Собаки, Свиньи. В дополнение к 12 часам существовало также деление суток на части: от заката до восхода солнца — ночь, поделенная на пять «ночных часов» (отсюда «огён», т. е. пять ночных часов). В свою очередь каждый из пяти «гён» делился на пять «чом» — точек. Счисление ночного времени называлось «Огён боп» («Система пяти гён»). В соответствии с этой системой ночные время суток обозначалось следующим образом: первый, или начальный, гён, второй гён, третий гён, четвёртый гён и пятый гён, а для более точного указания времени использовали одновременно часы-гён и точки-чом. Например: первый гён первый чом, первый гён второй чом, первый гён пятый чом, пятый гён первый чом, пятый гён пятый чом. Поскольку протяженность ночного времени на протяжении года периодически меняется, то необходимо было счислять его в соответствии со временем года. Для этого на основе календаря «Чхиль чжонсан нэпхён» была разработана техническая инструкция «Нучжутхоный» по управлению водяными часами «Чагённу», а при счислении дневного времени пользовались сводом правил «Сибъиси пэккак поп» («Системой ста равных интервалов 12-ти часов») и «Кёнчом боп» («Системой ночных часов и точек»). В провинции и на отдалённых пограничных заставах, где не было возможности определять время по водяным часам, применяли «Чунсон боп» («Метод наблюдения звёзд в меридиане»), в соответствии с которым время счислялось по прохождению 28 меридианов в разные сезоны года.




Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...