Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 1.2. Философский анализ мифологии и религии как форм 3 страница



Материализм – это направление в философии, сторонники которого считают, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; материя вечна, никем не сотворена, содержит внутри себя способность к саморазвитию. К материалистическому направлению принадлежат такие философы как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур; П.Гольбах, Д.Дидро, К.Гельвеций, Ж.Ламетри, К.Маркс, Ф.Энгельс.

Идеализм – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают сознание (идея, дух, бог). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Г.Лейбниц, Г.Гегель) и субъективный идеализм (Д.Беркли, Д.Юм). Согласно концепции объективного идеализма Платона реально существует только «мир идей», который изначально и независимо существует в божественном разуме; материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; каждая единичная вещь – этовоплощение какой-либо идеи данной вещи (например, конкретный дом – это воплощение общей идеи дома, конкретный корабль – это воплощение общей идеи корабля); большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец. Согласно концепции субъективного идеализма Д.Беркли все вещи мира существуют только в сознании независимого познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне и независимо от сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.

Дуализм (от лат. «двойственный») – это направление философии, которое признаёт равноправие материальной и идеальной субстанций, при этом отрицая независимое существование каждой из них. Представителями являются Аристотель и Р.Декарт. Материальная и идеальная субстанции различаются в своих фундаментальных свойствах. Материя занимает определенное положение в пространстве, имеет форму, характеризуется массой, идеальная субстанция (духовные феномены) субъективна и интенциональна (направлена на предметы мира).

Так как проверить эмпирическим путем (сбор и анализ фактов) некоторые постулаты (например, о возникновении мира) ни материализма, ни идеализма, ни дуализма невозможно, то эти направления равноправно существуют с глубокой древности до современного времени. Ведь мы не можем поспасть в «точку возникновения Вселенной» и удостовериться – как она возникла. Даже основная научная на данный момент теория возникновения материального мира путем «Большого взрыва» – это все равно теория. И у материализма есть свои плюсы (он формирует свои утверждения на основании научных открытий в естественных науках) и минусы (не все в мире можно объяснить материалистическим путем). И у идеализма есть свои плюсы (например, вера в наличие вечной души у человека и возможность ее существования после смерти тела) и минусы (реальных, проверяемых фактов у идеалистов практически нет, так как ни бога, ни душу, мы не можем зафиксировать в материальной реальности).

Ещё одной важной отраслью философии является гносеология – учение о познании мира. В самом общем виде можно говорить об эмпирическом, рационалистическом и иррационалистическом направлениях в гносеологии. Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т.Гоббс) заявляют о том, что основой истинного познания мира является опыт, основанный на показаниях органов чувств человека (слух, зрение и т.д.). Сторонники рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза) заявляют о том, что основой истинного познания мира является только разум, интеллектуальная деятельность. Сторонники иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, З.Фрейд) заявляют о том, что основой истинного познания мира являются нерациональные «механизмы», такие как воля, сфера бессознательного и др. Также в философии есть такое направление как агностицизм (от греч. «непознаваемый»), представители которого (И.Кант) заявляют о принципиально невозможном познании любых предельных и абсолютных основ мира.

Также важной отраслью философии является аксиология – учение о духовных ценностях. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен древнегреческим философом Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность – полезность. То есть ценность и польза – это две стороны одной и той же медали. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

И с гносеологией, и с аксиологией тесно связана праксиология – философское учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Праксиологию интересуют следующие вопросы: Что такое человеческая деятельность? Какова её природа? Какую роль играет деятельность в развитии человека? Ярким выразителем праксиологии является И.Кант. Без знаний, пояснял он, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Высоко ценя усилия теоретического разума, он вынес на первый план практический разум – то, чему, в конечном счете, служит философия. Мыслитель подчеркивал активный, практический характер философского мировоззрения: «Мудрость вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании…». Подлинный философ – это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом. Философия в самом высоком её значении воплощает в себе идею совершенной мудрости. Эту идею Кант характеризовал как всемирно-гражданскую, мировую или даже космическую, имея в виду не реальные учения философов, а программу, к которой должна стремиться философская мысль. В идеале она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего – с нравственными ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования. Любые цели, всякие знания, их применение философия призвана, по убеждению Канта, согласовывать с высшими нравственными целями человеческого разума. Без этого стержня все стремления, достижения людей обесцениваются, теряют смысл.

Философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (с греч. – «путь познания») – это система наиболее общих приемов теоретического и фактического освоения действительности. Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Основными методами философии являются: рефлексия (самопознание), метафизика (изучение мира в неизменности) и диалектика (изучение мира в развитии). Но при этом, разные философы в различные эпохи предлагали свои методы философского исследования:

1. Метод Сократа – «ирония» – это критика всех понятий и суждений собеседника в насмешливой форме, чтобы побудить человека рассуждать дальше.

2. Метод Декарта – «всеобщее сомнение» – это поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины.

3. Метод Спинозы – «геометрический метод» – это формулирование исходных философских аксиом, не подлежащих сомнению и выведении из них различных следствий.

4. Метод Канта – «критический метод» – это анализ предпосылок, на базе которых формируется человеческое познание.

5. Метод Гегеля – «диалектика понятий» – это вскрытие внутренней логики, связи и развитии различных фактов и событий.

6. Метод Маркса – «материалистическая диалектика» – это нахождение всеобщих законов развития мира и его познания.

7. Метод Бергсона – «интуиция» – нерациональное озарение, интуитивное нахождение взаимосвязи явлений и процессов.

8. Метод Ясперса – «трансцендирование» – познание смысла человеческого бытия путем выхода за его пределы к «высшему бытию», то есть к Богу.

9. Метод Гадамера – «герменевтика» – это искусство истолкования и понимания культурных текстов.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Почему философия является третьим и высшим типом мировоззрения?

2. Какие особенности присущи именно философскому типу мировоззрения?

3. Какие разделы есть у философии? Почему у философии так много разделов?

4. Какими разделами философия схожа, а какими отличается от религии, от искусства, от науки?

5. Почему не все разделы философии возникли одновременно в древности?

6. Будут ли и дальше возникать новые разделы философии? Приведите примеры.

7. Что такое «онтология»? Какова роль субстанции в философии? Что такое «онтологические подходы»?

8. Охарактеризуйте такие направления философии, как «материализм», «идеализм», «дуализм». Почему «не побеждает» какое-либо одно из направлений?

9. В чем специфика философского подхода к процессам познания? Почему «не побеждает» какое-либо одно из направлений гносеологии? Приведите свои примеры.

10. Почему в философии возможно такое направление как агностицизм?

11. В чем суть аксиологии и праксиологии? Как философия рассматривает ценностное отношение человека к миру?

12. Почему философию называют «методологией»? Назовите основные методы философии.

13. Какой из методов, применяемых различными философами, вам кажется наиболее интересным и эффективным?

Подготовка по фрагменту из произведения Б. Рассела

«Искусство философствования»

Биографическая справка.

Бертран Рассел (1872-1970) – английский философ, ученый и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Его книга «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги «Наше познание внешнего мира» (1914), «Исследование значения и истины» (1940) и обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948). В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка («логика есть сущность философии»). Важнейшее качество философии, по Расселу, – это способность устранять всевозможные парадоксы. В «Истории западной философии» он характеризует философию как «ничейную землю между наукой и теологией (религией)»; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой. Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институтам и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой, «Почему я не христианин». Аналитический ум Рассела позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. В сочетании с иронией и авторским талантом, это породило множество интервью, статей, эссе, выступлений, в том числе работы: «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда».

Фрагмент из произведения.

Позвольте начать с краткого ответа на вопрос: «Что такое философия?». Это не конкретное знание, каким является наука. Но это и не безоговорочная вера, характерная для первобытных людей. Философия – нечто находящееся между этими полюсами. Наверное, ее можно назвать «искусством рационального предположения». Согласно такому определению, философия говорит нам, как нужно поступать, если мы хотим найти истину, или же то, что более всего на нее походит, в тех случаях, когда нельзя с уверенностью знать, что есть истина. Искусство рационального предположения весьма полезно в двух различных отношениях. Во-первых, часто наиболее трудным этапом в поиске истины является формулирование правдоподобной гипотезы; когда гипотеза сформулирована, ее можно проверить, но прежде всего, нужен человек, способный ее выдумать. Во-вторых, часто мы вынуждены действовать в условиях неопределенности, поскольку промедление может быть весьма опасным или даже смертельным; в таких случаях полезно воспользоваться искусством, которое поможет нам судить о возможных последствиях. Этим искусством – в том, что касается наиболее общих гипотез, и является философия. Конкретные вопросы типа «Будет ли завтра дождь?» не относятся к философским; философия занимается такими общими вопросами как: «Управляется ли мир механическими законами или развивается согласно заданной космической цели, или же он характеризуется и тем и другим?». Философия исследует все, что может быть сказано относительно подобных общих вопросов.

Первое, что вы должны понять, если хотите стать философом, – это то, что большинство людей живут, обладая мировоззрением, не поддающимся рациональной проверке, и что мировоззрение одного человека может быть несовместимо с мировоззрением другого человека, и они оба могут быть правы. Взгляды людей, в основном, формируются таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно, уютно; а истина их волнует постольку поскольку. Конечно же, вы, дорогие читатели, не имеете предрассудков, но вы должны понять, что этим вы и отличаетесь от большинства людей. Допустим, что вы баптист, проживающий в штате Теннеси. Для вас, очевидно, что Америка – это величайшая мировая держава, что Теннеси – самый лучший штат и что только баптизм выражает истинные теологические (религиозные) воззрения. Предположим, что я поддержу эти убеждения. Что же я тогда скажу человеку, живущему в другом штате или в другой стране? Как я смогу доказать истины, столь очевидные для вас, католику, живущему во франкоязычной области Канады? Вы можете быть согласны друг с другом по многим другим вопросам, но как вести диалог с мусульманином, индуистом или конфуцианцем? Вы обнаружите, что они подвергают сомнению многое из того, что вы принимаете без обсуждения; и если ваш диалог с ними будет успешным, то вы обнаружите общее далеко за пределами того, что предполагали.

И, тем не менее, вы по-прежнему найдете много вещей, относительно которых у вас с мусульманином будет общее мнение. Произошли ли люди от обезьян? Конечно, нет! Является ли человек вершиной мироздания? Конечно, да! Вас объединяет то, что вы оба – люди. Но если однажды с Марса прилетит разумное существо, которое будет превосходить людей настолько же, насколько люди превосходят обезьян, оно может расценить различие между людьми и обезьянами как незначительное, и общность происхождения людей и обезьян будет для него очевидной. Марсианин будет настолько же уверен в своих утверждениях о Марсе (если он не будет философом), насколько вы уверены в своих утверждениях о Теннеси. Как быть в этом случае?

Если вы хотите стать философом, вы должны изо всех сил пытаться избавиться от воззрений, целиком зависящих от места и времени вашего обучения, от всего того, о чем вам говорят ваши родители и учителя. Никто не может избавиться от них полностью, никто не может быть совершенным философом, но при желании мы все в какой-то мере можем достичь этого. Однако вы можете спросить: «А почему мы должны желать этого?». Есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что иррациональные воззрения во многом связаны с войнами и иными формами насилия. Единственным способом, с помощью которого общество смогло бы жить без насилия в течение какого-то времени, является установление социальной справедливости, а социальная справедливость любому человеку покажется несправедливостью, если он будет убежден, что он – превыше остальных. Справедливость в отношениях между классами сложно установить, если существует класс, полагающий, что он имеет право на большую долю власти и общественного богатства. Справедливость в отношениях между нациями возможна только при посредстве нейтральной силы, поскольку каждая нация верит в свою исключительность. Справедливость в отношениях между мировоззрениями и верованиями – еще более сложная вещь, поскольку каждое воззрение полагает, что обладает монополией на истину во всех ее аспектах. Было бы намного легче мирно и справедливо разрешать конфликты и споры, если бы философское мировоззрение было шире распространено.

Вторая причина, по которой нужно стремиться быть философом, заключается в том, что, как правило, ошибочные взгляды не позволяют нам поставить верные цели. В средние века во время чумы люди толпами валили в церкви молиться о выздоровлении, полагая, что их благочестие заставит Бога простить их. На самом деле, толпы в плохо проветриваемых помещениях создавали идеальные условия для распространения инфекции. Если используемые вами средства соответствуют поставленным целям, то вы должны обладать знанием, а не просто верой или предчувствием. Третья причина заключается в том, что истина лучше, чем ложь. Есть нечто бесчестное в том, чтобы последовательно придерживаться точки зрения удобной лжи. Обманутый муж обычно выглядит нелепо; есть нечто смешное или жалкое в том образе счастья, которое основано на обмане.

Если вы хотите стать философом, вы должны тренировать и мышление, и чувства. Эти два вида тренировки тесно взаимосвязаны, но при обсуждении их нужно несколько разграничить. Начну с тренировки мышления. Тренировка мышления имеет и положительный, и отрицательный аспекты: вы должны учиться тому, во что можно верить и во что нельзя верить. Рассмотрим сначала позитивный аспект. Несмотря на то, что, в конечном счете, все в той или иной степени можно подвергнуть сомнению, некоторые вещи настолько несомненны, что в практических целях элементом сомнительности можно пренебречь. Философ должен задавать себе вопрос о том, какого рода знание, по всей видимости, менее сомнительно, чем другие, и почему. В начале своего анализа он может вполне резонно предположить, что наиболее несомненными видами знания являются те, относительно которых менее всего ведется дискуссий. Однако вскоре он обнаружит, что знание или то, что предполагается таковым, не отстаивается в неистовой борьбе. Никто не оспаривает таблицу умножения, но никто и не будет утверждать, что она составляет Священную Истину. Если кто-то будет отрицать истинность таблицы умножения, то его не посадят в тюрьму и не сожгут на костре. Если этого арифметического еретика попросят отречься от его неверия в таблицу умножения, то он сознательно сделает это, потому что его отречение не причинит таблице умножения никакого вреда. Таковы характеристики убеждений, которые неразумно подвергать сомнению.

Тому, кто желает стать философом, было бы неплохо получить солидные знания в области математики. Изучая математику, он узнает, какого рода истины можно открыть в процессе чистого размышления, безо всяких наблюдений. Он также познакомится с точным мышлением и с теми ошибками, которых не могут избежать даже весьма опытные мыслители. Именно поэтому полезно также изучить историю математики. Например, до Эйнштейна любой человек думал, что мгновенное распространение силы тяжести доказано математически. Однако, согласно теории Эйнштейна, она распространяется со скоростью света. Очевидно, что математики нашли ошибку в аргументации, которая удовлетворяла многие их поколения, и сейчас, если только они не нацисты, они все согласятся, что Эйнштейн оказался прав относительно скорости распространения гравитации. Однако это слишком сложный вопрос, и было бы ошибкой по этому поводу впадать в скептицизм относительно математики. Правильнее было бы сделать следующий вывод: в тех случаях, когда обсуждаемые проблемы более сложны и более связаны с нашей жизнью и чувствами, чем проблемы математики, значительно увеличивается вероятность ошибок в наших рассуждениях. В большей мере это относится к социальным и религиозным проблемам.

Логика полезна философу в ее современной форме, а не в том косном, средневековом обличии, которое придали схоластики учению Аристотеля. Главным образом, она полезна для обучения осторожности в умозаключениях и выводах. Люди, не обученные логике, склонны делать необоснованные выводы. Например, если какой-либо класс или нация подвергается насилию со стороны другой, а вы полагаете, что сможете его прекратить, то класс или нация, подвергаемые насилию, будут ожидать от вас признания того, что они обладают большей добродетелью, и будут очень удивлены, если увидят, что вы не испытываете личной симпатии к каждому из них. В этом нет логической взаимосвязи, хотя простой человек думает наоборот. Чем больше ваши познания в области логики, тем меньше выводов будут казаться вам обоснованными, и все реже вам будет казаться последовательным придерживаться сразу двух мнений. Это очень важно с практической точки зрения, поскольку с необходимостью требует установления компромисса и предупреждает принятие полярных воззрений. Такие совокупности воззрений, как католицизм, коммунизм или фашизм, склонны к преследованию инакомыслящих и практически, по крайней мере, отчасти, ложны. Занятия логикой не позволяют с легкостью удовлетворяться такими готовыми мыслительными конструкциями. Логика и математика – в той мере, в какой они могут быть полезны, – представляют собой единственный вид мыслительной тренировки для философа. Они помогают ему понять, каким образом нужно исследовать мир, но не дают никакой конкретной информации об этом мире. Это алфавит книги природы, но не сама книга.

Если вы решили стать философом, то, прежде всего, вам нужно научное знание, но не подробности науки, а ее принципиальные результаты, история и в особенности метод научного исследования. Именно наука провела границу между современным миром и миром, существовавшим до XVII в. Именно наука разрушила веру в ведьм, магию и колдовство. Именно наука сделала невозможной веру в старые предрассудки для образованного человека. Именно наука высмеяла предположение о том, что Земля – это центр вселенной, а человек – высшая цель природы. Именно наука показала ложность старого противопоставления души и тела, мышления и материи, коренящегося в религии. Именно наука помогла нам начать понимать нас самих и в какой-то мере увидеть самих себя со стороны как забавные механизмы. Именно наука показала нам метод, посредством которого можно доказать, что гипотеза ошибочна. Научный дух, научный метод, границы научного мира должны быть восприняты любым человеком, желающим иметь современное философское мировоззрение, а не просто почерпнуть в старых книгах антикварную философию. Несомненно, Платон – гений, а Аристотель – человек энциклопедических познаний, но их современные ученики обнаружили бы у них только ошибки. Час беседы с Галилеем или Ньютоном даст вам больше в понимании истинной философии, чем год, проведенный с Платоном и Аристотелем. Конечно же, университетские профессора придерживаются иной точки зрения.

Как я уже отметил, для философа важны результаты развития науки и метод научного исследования. Давайте об этом и поговорим. Итак, результаты научного развития. Прежде всего, философу важно знать историю мира, его прошлое и будущее. Относительно далекого прошлого и будущего можно высказывать только предположения, однако между ними есть довольно большой отрезок времени, относительно которого можно сделать определенные утверждения. Вероятно, очень давно существовала диффузная туманность, нечто вроде прозрачного тумана, некоторые части которого были плотнее других; в дальнейшем они и стали звездами. Наша звезда Солнце – по причине ли, что недалеко от нее прошла другая звезда, или по другим причинам, – породила множество планет, которые сначала были так же горячи, как и Солнце, но потом остыли. Одна из них, достигнув соответствующей температуры, породила определенные химически сложные структуры, способные придавать такую же структуру соответствующим материальным образованиям. Это свойство называется жизнью. Живые структуры, постепенно усложняясь, развивались в растительный и животный миры; наиболее сложной живой структурой является человек. Существование жизни зависит от некоторых химических условий и температуры. Долгое время температура была слишком жаркая для появления жизни; возможно, что в далеком будущем она будет слишком холодной. Однако некоторые астрономы, например сэр Джеймс Джинс, считают, что прежде чем это произойдет, взорвется наше Солнце, и это будет причиной исчезновения нашей Земли и других планет. Так или иначе, но с большой долей уверенности можно сказать, что жизнь на Земле прекратится.

Вселенная безгранична и во времени, и в пространстве. Солнце находится на расстоянии почти 93 миллионов миль от Земли, а его свет достигает Земли за 8 минут. Ближайшие звезды находятся так далеко, что их свет идет до Земли в течение нескольких лет. Все звезды, которые мы видим невооруженным глазом, находятся на Млечном Пути, представляющем собой одну из многочисленных звездных групп. Помимо групп звезд, существуют облачности – нечто вроде миллиона групп, – находящиеся невероятно далеко, настолько далеко, что их свет идет до нас сотни тысяч лет, несмотря на то, что распространяется со скоростью 180 000 миль в секунду. Что касается временных рамок, то Земля существует миллионы лет, но в сравнении с Солнцем она существует недавно. Когда сэр Джеймс Джинс говорит о возможности взрыва Солнца, можно подумать, что эта катастрофа грозит нам, но он утешает нас, что этого не случится еще в течение миллиона лет. Вселенная, как нам говорят, постепенно развивается к такому состоянию, в котором энергия будет равномерно распространена, и, следовательно, не будет служить всем тем целям, в которых она используется сегодня. К тому времени, а может быть и задолго до него, жизнь уже повсюду прекратится, и только чудо сможет ее возродить. Даже наиболее религиозные ученые, кроме католиков, согласны с тем, что это наиболее вероятные выводы, которые можно сделать в соответствии с имеющимися научными данными.

Сравним эту картину с картиной мира, представленной в Библии и в трудах Святых Отцов Церкви и принятой повсеместно христианством до тех пор, пока наука не поставила ее под сомнение. Согласно Библии и учению Отцов Церкви, Вселенная была создана Богом за 6 дней; можно вычислить время создания, и это приблизительно 4004 год до Рождества Христова. Земля находится в центре Вселенной, а создание Адама и Евы было последним творением Бога. Бог запретил им есть плоды конкретного дерева, и когда они все-таки съели их, Он сильно разгневался, несмотря на то, что Он знал, что они не послушаются Его. Он был настолько разгневан, что обрек их на бесконечное наказание: они и их потомки должны будут вечно гореть в огне. Но Сын Господа обрек себя на наказание во имя человечества, страдая на распятии и проведя три дня в аду. Благодаря Его страданиям, сторонники правильных теологических взглядов, выполняющие определенные обряды, попадут в рай. Видимый мир исчезнет по втором пришествии Христа; когда это произойдет, неизвестно. Первые ученики думали, что это будет очень скоро; потом этого ожидали в 1000 г. от Рождества Христова. Некоторые протестанты по-прежнему думают, что это произойдет в течение ближайших лет. По втором пришествии Христа будут существовать только рай и ад, и, как полагают католики, в течение некоторого времени чистилище.

Отметим некоторые различия этих концепций мира. Прежде всего, это различие в размерах: христианский мир мал и кратковременен (за исключением рая и ада), в то время как для научного мира неизвестны начало и конец, как во времени, так и в пространстве, и определенно он бесконечен и в пространстве и во времени. В христианском мире все имеет цель и свое место; все четко и ясно, как на кухне у хорошей хозяйки. Другое отличие состоит в том, что христианский мир имеет центром Землю, в то время как научный мир не имеет такого центра вообще; в христианском мире Земля стоит на месте, а звезды вращаются вокруг нее, в то время как в научном мире все находится в движении. Христианский мир сделан для человека, в то время как научный мир, если он и имеет какую-то цель, то мы не знаем этой цели. Действительно, практически концепция цели, доминирующая в псевдонаучном мышлении в течение 2000 лет – от Аристотеля и вплоть до XVII в., – исчезла из современного научного объяснения. Почему законы природы таковы, как они есть, вопрос, который наука не задает, поскольку неразумно предполагать, что на него есть ответ. В христианском мировоззрении преобладают моральные концепции, такие как концепция греха и наказания, которым нет места в научном мировоззрении. Христианский мир таков, каким его видел необразованный человек, в то время как научный мир вежливо игнорирует наши предрассудки и надежды, нашу любовь и ненависть.





Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 533 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...