Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика западной философии. Философия позитивизма. Исторические формы позитивизма



Современной западной философией принято называть философию, которая возникла после немецкой классической философии и в значи­тельной степени развивалась на ее базе. Она включает несколько десят­ков различных течений и направлений, различающихся по количеству приверженцев, характеру поставленных задач и способам их решения. Основные периоды современной западной философии Первый «антропоцентри­ческий» 1830 — 1865 Продолжается развитие немецкой классиче­ской философии (Шеллинг, Гегель, Фейербах) примерно до 1850 г.;зарождение, расцвет и угасание старогегель­янства;зарождение, расцвет и угасание младогегель­янства; зарождение, расцвет и угасание классического позитивизма (1830 — конец XIX в.); зарождение философии жизни(Шопенгауэр — ок. 1818 г.); зарождение классического марксизма;философия Кьеркегора (1842—1855) Второй когнитивный 1865 — 1920 Зарождение, расцвет и угасание неокантиан­ства (1865—1920); зарождение, расцвет и угасание эмпириокри­тицизма (махизма) Позитивизм (2 половина 19 века) - философия науки, направление, изучающее характеристики и особенности научной деятельности. О.Конт, Д.Миль, Р.Авернариус, Э.Мах. Задача философии – не абстрактное теоретизирование, а получение позитивного знания на основе эмпирического описания фактов. Научной ценностью обладают знания, полученные только эмпирическим путем. Опора - на естественные науки. Развитие науки осуществляется путем постепенного приращения полученных знаний (кумулятивным способом) без резких скачков (революций) в развитии науки. Основатель философии позитивизма Огюст Конт (1798-1857), фр. философ. Позитивизм есть направление в философии и в науке, которое исходит из необходимости получения только позитивного знания, то есть фактического, устойчивого, несомненного, проверяемого с помощью опыта. Иными словами, следует изучать только реально существующие, проверяемые явления, проблемы и вопросы. При этом позитивизм осуждает попытки получить некое абсолютное знание, путем рациональных размышлений (Конт их называет метафизическими). Это бесполезно и ничего не дает. На основе позитивизма О.Конт сформулировал закон «трех стадий» исторического развития 1-я стадия - т еологическое состояние общества. (теология - богословие. Греч. Теос – Бог, логос – учение). 2-я стадия - метафизическое состояние общества (возникает с развитием наук, промышленности) 3-я стадия - позитивное состояние общества на базе позитивизма (позитивного метода). Неопозитивизм – новейшая позитивистская философия, современная форма позитивизма (логический позитивизм, логический эмпиризм) ( Отто Нейрат, Морис Шлик, Филипп Франк, Рудольф Карнап и др.) Предмет философии – в первую очередь, изучение языка науки, т.к. философские проблемы возникают из-за неправильного употребления языка. Основные особенности: Негативное отношение к метафизике (т.е. к прежней классической философии, изучающей абстрактные понятии и категории, не имеющие практического смысла). Культ науки, т.к. единственно возможным знанием является конкретно-научное знание. А задача философии – в изучении языка науки. Культ эмпиризма как единственного вида знания, ценного для научного познания. Только на его основе можно отделить научные суждения и теории от метафизических. Культ верификации, т.е. эмпирической проверки истинности полученных знаний на опыте. Все знание, которое не подвержено эмпирической проверке, не верифицируемо, не имеет значения и является бессмысленным. Физикализм – язык физики должен стать универсальным языком науки. Т.е. все предложения должны сводиться к элементарным предложениям в физике. Постпозитивизм – объяснение развития науки. Карл Поппер, Томас Кун, И.Лакатос, и др. Образовался в начале 1960-х гг.: работы К.Поппера «Логика научного открытия» (1959), Т.Куна «Структура научных революций»(1962). Характерные черты: Ослабление внимания к проблемам формальной логики, как и в неопозитивизме. В центре внимания – объяснение развития науки и роста научного знания:- как возникает новая теория;- каким образом она утверждается в новом сообществе;- каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.


26. Марксистская философия: Маркс, Энгельс.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Философия марксизма сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма явились труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь - материализм Фейербаха и диалектика Гегеля.

Под влиянием материалистической философии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевского идеализма к материализму.

Однако при этом резко критиковали:

- материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

- диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

В результате они создали принципиально новую философиюдиалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.

Предмет диалектического материализм а (марксистской философии) – изучение универсальных законов развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

Философия марксизма является составной частью марксизма как целостного учения Маркса. Помимо философии, марксизм имеет и другие составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономическую теорию (политическая экономия).

Основные выводы марксисткой философии:

1. Основой мира является вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконечного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека, понятия, категории, культуру в целом), которые также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

2. Диалектика понятий является отражением диалектики вещей.

3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

5. Изменение главной задачи философии – нужно не объяснять мир, как прежняя философия, а предлагать пути его революционного изменения.


27. Неокантианство: физиологическое неокантианство, Магбургская школа, Баденская школа.

Неокантианство — идеалистическое философское течение, возник­шее в Германии в конце 1860-х гг. и получившее широкое распростра­нение в Европе (в том числе и в России) в период 1870—1920 гг. Неокантиантство представляло собой совокупность разнородных течений, первым из которых стало физиологическое неокантианство, а двумя крупнейшими школами были марбург­ская и баденская (фрейбургская).

Физиологи­ческое неокан­тианство

(О. Либман и Ф.А. Ланге) словная дата зарождения физиологи­ческого неокантианства — 1865 г., к концу XIX в. оно постепенно «сходит со сцены». (О. Либман: «Кант и эпигоны» (1865), Ф.А. Ланге: «История материализма» (1866)) Толчок для развития физиологического неокантианства дали исследования знаменитого ученого Г. Гельмголь­ца (физика, химика, физиолога, психолога), который сам был стихийным материалистом. Изучая деятельность органов чувств (зрения, слуха и т.д.), он уже в 1855 г. отметил некоторое сходство между отдельны­ми идеями кантовской философии и современного естествознания, а именно: само строение органов чувств задает особенности человечес­кого восприятия4, что может служить «физиологическим» обоснованием априоризма. Либман и несколько позднее Ланге, опираясь на но­вые открытия и гипотезы в области физиологии чувств, подхватили и развили эту идею. Так возникло физиологическое неокантианство, в котором априоризм Канта трактуется как учение о физическо-психи­ческой организации человека.





Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 1156 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...