Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция трехсоставной сущности человека



Три компонента: именно тело, душа и дух. По вопросу какой из них определяющий сложилось три направления:

1) Соматизм – человек существо телесное

2) Психизм – природа человека определяется его душой

3) Спиритуализм – природа человека определяется его духом.

Тело – это физическая оболочка человека, подчиняющаяся определенным природным законам. Тело материально – субъективно и полностью психикой не управляет.

Душа – это особая нематериальная субстанция, которая может существовать отдельно от тела после его смерти. Душа отличается от тела нематериальностью, невещественностью. В материализме под душой имеется ввиду вся психика, как сознательная, так и бессознательная.

Дух и душа нематериальны и в этом смысле противоположны телу, но они нетождественны с точки зрения религиозной трактовки. Начиная с Августина утвердилась мысль, что дух обозначает наивысшие способности человека. В трактовке духа имеется две традиции: рационализм, начиная с Сократа, отождествлял дух с разумом мышлением.

Иррационализм утверждал, что дух имеет черты для разума неподвластные.

По Шопенгауэру и Ницше дух проявляет себя как воля к власти.

Согласно Кьеркегору он проявляет себя в религиозной сфере.

Согласно Бергсону дух проявляет себя в интуиции человека.

Согласно экзистенциализму на первом месте стоит

В 20 веке по вопросу соотношения тела, души и духа, а также самого духа сложился целостный подход. Трактовала человека как целостное биосоциокультурное существо. Этот взгляд был присущ и Бердяеву, его идея заключалась в том, что человек – это духовно-душевно-телесное существо, т.е. дух – это интегрирующее начало в человеке. По мнению Бердяева в состав духа входит разум, но дух обладает и неуловимыми для разума чертами. В состав духа входят: любовь, милосердие, совесть, справедливость и др. дух наполняет человека сверхличным содержанием и подводит человека в миру высших ценностей.

Человек в своем существовании проявляет себя как индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – человек, как единичный представитель человеческого рода. Понятие индивид не фиксирует особенности конкретного человека, оно указывает только на принадлежность человека к некоему целому.

Индивидуальность – сумма личных качеств и свойств, характеризующих уникальность и неповторимость конкретного человека. Это понятие показывает, чем люди отличаются друг от друга.

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как часть общества.

Личность – это индивидуальный носитель социально значимых черт. Свободный, мыслящий и ответственный объект сознательной волевой деятельности. Личность для человека не является исходной данностью, считается, что существует 2 основных этапа формирования личности:

· Филогенез – формирование родовых качеств человека

· Онтогенез – формирование конкретной личности

По вопросу о личности существует две противоположные позиции:

1) Любой человек есть личность

2) Не всякий человек может считаться личностью (сторонники – Сократ, Ницше, Сартр)

Если принять второй подход, то возникает критерии определения личности.

a) Наличие самостоятельного мышления, своей точки зрения

b) Наличие активной жизненной позиции, которая в том числе проявляется в том, что человек сам руководит своей жизнью.

c) Наличие свободы, выбора, ответственности за сделанный выбор

d) Наличие системы ценности

e) Духовность, т.е. ориентация на высшие духовные ценности

Вывод: по отношению к изменению личность имеет двойственный характер. С одной стороны личность не возможна без четких убеждений, которые как правило являются очень устойчивыми. Но с другой стороны неизменяющаяся личность становится догматической. Личность – это процесс, но изменение личности порождают проблему, остается ли человек тождественным самому себе.

44. Концепции антропогенеза.

Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление. Можно выделить несколько концепций антропосоциогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.

Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.

На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, в рамках которого была основана к реационистская (от лат. сreatio – творение) модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей.

В соответствии с эволюционной теорией Дарвина («Происхождение человека и половой отбор») считается, что человек произошел от обезьяны. Считается, что 5-8 млн лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens.

В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности.

Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.

Согласно психосоматической модели (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу.

Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения.

Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.

Природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Человек - часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, которые обеспечивают основные жизненные процессы: саморегуляцию, адаптацию, продолжение рода. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; усваивание пищи, осваивание языка в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и т.п. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей.

Социальное в человеке – орудийно-производственная деятельность, язык, мышление, обществ. и политич. деятельность. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию.

Биологичесое и социальное должны быть в единстве. Без биологич. предпосылок невозможно представить появление человека, а без социального нельзя представить становление человека.

45. Феномены бытия человека (свобода, смысл жизни, любовь, смерть, игра – на выбор).

Свобода


Свобода, как философская категория, характеризующая сущность человека и его существования, состоящая в вероятности личности мыслить и поступать в соответствии со собственными представлениями и желаниями, а не по причине внутреннего либо внешнего принуждения.

В истории это понятие прошло, длительную эволюцию и было, предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьёва. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью.

В повседневной жизни люди сталкиваются с определёнными, реально существующими условиями, социально экономическими отношениями, которые обуславливают круг их интересов. Люди не вольны в подборе объективных условий собственной деятельности, впрочем, они обладают свободой подбора методов достижения цели. Чем больше свободы, тем человек лучше осознает собственные реальные вероятности, тем больше способов, для достижения поставленных целей находится в его распоряжении.

Таким образом, свобода обнаруживается не тогда, когда человек обязан выбирать, а тогда, когда он сделал подбор.

Свобода неотрывна от творчества, например как путём неё человек может творить абсолютно свежую жизнь, свежую жизнь общества и мира. Свобода и творчество говорят о том, что человек не всего только природное существо, правда и сверх природное.

Свобода связана с моралью и правовой ответственностью индивида за собственные поступки. Свобода и ответственность - это две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Ответственность обусловлена степенью продвижения общественного сознания, степенью социальных отношений, существующими социальными поступками.

Итак, свобода выражает взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Любовь


Любовь - важная составляющая человеческого бытия. Она стоит у самых истоков существования человека, его психической защищённости и уравновешенности, его способности и таланта.

Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями существования природы, по которым люди должны любить друг друга. Запрещено объяснить приход любви с помощью какой-либо причины (а именно, красота, ум, сила и т.п.), в случае если такие причины, в сущности, сыграли установленную роль, то это её имитация. Каждый раз найдутся сотни, тысячи людей более красивых, умных и более мощных и где критерий подбора будет не определён. Почему человек останавливается как раз на одном избраннике? Любят не за что-то, любят, потому что любят, и любящий верит в то, что его избранник наиболее красивый и наиболее умный.

Человеку, никогда не испытавшему чувства любви, бесполезно объяснять, что это такое. В случае если полюбит - узнает. Человеку разлюбившему, его прошлое состояние кажется непостижимым. Лишённый любви, он чувствует себя одиноким, даже в случае если окружён многочисленным семейством и друзьями. Он остро ощущает не уютность и неустроенность собственного бытия, опасную хрупкость окружающего мира.

Любовь определяется не содержанием чувственного опыта, а развитостью человеческих качеств любящего. Она содержит метафизические основания. Человека любят за то, что в нем приоткрывается бездонная, неисчерпаемая глубина; видение постоянного фона открытости, невыразимой, не уловимой атмосферы, "несложного дыхания", которое только на миг удаётся выразить в словах, это все приоткрывается тому, кто его любит и в данном заключается её главная тайна. Любовь встречается слишком редко, люди боятся её, к примеру, как для любви необходима внутренняя свобода, живая душа - это жить в стабильной самоответственности, заботе и тревоге. Любовь вырывает человека из монотонной повторяемости повседневного быта. В связи с этим большая часть людей не переживает по данному поводу, а удовлетворяется лишь её имитацией и убеждает себя в данном, а на самом работе это лжелюбовь. Существует немного её форм.

Любовь тесно связана с творчеством, где и раскрывается ее тайна. Вся художественная литература построена на трагизме - от Ромео и Джульетты до наших дней.

Таким образом, любовь - это интимное и глубокое чувство, устремлённое на новую личность, закон существования человеческого мира. Человек без любви - жалкое неполноценное существо, не постигшее смысла собственного существования.


Смерть


Смерть - важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека - это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества. Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы все живете и живете, абсолютно одиноким и заброшенным в чужие, непонятные вам время и культуру.

В каждой культуре своё специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остаётся. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мёртвых - набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях. Европейские кладбища - это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. Человек в этом смысле - самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в то же время это даёт огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой своё существование.

Смерть не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живёт так, как будто он бессмертен. Он старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней или же полагает, что смерть где-то очень далеко от него. Мудрецы же с древних времён говорили: "Помни о смерти!" Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти - значит, каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни (ведь он и в самом деле может оказаться последним). Предполагается, что хоть в последний день дурной человек постарается прожить по-человечески: не лгать, не воровать, не убивать.

Смерть - фундаментальное свидетельство нашего "не одиночества". Мы всегда находимся под её пристальным взглядом. Ощущая её присутствие, её реальность за каждым поворотом, мы не позволяем себе распускаться, поддерживая себя на уровне, превышающем тот, к которому склоняет нас наша животная природа. Разумеется, это тяжкая ноша. Осознание нашей смертности требует от нас немалого усилия.

Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека смерти означает, помимо всего прочего, устранить этот уровень ответственности. Человек, будучи конечным существом, отличается от всех животных тем, что прилагает к своей конечности масштаб безусловного и бесконечного. Он должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность, только не в обыденном смысле, когда человек просто не думает о смерти, а в том смысле, что он брал и будет брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. В этом смысле творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть.

Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались жить в вечности, в прямом смысле этого слова. Сократ, Эпикур, Ницше, Пушкин гораздо более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники. К любому из них можно отнести слова В. Соловьёва:

...Средь суеты случайной,

В потоке мутном жизненных тревог,

Владеешь ты всё радостною тайной:

Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог.

Человек от всех живых существ отличается тем, что осознает собственную смертность, Видит в смерти неизбежный финал в итоге живого. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Человек не может смириться с тем, что как раз ему придётся уйти из данного мира, где "кипит" жизнь. Размышляя, начинаешь понимать, что смерть - одно, перед, чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые.

Религия рассматривает смерть человека как конец его земной и переход к вечной жизни. Аналогичное представление существует во всех религиях с момента появления.

Античные философы (Демокрит, Эпикур), считали, что смерть не вмещает к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти все ещё нет, а когда смерть наступает нас уже нет. Аналогичные доводы неоднократно повторялись в ходе продвижения философской мысли.

Столетиями человечество пытается доказать и воплотить в жизнь реальное бессмертие. С данной точки зрения человек обязан жить вечно, находясь в устойчивом расцвете сил. Все это связанно с уяснением факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрём и лихорадочно ищем метод к бессмертию.

Выделяют немного типов бессмертия, связанных с тем, что после человека останется его занятие, дети, внуки, продукты его деятельности, личные вещи, а вдобавок плоды духовного производства (теории, образы и т д)

На протяжении истории человечества было большое количество идей смерти и бессмертия, основанных на религиозном и нерелигиозном, научном и ненаучном подходах к миру и человеку.

В ХХI веке проявляется особый интерес к проблеме смерти - это обусловлено следующими причинами:

) глобальный кризис человечества может привести к самоуничтожению;

) изменение ценностного отношения к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Таким образом, человек обречён на пожизненные раздумья о смерти, и ее смысл является обратной стороной "вечной" проблемы смысла жизни.


Смысл жизни


Человек рано либо поздно задумывается о смысле собственного существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Его рассуждения зависят от религиозных, атеистических, философских, этических, практических установок личности и общества. На протяжении истории человек по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живёт.

Религиозное уяснение смысла жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни. Теоцентризм обесценивает и признает греховные естественные радости земного существования. Человек обязан думать и заботиться о вечной жизни, а не о кратком миге земной жизни.

В эпоху Возрождения, смыслом существования является достижение счастья и блаженства на основе правильного познания реального земного мира.

Впрочем, проблема цели и смысла жизни, проблема человеческого счастья, каждый раз находилась в центре внимания художественной литературы и искусства в целом, в частности как оно исследует и воспроизводит человека во всем богатстве и многообразии его проявлений.

Гете в собственном произведении "Фауст" рассуждает, что смысл жизни в самой жизни, нужно дорожить жизнью, любить е1 и постараться сделать её лучше для свежих и тем самым для себя.

Любой человек - частица рода человеческого, звено, соединяющее прошлые и будущее поколения людей, в связи с этим жизнь человека обязана соответствовать определённым общим требованиям, выполнение которых способствует нормальному продвижению человечества. Любой человек самостоятельно осознает и делает собственный нравственный подбор, иногда он бывает ошибочный, противоречащий естественным требованиям сохранения жизни на планете.

В связи с этим о смысле жизни, возможно, рассуждать тогда, когда уважаешь, ценишь жизнь не всего только собственную, однако и чужую.

Таким образом, СМЫСЛ ЖИЗНИ заключается во всестороннем продвижении способностей человека, в самый полной отдаче собственных сил на то занятие, которое приносит пользу максимальному объёму людей.

46. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как часть общества.

Личность – это индивидуальный носитель социально значимых черт. Свободный, мыслящий и ответственный объект сознательной волевой деятельности. Личность для человека не является исходной данностью, считается, что существует 2 основных этапа формирования личности:

· Филогенез – формирование родовых качеств человека

· Онтогенез – формирование конкретной личности

По вопросу о личности существует две противоположные позиции:

3) Любой человек есть личность

4) Не всякий человек может считаться личностью (сторонники – Сократ, Ницше, Сартр)

Если принять второй подход, то возникает критерии определения личности.

f) Наличие самостоятельного мышления, своей точки зрения

g) Наличие активной жизненной позиции, которая в том числе проявляется в том, что человек сам руководит своей жизнью.

h) Наличие свободы, выбора, ответственности за сделанный выбор

i) Наличие системы ценности

j) Духовность, т.е. ориентация на высшие духовные ценности

Вывод: по отношению к изменению личность имеет двойственный характер. С одной стороны личность не возможна без четких убеждений, которые как правило являются очень устойчивыми. Но с другой стороны неизменяющаяся личность становится догматической. Личность – это процесс, но изменение личности порождают проблему, остается ли человек тождественным самому себе.

Духовность — это совокупность качеств человеческой личности, обозначающее наличие высоконравственных Божественных принципов в человеке

В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью.

Бездуховность-равнодушее, леность мысли, презрение к интеллекту, к глубокому чувству, это верование в то, во что выгодно верить.

Граница между духовностью и бездуховностью проходит там же, где проходит граница между истиной и ложью, между подвигом и предательством, между Богом и дьяволом. И каждому предоставлена свобода выбора.

Понятие духовности: честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям.

Однако духовность — не есть только состояние. Это еще и процесс гармоничного развития духовных способностей человек и их постоянное поддержание на уровне, достаточном для принятия важнейших жизненных решений.

Логика – психологический анализ показал, что «псевдодуховность» включает в себя два понятия «псевдо» и «духовность». Каждое из них несет свою смысловую нагрузку. Психологический аспект: «псевдо» — эгопатологическа лживость,иллюзорность, введение в заблуждение, замена подлинного смысла на ложный смысл

С понятием «духовность» соотносится познание онтоса – мира — своего Эго- смысла бытия — экзистенции близких — осмысление назначения своей жизни. Сам субъект духовен в той степени, согласно которой он и осмысливает – задумывается вокруг вопросов, связанных с бытием, другими людьми, с целью получить на них определенно значимые ответы.

Псевдодуховность логически и исторически есть переход духовности через положенную ей границу меры. Духовность существует не вообще, а в определенных конкретных формах.
Можно утверждать, что судьбы поколений напрямую связаны с духовностью, бездуховностью и псевдодуховностью, существующими в современном обществе.

47. Специфика социального бытия. Общество как система.

Понятие бытия является самым абстрактным по содержанию среди этих понятий. Понятия сущее, реальность, действительность уже, чем понятие «бытие» и с ним не совпадают.

Принято выделять некоторые формы бытия:

1. Материальное

· Природное

· Искусственное (неживое и живое)

2. Духовное

· Индивидуализированное духовное

· Объективированное духовное – коллективное сознание (мораль, право, религия)

Материальное и духовное сосуществуют в человеке. Совокупность всех людей образует общество, как социальную форму бытия.

Общественное бытие – понятие введенное Марксом, подчеркивавшим, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».Под общественным бытием («социальной материей») понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. В рамках учения об общественном бытии особое место занимает концепция производственных отношений, т.е. отношений, в которые люди вступают в процессе производства. Производственные отношения выступают как базис для многообразных форм общественного сознания (политических, правовых, научных, моральных и др.). В свою очередь, характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества, неодинаковым для разных обществ и разных стадий общест. развития.

Общество – не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Это понимание общества наиболее отчетливо выразил в своих трудах Дюркгейм. Он утверждал, что общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Она отличается от природной реальности и не сводима к последней. Ибо в ней кроме вещественно-энергетических процессов есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни – невидимые процессы, к-рые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание. Это «надбиологическая» и «надындивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощенной в человеческих индивидах. Первична потому, что человек с его биологическими и психическими особенностями может существовать только в условиях социального бытия. Люди в обществе не просто сосуществуют, они взаимодействуют между собой, и вследствие этого взаимодействия общество выступает как сложная система, которая есть единое целое, а не просто некое множество собранных вместе отдельных частей-элементов. Рассматривая общество как систему, целесообразно обратиться к синергетике. С синергетической т. зр. общество как социальный организм представляет собой сверхсложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет характерные для подобных систем общие свойства:

Элементами общества являются:

1) люди, способные вступать в общественные отношения;

2) вещи или предметы, произведенные людьми. Эти вещи делятся на два класса:

ü Обычные вещи, которые используются в соответствие с их физическими свойствами (орудия труда, предмет труда, продукт труда)

ü Предметы, знаки – их использование определяется их смыслом (гос.символы, гос.награда, дорожные знаки)

3) общественные отношения, взятые отдельно от их носителей – людей;

4) социальные институты, как устойчивые самовоспроизводящиеся единицы, выполняющие определенные функции.

5) часть природы вовлеченная в производство

В обществе выделяют две крупные подсистемы:

a) Сферы общественной жизни (сферы общества). Эта идея принадлежит Марксу. Он выделял две сферы: материального и духовного производства. Впоследствии количество сфер возросло, в настоящее время наиболее распространенными являются сферы: экономическая, социальная, правовая, политическая, духовная.

Существует проблема: можно ли выделить одну, определяющую подсистему?

Два подхода: 1. такая сфера существует. Французские просветители считали духовную сферу гласной, Маркс – материальную.

2. не существует одной определяющей сферы. Этот подход признается в настоящее время.

Теория факторов развития утверждает: общество существует и развивается благодаря сложному взаимодействию различных факторов. Т.е. существует принцип системной детерминации общества, его суть заключается в том, что все сфера равноценны, они взаимодействуют между собой и в результате у общества формируются черты, которых нет у каждой из сфер в отдельности.

3. В 19 веке Маркс разработал классовое деление общества.

По Марксу класс – это большие группы людей, занимающие разное место в материальном производстве и имеющие разное отношение к собственности наследственности производства. Здесь ключевым является экономический фактор. В 20 веке возникла критика этого подхода: если все сферы. эта идея лежит в основе социальной стратификации (под стратой имеется ввиду группа людей, выделяемая по тому или иному критерию социального неравенства или социального развития).

Критерии стратификации:

ü социальный (престижность профессии);

ü Демографический (пол, возраст, состав семьи)

ü Профессиональный (должность)

ü Конфессионально – религиозный (по той или иной религии)

ü Этнический

Выделение любых социальных групп относительно: один и тот же человек по разным критериям принадлежит к разным группам.

Общество – это сложная, органично целостная, саморазвивающаяся, открытая и вероятностно детерминированная система.

48. Основные механизмы социальной регуляции.

Социальные регуляторы:

Мораль – это один из способов нормативной регуляции поведения людей в обществе. Моральные нормы базируются на определенных ценностях и фиксируют модель должного поведения. Поэтому моральные нормы санкционируют многие общественные устои, имеют рекомендательный характер.

Право. В отличие от моральных норм, нормы права имеют общеобязательный характер. Нормы морали формируются в практическом жизненном опыте, а нормы права формулируются и проводятся в жизни специальными учреждениями. Главной единицей права является закон. Закон – нормативный акт, устанавливающий права и обязанности субъектов правовых отношений. Он предполагает коллективное согласие людей с определенными принципами. С одной стороны право – это орудие государственной политики, но с другой стороны – это механизм осознания самим обществом пределов дозволенного.

Политика – это последовательность определенных действий, нацеленных на достижение результата. Политическое действие должно быть целенаправленным, непрерывным, спланированным, рациональным, практичным действием. Субъектами политики могут быть государство или различные социальные группы. главная функция политики: регулировать и управлять различными процессами в различных сферах производства.

Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознается или оценивается отношение людей к действительности, а также фиксируются социальные проблемы и конфликты. Идеология содержит цели и программы деятельности, направленных на закрепление, изменение или развитие общественных отношений. Идеология не только отражает общественные реалии, но и оказывает глубокое воздействие на общество.

Политика всегда вытекает из определенной идеологии, а результатом политики может быть принятие определенных норм права.

Религия – это форма общественного сознания, основанная на вере в сверхестественное и предполагающая наличие сакральных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению.

Экономика – это сфера материальных отношений, включающих в себя отношение собственности, распределения и потребления материальных благ. Экономика невозможна без людей, а у людей существует определенная мотивация деятельности, поэтому понятие экономические законы не абстрактно. Следовательно, экономика никогда не бывает саморегулирующейся и зависит от остальных социальных регуляторов.

Маркс утверждал, что духовное в значительной степени вторично, но на самом деле это не так. Мораль, право, идеология и религия – это духовные регуляторы, от которых зависят во многом материальные отношения. Поэтому материальное и духовное равноценны и взаимодействуют между собой.

49. Государство как социальный институт. Правовое государство. Гражданское общество.

Государство – это основной институт политической сферы общества, организующий и контролирующий деятельность и отношения людей, социальных групп и объединений. Государство, как источник власти всегда проводит определенную политику. Признаки государства: наличие правящих господствующих групп; специальный аппарат власти; суверенное издание закона; право на коллективное принуждение; наличие определенной территории.

Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. Он может быть либо тоталитарным, либо демократическим.

Этатизм – идеологическая установка, согласно которой должно управлять всеми социальными процессами.

Демократия в отличие от тоталитаризма предполагает наличие гражданского общества и правового государства.

Понятие гражданское общество впервые использовал Аристотель. Признаки: 1) наличие социальных групп, отстаивающих свои интересы;

2) диалоги с государством по поводу этих интересов

3) контроль над государственной властью

4) создание совместно с государством развитых правовых отношений

Правовое государство – это форма взаимодействия человека, общества и власти, при которой определяющим принципов является верховенство закона, равенство всех перед ним и неукоснительное соблюдение его требований. Локк и Монтескье утверждали, что гарантией свободы является только соблюдение законов. Гражданину разрешено все, что не запрещено законом. Демократия предполагает взаимодействие на основе закона на основе закона равных и свободных граждан с безусловным признанием их прав со стороны государства.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как фило­софская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возни­кает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государ­ства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззре­ниям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивиду­альностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее граж­данского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более ци­вилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданст­венности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной вла­сти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором ци­вилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, граждани­ном и обществом.

Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Граж­данское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влия­ния в политической организации общества.





Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 1226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...