Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Бердяева



Основные труды Бердяева: “ Субъективизм и идеализм в общественной философии”; “Критический этюд о Н.К. Михайловском” 1907г.; “ Философия свободы” 1911г.; “Миросозерцание Достоевского” 1923г.; “Смысл истории” 1923г. и т.д.

Подобно Флоренскому, Бердяев утверждает, что истина имеет актиномический характер, т.е. необходимо выражается в парах суждений, противоречащих друг другу. Основная противоположность, из которой следует исходить, строя мировоззрение, есть дух и природа. Дух является жизнью, свободой, творческой активностью; природа есть вещь, необходимость, детерминированность, пассивное претерпевание. К области природы принадлежит все объективно предметное, субстанциальное (под субстанцией Бердяев понимает завершенное, замкнутое бытие); не только материя, также и душевное бытие относится к области природы. Иной характер имеет область духа: в ней разделение преодолено любовью. Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых людей, людей высшей духовной жизни. В глубине своей Божество иррационально и сверхрационально. В природном бытии Божество не вмещается и может раскрываться лишь символически. Поэтому рождение Богочеловека от Девы Марии, жизнь Его в Палестине и крестная смерть на Голгофе по сути подлинные исторические факты и вместе с тем символы.

Бердяев различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, т.е. произвол; разумную свободу; свободу, проникнутую любовью к Богу. Иррациональная свобода человека коренится в том “ничто”, из которого Бог сотворил мир. Это “ничто” есть безосновное; это - потенция, не сотворенная Богом; она предшествует и Богу и миру. Согласно Бердяеву “из Божественного Ничто” рождается Святая Троица, рождается Бог-Творец. С этой точки зрения понятно, что свобода не сотворена Богом-Творцом, следовательно снимается ответственность за свободу, породившую зло. Бердяев приходит к убеждению, что Бог был бы виновником мирового зла, если допустить творение Им свободы человека; и тогда невозможна была бы теодицея. Зло возникает в том случае, когда иррациональная свобода ведет к нарушению Божественной иерархии бытия, к отпадению от Первоисточника бытия вследствие гордыни духа. Отсюда возникает распад, материальное и вообще природное бытие и рабство вместо свободы. Вторая свобода, разумная свобода, взятая без первой, ведет к принудительной добродетели, т.е. опять к рабству.

Далее необходимо понять учение Бердяева о человеке как личности. Личность есть категория духа, а не природы. Личность не есть часть какого-либо целого, она не является частью общества, наоборот, общество есть часть личности. Личность, как дух, не самодостаточна, не эгоцентрична, она выходит в иное и осуществляет универсальное содержание, которое является нечто конкретным. Тело человека как вечная сторона личности есть форма, оно должно быть подчинено духу. Телесная смерть необходима для осуществления полноты жизни; эта полнота предполагает воскресение в совершенном теле.

Вследствие отпадения от Бога природа человека искажена: личности. отделенные от Бога и друг от друга, не видят духовной экзистенциальности других личностей, не имеют непосредственного опыта духовной жизни; они страдают болез0нью уединения. Другим последствием искажения грехом есть жизнь во времени, ведущая к смерти. Вместо непосредственного опыта, открывающего жизнь экзистенциального я, субъекта, искаженный разум вырабатывает познание о мире в форме объективизации. Мир объектов есть природа, как противоположность духа: в природе объекты подчинены причинности, в ней нет свободы. Возрождение искаженного грехом человека есть освобождение его от природы, выработанной процессом объективизации, преодоление рабства и смерти, реализация личности как духа, как экзистенции. Поэтому Бердяев называет свою систему экзистенциальною или персоналистическою философиею.

Общество, нация, государство не суть, согласно Бердяеву, личности. Личность человека есть ценность более высокая, чем общество, нация, государство. В социальной жизни совесть человека искажена процессом объективизации и условными правилами. Только в личности и посредством личности может проявиться чистая, оригинальная совесть и все должно быть подчинено суду этой совести, которая не была искажена субъективизацией. Эта совесть экзистенциальна.

Этика Бердяева посвящена борьбе против несовершенного добра, выработанного в социальной жизни на основе субъективизации. Он изложил ее в книге “О назначении человека” и называл свое учение “Опытом парадоксальной этики”. Основной парадокс этики Бердяева заключается в том, что, согласно его учению, само различие добра и зла и возникновение оценок есть уже следствие падения. Опыт добра и зла возникает, когда иррациональная свобода ведет к отпадению от Бога: вслед за этим мир идет от первоначального неразличения добра и зла через резкое различение добра и зла к окончательному неразличению добра и зла, обогащенному всем опытом различения. Этику, которая видит только среднюю часть этого пути Бердяев называет этикой закона. Исследуя законническую этику и законническое христианство, философ показывает, что они приспособляются к требованиям социальной обыденности; поэтому они содержат в себе условности и ведут к тирании и лицемерию. Но Бердяев вовсе не предлагает отменить лэтику закона или правовые формы общественной жизни. Он только требует терпимости в борьбе со злом и указывает на более высокую ступень нравственного сознания. Эта высокая ступень выражается в этике искупления. Преображение возможно не иначе, как путем поднятия на третью ступень свободы; эта свобода проникнута любовью к Богу. Ясно, что преображение не может быть произведено насильственно: оно предполагает свободную любовь человека к Богу. Поэтому христианство есть религия свободы.

Социальная жизнь, говорит Бердяев, есть организация, основанная в большей степени на лжи, чем на истине. Чистая истина часто не безопасна, разрушительна, она ведет к взрыву, к суду над миром и к концу мира. Чистая истина экзистенциальна, а в общественной жизни мы пользуемся познаванием посредством объективизации, которое вырабатывает истину, утратившую экзистенциальность, но приспособленную к потребностям миллионов людей. В государстве и Церкви, как социальном учреждении, мы часто встречаемся не с экзистенциальной духовной реальностью, а с условными символами.

Царство Сверхдобра есть любовь ко всем существам. Поэтому подлинное нравственное сознание не может успокоиться пока существуют злые люди. Бердяев убежден, что можно найти пути для преображения зла и победы над адом.

В тесной связи со своей религиозной философией Бердяев развивает свои социальные учения. Многие его сочинения посвящены отчасти философии истории, отчасти философской публицистике. Исторический процесс, согласно Бердяеву, есть драма борьбы добра с иррациональной свободой зла. Где побеждает иррациональная свобода, там начинается распад бытия, возвращение его к первичному хаосу. Революциям предшествует процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе объединяющего духовного центра жизни. Поэтому революция способна только разрушать; она никогда не бывает творческим процессом. Творчество начинается лишь в эпоху реакции после революции, когда начинается осуществление того нового, к чему народ подготовлен своим прошлым. Однако и творческие эпохи истории никогда не осуществляют поставленных ею целей. Но эти неудачи ведут к подлинным достижениям: неудачи пробуждают полю к религиозному преображению жизни., к перенесению центра тяжести из разорванного времени земного бытия в вечное время Божественной жизни.

О России Бердяев писал часто и много, он говорил, что она есть великий и цельный Востоко-Запад по замыслу Божьему и она есть неудавшийся и смешанный Востоко-Запад по фактическому своему состоянию. Источник болезней России он находит в ложном соотношении в ней мужественного и женственного начала: “ Русская душа оставалась в безбрежности, она не чувствовала грани и расплывалась”, она требует всего или ничего, настроена апокалептически или нигилистически и поэтому не способна строить серединное царство культуры.

40. Законы диалектики. Альтернативы диалектики.

Диалектика – учение о законах развития и всеобщей связи между явлениями.

1) Философским учением о развитии является диалектика. Три закона были сформулированы Гегелем, однако, у диалектики всегда были альтернативы. Диалектика утверждает, что все нужно рассматривать в развитии, в этом смысле её альтернативой является метафизика. Под метафизикой является учение о стабильности и неизменности бытия. Сторонники метафизики могут признавать наличие количественных изменений, но они всегда отрицают качественные изменения. Французские материалисты 18 века утверждают, что природа не делает скачков, т.е. новые виды растений и животных мало чем отличаются от предыдущих.

2) Согласно диалектике все нужно рассматривать во взаимосвязи. Согласно закону единства борьбы и противоположности: противоположности связаны между собой. В этом смысле альтернативой диалектики является эклектика. Это учение, соединяющее противоположные элементы в кажущуюся целостность, но без объяснения внутренних связей между противоположностями.

3) Согласно диалектике постоянство и изменение связаны между собой. Согласно Гераклиту: в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Эта мысль означает, что всё подвержено изменению, но изменения не случайны и подчиняются логосу как закономерности. Закономерность вносит в бытие стабильность, а это в свою очередь означает, что бытие – это изменяющееся постоянство. В этом смысле альтернативой диалектики является релятивизм. Согласно Кратилу: в одну и ту же реку нельзя войти и единожды, а это означает, что бытие абсолютно изменчиво, в нем ничего постоянного нет. Релятивизм – это учение, согласно которому все относительно.

4) Согласно диалектике количественные изменения переходят в качественные изменения, иначе говоря, между этими изменениями присутствует причинно – следственная связь (детерминизм). В этом смысле альтернативой диалектике является концепция эмерджентной эволюции. Анри Бергсон.

Согласно этой концепции новые качества всегда возникают внезапно, спонтанно, случайно. Поэтому количественные изменения не предшествуют качественным. Получается, что новые качества возникают индетерминированно.

5) Согласно диалектике развитие предсказуемо. Закон отрицания отрицаний: лучшие стороны старого состояния относительно повторяются на новом уровне развития, поэтому развитие хотя бы частично предсказуемо. В этом смысле альтернативой диалектики является синергетика. Это наука о самоорганизации сложных систем. В системе могут происходить изменения, до определенного момента система продолжает сохранять относительное равновесие, но если изменения накапливаются, они уводят систему к неравновесному состоянию. Крайняя степень неравновесности называется дифуркацией, т.е. старые системные принципы уже не действуют, а новые еще не возникли. Иначе говоря, это ситуация неопределенности.

Характеристики:

1. Многовариантность дальнейшего развития

2. Вероятность выбора

3. Случайность как фактор выбора

4. Неопределенность того, какая система возникнет вместо старой

Согласно диалектике новая система обязательно прогрессивнее предыдущей. С точки зрения синергетики – новая система не обязательно лучше прежней. Поэтому развитие является необратимым, но не обязательно прогрессивным.

41. Диалектические категории системности.

СИСТЕМНОСТЬ. В диалектике имеют место четыре пары противоположных категорий, характеризующие системные параметры объекта – это единичное и всеобщее, часть и целое, содержание и форма, сущность и явление.

Единичное и всеобщее. Любой объект предстает сначала как нечто единичное, обладающее своими специфическими особенностями. Затем обнаруживаются повторяющиеся признаки ряда объектов, что позволяет объединить их в определенные классы. Черты некоторых объектов данного класса – это особенное, черты, общие у всех объектов данного класса – это всеобщее. Пример: береза как дерево есть единичное по отношению к лиственным деревьям как особенному, и единичное по отношению ко всем деревьям вообще (и лиственным, и хвойным) как всеобщему. Единичное не существует без всеобщего, равно как всеобщее без единичного; единичное в известных условиях переходит во всеобщее, равно как и всеобщее проявляется в единичном. Формой раскрытия в природе всеобщих и необходимых связей явлений и процессов является закон.

Часть и целое. В философии существуют три подхода, по-разному трактующих проблему их соотношения, – это меризм, холизм и диалектика.

Сравнение МЕРИЗМ ХОЛИЗМ
Суть целого Целое представляет собой простую сумму частей Целое определяет части и не сводится к их простой сумме
Предшествование Части предшествуют целому Целое предшествует частям
Причинность Целое причинно обусловлено частями Целостный подход противоположен причинному и исключает его
Познание целого Для познания целого достаточно познания частей Части могут познаваться лишь на основе знания о целом

С позиций диалектики решение этих противоречий состоит в следующем.

· Целое несводимо к простой механической сумме частей, из которых оно состоит, и характеризуется новыми качествами, не присущими частям по отдельности, но возникающими в результате их взаимодействия, связи. Поэтому целому присуще системное свойство интегративности, подчеркивающее его качественную специфику по отношению к составляющим его частям.

· Как показал Г.Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Целое без (или «до») частей немыслимо; часть вне целого – уже не часть, а иной объект, так как только в рамках целого части выражают его природу.

· По К.Марксу, взаимосвязь частей выступает в виде замкнутого круга, внутри которого каждый элемент является условием другого. Целостный подход не является альтернативой причинного объяснения, поскольку целое является причинным комплексом по отношению к образующим его частям.

· Познание частей и целого осуществляется одновременно на основе единства методов анализа и синтеза.

Соотношение части и целого зависит от того, какой характер имеет целостность системы. В неорганично-целостных системах (атом, молекула, двигатель) свойства частей отражают свойства целого, но определяющими являются все-таки свойства частей. В органично-целостных системах (организм, общество) свойства частей полностью зависят от свойств целого, части такого целого – это результат развития целого и вне этого целого существовать не могут (например, любой орган человеческого тела вне организма существовать не может).

Содержание и форма. Содержание – это совокупность всех элементов, связей и процессов в системе (из чего система состоит, что входит в ее состав), а форма – это способ существования содержания (какую система имеет внутреннюю организацию, структуру). Содержание является ведущей, определяющей стороной объекта, а форма изменяется в зависимости от изменения содержания. Однако форма все же обладает относительной самостоятельностью от содержания и способна оказывать на него обратное воздействие: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, не соответствующая – тормозит (поэтому может иметь место конфликт старой формы и нового содержания). Изменение структуры, организации объекта, т.е. формы, ведет к изменению содержания объекта и его свойств (пример: явление изомерии в химии).

Сущность и явление. Сущность – это совокупность глубинных связей и законов, определяющих основные черты системы, явление – внешнее выражение сущности, непосредственно данные формы ее бытия, конкретные события, процессы и свойства. Пример: зеленый цвет растений – это явление, а выработка ими хлорофилла – сущность. Сущность всегда обнаруживается через явление, а в явлении всегда есть информация о сущности. Но сущность и явление не совпадают: сущность всегда скрыта за явлением. Одна сущность может выражаться во многих явлениях, и, наоборот, за сложным явлением может скрываться несколько сущностей. Сущность устойчивее явления, но и сами сущности могут изменяться в связи с общим развитием материи. Существует иерархия сущностей: закон – это сущность, но и явление тоже, если этот закон есть проявление более сложного закона (одна сущность может входить в состав другой, более высокой сущности, в этом случае первая сущность по отношению к более высокой будет явлением).

42. Проблема детерминизма в философии. Диалектические категории детерминизма.

Детерминизм – представление, согласно которому между вещами, явлениями и процессами реального мира существуют объективные, закономерные взаимосвязи.

Противоположностью детерминизма является индетерминизм, который отрицает наличие закономерных связей.

Причинность – объективная связь состояний в процессе движений и развития материй.

Основные свойства причинности:

1) Одно явление, т.е. причина, порождает другое, т.е. следствие.

2) Объективность заключается в том, что причинность – это отношение присущее самим вещам.

3) Всеобщность причинности. Под ней имеется ввиду: нет явлений без причины, точно также, как нет причины, не вызывающих следствий.

4) Временная асимметрия – причина всегда предшествует следствию во времени.

В истории философии и науки сложились две основные разновидности детерминизма (см. табл.4):

§ Механистический – сформировался в новое время и господствовал в 17-18 вв. Он также называется лапласовский.

§ Вероятностный – возникает в конце 19 – начале 20 вв.. Его научным основанием является квантовая механика.

1) Механистический детерминизм единственной формой детерминации имеет ввиду причинность.

2) Механистический детерминизм утверждал, что мир пронизывает бесконечная причинно – следственная цепь, которая нигде не рвется, т.е. отрицается роль случайности.

3) Согласно механистическому – будущее любого объекта однозначно предсказуемо.

1) Вероятностный признает наличие непричинных форм детерминации. Явления могут быть связаны между собой, но при этом, но они не связаны причинно – следственно, иначе говоря, между явлениями может не быть порождения одним явления другого.

2) Вероятностный детерминизм признает большую роль случайности.

3) Согласно вероятностному, будущее объектов не предсказуемо из-за действия случайности.

В рамках обоих признается понятие закон. Под законом имеется ввиду наличие объективных, необходимых, существенных и повторяющихся связей между вещами, явлениями и процессами.

В механистическом признаются динамические законы, которые имеют характер однозначной детерминации и не учитывают роль случайности, а в вероятностном детерминизме признаются статистические законы, которые учитывают роль случайности..

Принципы детерминизма также является предметом изучения диалектики. Этот интерес выражается в том, что существуют три пары диалектических категорий детерминизма.

1) Причина и следствие

2) Возможность и действительность

3) Необходимость и случайность

Специфика наиболее радикальных версий индетерминизма состоит в том, что отрицается не только механистический, а также вероятностный детерминизм. Детерминизм в любом его виде признает в бытие определенные взаимосвязи, некоторую логику. Индетерминизм утверждает, что бытие прежде всего характеризуется свободой, поэтому не признается наличие детерминационных ограничений.

ДЕТЕРМИНИЗМ. В диалектике есть три пары категорий, характеризующие процесс детерминации: причина и следствие, возможность и действительность(с ними связано и понятиевероятности), необходимость и случайность.

Причина и следствие. Причина – это явление, действие которого вызывает, порождает другое явление – следствие. Их связь является необходимой: если существует причина и соответствующие условия, то возникает следствие. Оно, в свою очередь, становится причиной другого явления и формируется причинно-следственная цепь (A – B – C – D…). Действие причины и производимое им следствие зависит от условий: одна и та же причина в одних и тех же условиях вызывает одинаковые следствия, при разных условиях – неодинаковые. Причину следует отличать от повода (это понятие наук об обществе). Повод – это процесс, событие, явление, способствующее проявлению действия причины.

Отношение причины и следствия есть взаимодействие. Процесс причинения последовательно развертывается во времени: исходный момент – формирование самой причины, во времени она всегда предшествует следствию, но существуют стадии, когда причина и следствие сосуществуют, и идет обратный процесс активного воздействия следствия на причину (это характерно, прежде всего, для сложных и целостных систем, части которых зачастую не могут развиваться синхронно). Следствие, хотя и порождается причиной, но не является пассивным. Это – универсальное свойство причинности. Наконец, условия превращают в действительность заложенную в причине возможность порождения следствия.

Возможность и действительность. Вероятность. Возможность – это объективная тенденция становления чего-либо, наличие условий для его возникновения (потенциально наличное бытие); действительность – это совокупность всех реализовавшихся возможностей (актуально наличное бытие).

Различают несколько видов возможности. Абстрактная – возможно все, но для реализации нет необходимых условий, конкретная – обладает условиями для реализации, может стать действительностью. Абстрактная возможность может стать реальной при изменении условий, а затем перейти в действительность. Возможность бывает также обратимая (цветение сада в определенно время года) и необратимая (смерть человека). Формальная возможность связана со случайностью (выигрыш в лотерее), реальная – с необходимостью (созревание плодов при соответствующих условиях). Реализация одной возможности открывает путь для формирования новых возможностей или закрывает путь для реализации других. Вероятность – это мера превращения возможности в действительность в ситуации неопределенности, степень появления события при данных условиях.

Необходимость и случайность. Необходимость – это устойчивые, повторяющиеся отношения, способ превращения возможности в действительность, при котором в объекте есть только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность – неустойчивые, единичные связи, способ превращения возможности в действительность, при котором в объекте есть несколько возможностей, могущих превратится в действительность, но реализуется только одна.

Необходимость вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает нечто устойчивое, не изменяющееся в структуре объекта, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). Случайность, наоборот, появляется в результате действия нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания.

Механистический детерминизм отвергал роль случайности в развитии материальных систем. Г.Гегель в рамках диалектики показал, что случайность – это форма проявления необходимости, результат пересечения независимых причинных процессов. С позиций синергетики случайность может играть определяющую роль в определении дальнейшего направления развития материальной системы.

43. Проблема сущности и существования человека.

Эта проблема включает в себя следующие моменты: 1. Понятие родовая сущность человека – это всеобщие характеристики людей безотносительно к индивидуальным особенностям конкретного человека. Родовыми чертами являются – наличие сознания, язык как речь, способность к абстрактному мышлению, способность к труду, самосознание (см. табл.11). По этим признакам человеческий род отличается от животного. В отличие от животного человек – это существо не предопределенное, это заключается в том, что у человека есть надинстинктивные способы регуляции, которые закрепляются культурой. Животное только приспосабливается к природной среде, а человек меняет её под себя. Животное ограничено своей биологической организацией, а человек нет, т.е. благодаря труду и творчеству человек выходит за биологические рамки. Не предопределенность означает, что человек существо свободное, а животное нет. Свобода проявляется прежде всего в способности выбирать.

2. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. В человеке действуют две программы: а) биологическая наследственность основанная на генетической передачи информации. Отвечает за физическое воспроизводство человека; б) социальная наследственность – основана на негенетической передачи информации в рамках культуры и соответственно эта программа отвечает за производство человека, как социального существа.

Существуют два противоположных подхода:

1. Панбиологизм. Согласно этому подходу в человеке доминирующей является его генетическая программа (Гоббс, Ницше, Фрейд и т.д.). В 20 веке возникла концепция социобиологии. Её основная идея – развитие человека определяется генно-культурной эволюцией, т.е. все социальные достижения человека опираются на мутации в геноме. Многие поведенческие механизмы человека родственны механизмам животных.

2. Пансоциологизм. Определяющей в человеке является его социальная программа (Аристотель, Локк, Маркс). Согласно Марксу у человека есть биологические потребности, но они удовлетворяются только социальным путем. Социальная программа управляет реализацией биологической программы.

В философии 20 века возник целостный подход: развитие человека определяется тремя факторами.

1) Природные задатки

2) Воздействие социальной среды

3) Внутреннее Я (самосознание, воля и ценности)

Считается, что эти факторы действуют синхронно, но не один из них не является фатальным. Поскольку человек – существо свободнее, поэтому он не запрограммирован на определенные поступки.





Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...