Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Игровые технологии
Концептуальные идеи и принципы:
• игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
• игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
• постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
• игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
• использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
• цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
• механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технологии проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
• создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
• целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
• проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
• проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
• проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Информационно-компьютерные технологии
Концептуальные идеи и принципы:
• компьютер – игровое средство решения познавательных задач;
• информация, представленная в игровой форме стимулирует познавательную активность и интерес детей;
• образный тип информации, представленный на экране компьютера, соответствует возрастным и психологическим особенностям детского восприятия окружающей действительности;
• моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (путешествия в незнакомые страны, неожиданные и необычные эффекты) позволяет расширять границы познания ребёнка
• выполнение заданий на компьютере позволяет работать в режиме самостоятельного выбора действий по достижению и исправлению полученных результатов, самостоятельного регулирования темпа и количества решаемых обучающих задач;
• в ходе выполнения того или иного задания ребёнок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий;
• поощрение ребёнка при правильном решении познавательных задач самим компьютером - приобретение уверенности в собственных возможностях и способностях, условие формирования самооценки и самоконтроля.
Технологии, основанные на коллективном способе обучения (В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.)
Технологии сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
• позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
• уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
• неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
• диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
• сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
• сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
• развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
• особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
• способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
• интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
• завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Парацентрическая технология (Н.Суртаевой)
Концептуальные идеи и принципы:
• целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.
• построение образовательного процесса на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся;
• признаки: проектируемость; целостность; осознанность деятельности педагога и обучающегося; самостоятельность деятельности обучающегося в образовательном процессе (60- 90% учебного времени); индивидуализация; предоставление права выбора способа обучения; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; иная функция педагога (организатор, помощник, консультант); эффективность; мобильность; валеологичность; открытость;
• в центре - личность ребёнка, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий её развития.
Данную технологию можно рассматривать как личностно ориентированную, с точки зрения реализации функции взрослого по отношению к ребёнку, её можно характеризовать как педагогику сотрудничества. Кроме того, её надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии.
Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 4698 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!