Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

христианство способствовало росту внешнеполитического значения Руси. 8 страница



Второй тип школ в России XVIII в.-- это закрытые дворян-ские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпу-са, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерий-ской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Вол-ковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектак-лях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы -- частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпус-калось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «обще-ственного призрения» -- больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками гра-мотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурман-ские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учеб-ных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. чело-век, они играли важную роль в подготовке специалистов, в ко-торых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через универси-теты -- Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который фор-мально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского уни-верситета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

3. Наука

Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М. В. Ломоносова: со школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет и, по меткому определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопеди-ческих знаний, один из основоположников современного есте-ствознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист.

Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью, капризом природы, прихотью судьбы. Предшествовавшее разви-тие русского общества подготовило великие достижения XVIII в., когда русская наука, освобождаясь от пут средневе-ковья, переживала своеобразное Возрождение. Ф. Энгельс ха-рактеризовал Возрождение как эпоху, «которая нуждалась в титанах, но которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Русская наука XVIII в. тоже нуждалась в таких титанах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои имена открытиями мирового значения физик и химик Ломоносов, математики Эй-лер и Бернулли.

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петер-бургскую академию, способствовали развитию русской и миро-вой науки. Но не их грудами и не усилиями «просвещенной монархини» была создана русская наука. Она создавалась рус-ским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей ма-шины», солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посад-ский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин -- вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX -- начала XX в. - М, 2006., с. 76..

Значительны были достижения русской научной мысли, и среди них особенно выделяются гениальные догадки и откры-тия М. В. Ломоносова. Опираясь на живую практику, на опыт, материалистически оценивая все явления окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким теоретическим обобщениям, к познанию тайн природы. Он развил атомно-молекулярную ги-потезу строения вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической химии. Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносо-вым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали правильное объяснение причин подня-тия материков и горообразования, вековых колебательных дви-жений Земли; ученый заложил основы сравнительно-историче-ского метода в геологии. От глубоких недр Земли, «куда рукам и оку досягнуть возбраняет натура» и куда приходится «прони-кать разумом», Ломоносов обращается к далеким звездам; ми-ровое пространство, «обширность безмерных мест» влечет его к себе и как ученого и как поэта. Открытие Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой нау-ки -- астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб.

М. В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора так-же и в области наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но его исторические труды по праву занимают вид-ное место в русской науке. Он боролся с теорией Байера и Миллера о норманском происхождении Руси, на основе критического изучения исторических источников создал обобщающий труд «Древняя Российская история», в котором писал, что не с призвания варягов начинается история нашей Родины, а что русский народ и язык простираются в «глубокую древ-ность». Русская история дана Ломоносовым на фоне истории всеобщей.

Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учеб-ники по риторике и грамматике, он подготовил реформу рус-ской стилистики, осуществленную впоследствии А. С. Пушки-ным. Ломоносов много сделал и для развития русского искус-ства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких видных художников и скульп-торов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин. Яхонтов И.Л. Наука в 18 веке. - М, 2006., с. 54.

4. Музыка

Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры. - М.: Высшая школа МГУ, 2006., с. 17..

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.

В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.

Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.

Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер.

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века Левашёва О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. - М, 2005., с. 44..

5. Народное творчество

Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует на-роду на протяжении всей его истории, являясь художествен-ным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные фор-мы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и об-разов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества -- былины, сказки, пословицы, по-говорки, бытовые песни и т. д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие пред-ставление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля неволи не хочет», «в поле-воля».

В рукописную демократическую литературу XVIII в. про-никли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков «Плач холо-пов», который выразительными сравнениями раскрывает «сви-репство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы ты ни сунься -- везде господа», -- горестно восклицает неизвест-ный автор «Плача»; смерть -- вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отрази-лась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукопис-ных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспор-те» автор с горечью говорит о невозможности беглому кре-стьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукопис-ных повестях солдатского происхождения -- в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы -- такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражают-ся мечты народа о социальной справедливости Исаев И.А.. История государства и права России. - М., 2006., с. 133..

Основные мотивы устной народной драмы -- резкое обличе-ние царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слу-ги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр устного на-родного творчества отразил в доходчивой игровой форме клас-совые противоречия того времени.

вопрос 21

1 основные тенденции развития развития всемирной истории в 19 веке 2 мануфактурно-промышленное производство 3 крепостное право 4 правление алесандра 1

1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВСЕМИРНОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

В XIX веке

В XIX веке мир развивался под влиянием промышленной революции, которая коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила ускорение его социально-экономического прогресса Европа, совершившая эту революцию первой, заняла господствующее положение в мире, подчинив себе все континенты. В качестве экономического и политического центра она оставалась вплоть до середины XX в., когда произошла современная научно-техническая революция.

Промышленная революция на Западе породила и свою идеологию. Ею были различные теории политического и экономического либерализма, в основе которых лежало равенство всех людей перед законом; абсолютная ценность человеческой личности; собственность и свобода действий в рамках закона; защищенность частной жизни от вмешательства государства и др. Экономическое учение либерализма зиждилось на идеологии свободной конкуренции и накопительства. Промышленная революция в европейских странах совершалась в разное время. Она предусматривала переход от экономической системы, основанной на аграрном производстве и отчасти торговле, к экономике индустриального типа, для которой характерно преобладание городской промышленности (вытеснение ручного труда машинным, достижение более высокого уровня разделения труда, фабричное производство вместо мануфактурного). Фабричная система принесла с собой интенсификацию труда, увеличение рабочего дня, снижение заработной платы из-за широкого вовлечения в производство женщин и детей, полное бесправие рабочих. Отсюда - их тяга к утопическим идеям и сектантской идеологии. Под влиянием возникшего противоречия между наемным трудом и капиталом в 40-е гг. предпринимается первая попытка соединить растущее рабочее движение с научной теорией - марксизмом. XIX век можно определить как эпоху безусловной победы капитализма в развитых странах. Уже в первой половине века отчетливо проявились заложенные в капитализме возможности экономического развития, что позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу написать в "Манифесте Коммунистической партии" (1848 г.): "Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые". В XIX в. появляются пароход и железная дорога, автомобиль и самолет, радио и телефон, телеграф, а научные открытия последней трети века привели к созданию новых отраслей промышленности - электротехники, химической промышленности, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки. Таким образом, технический прогресс, опирающийся на научные открытия, впервые стал непосредственные фактором экономического развития. В то же время, все более четко проявлялись внутренние противоречия капиталистического способа производства. Частичные кризисы перепроизводства в отдельных отраслях сменялись циклическими, охватывающими всю промышленность, торговлю и финансовую сферу. Первый такой кризис разразился в Англии в 1825 г., открыв историю регулярно повторяющихся кризисов.

2 мануфактурно-промышленное производство

рабочих, на 7 крупных мануфактурах, составлявших 3,1 % от общего числа предприятий, занято 245 человек (около 40 %).

Условия возникновения мануфактур

Крупный торгово-купеческий капитал явился главным источником создания первых мануфактур петровского времени. Среди петровских “фабрикантов” пестрили имена бывших московских “гостей” и купцов. К ним относились также некоторые крупные землевладельцы, небольшое число иностранцев и других лиц. Большинство этих лиц за недостаточностью собственного капитала получало на устройство промышленных предприятий пособия от казны. Но размеры и число этих пособий не были особенно значительными. Возникновение “крупной” мануфактурной промышленности в России XVIII века по существу своему было теснейшим образом связано с государством, с его военными и хозяйственными задачами, а вместе с тем и с той финансовой помощью, которую это государство оказывало нарождающейся промышленности.

Однако крепостное хозяйство с его натурально-потребительским характером и слабой степенью развития общественного разделения труда не могло стать достаточно широким рынком массового потребления для возникающей мануфактуры. Но все же петровские мануфактуры в значительной степени работали и на широкий рынок, вырабатывая сукно, полотно, гвозди, посуду и пр. Эта сторона мануфактуры в России получила даже большее развитие, чем в Западной Европе, ввиду неразвитости ремесла и более раннего возникновения широких рыночных связей и обширного рынка. Но, конечно, и России, так же как и в Западной Европе, государство со своими военно-промышленными заказами являлось наиболее крупным потребителем продуктов мануфактурной промышленности. Ремесло не могло удовлетворить этот спрос ни по характеру своих продуктов, ни по их массе. Именно поэтому крупные государственные поставщики как в Западной Европе, так и в России при расширении спроса со стороны государства, естественно, должны были прийти к выводу, что для этих крупных поставок можно опираться только на объединенную мануфактуру, а не на мелкое ремесло. Но при всем этом нельзя преувеличивать связи мануфактуры петровского периода с государственными заказами и потреблением.

Наконец, предпосылкой образования мануфактуры является образование класса промышленного пролетариата. В этом отношении в промышленном развитии России наблюдается наиболее значительное отличие от Западной Европы. Условия крепостного хозяйства и закрепощение значительной части земледельческого населения не давали возможности такого значительного и быстрого сформирования свободных мануфактурных рабочих, как это требовалось быстрым темпом развития самой промышленности. Поэтому в соответствии со всем строем крепостного хозяйства вопрос о рабочих кадрах для русской мануфактуры XVIII века стал в значительной мере сводиться к вопросу о крепостном труде. Кадры свободных и вольнонаемных рабочих могли пополняться из городских ремесленников, но ремесло было слабо развито. Таким образом этот источник был невелик и не мог создать необходимых для мануфактуры квалифицированных рабочих. Другим источником являлись отхожие крестьянские промыслы оброчных крепостных крестьян, отпускаемых помещиком. Иногда эти отхожие промыслы давали мануфактуре относительно квалифицированный труд разных “кустарей, занимавшихся промышленной переработкой у себя на дому и приносивших свои технические навыки в мануфактуру. Наконец, наиболее квалифицированными свободными рабочими были иностранные мастера. Этим ограничивались кадры технически обученных рабочих, подготовленных к мануфактурному производству. Как было сказано выше, мануфактура возникает двояким способом. В первом случае в одной и той же мастерской и под управлением одного и того же капиталиста объединяются рабочие разнообразных самостоятельных ремесел, которые утрачивают свою самостоятельность. Через руки этих ремесленников последовательно проходит продукт, пока не будет закончено его производство. В другом случае в общей мастерской объединяются ремесленники, выполняющие одну и ту же или однородную работу.

Мануфактурное разделение труда повышало его производительность и усиливало степень эксплуатации мануфактурного рабочего. Мануфактура приводит к росту технической виртуозности рабочего, но лишь в такой узкой области, что превращает рабочего в ограниченно развитого человека, ибо она искусственно культивирует в нем какую-либо одну специальность и подавляет все остальные наклонности и дарования. Рабочий мануфактуры всю свою жизнь выполнял одну и ту же простую трудовую операцию. Узкая специализация рабочего приводила к такой же специализации инструментов, которыми пользовались мануфактурные рабочие.

Мануфактура - крупное капиталистическое предприятие. Но поскольку ее базой являлось ремесло, мануфактура не имела решающих преимуществ перед мелким производством. Характерным для мануфактурного периода является тесное переплетение крупного производства и домашней работы кустаря, являвшегося формально самостоятельным.

Государственная власть играла решающую роль в форсированном развитии крупного производства. В 1719 году для руководства промышленностью создается Мануфактур-коллегия, а для горной отрасли - специальная Берг-коллегия (первоначально Берг-привилегия). Оба ведомства следили за размерами производства, его устройством, следили за качеством продукции. Берг-коллегия особое внимание уделяла поиску руд, поощряла рудоискателей и рудознатцев, ссужала строительство горнорудных заводов. Особую роль обе коллегии играли в развитии частного производства. Они ссужали предпринимателей на льготных условиях, освобождали числящихся в посадских людях и купцов от государственных служб (“тягловые” натуральные повинности). Существенную роль коллегии играли в обеспечении предприятий рабочей силой. Они вербовали по контрактам иностранных специалистов, организовывали обучение за рубежом и т.д. Все функции коллегий отражены были в особых документах - “регламентах”. В необходимых случаях государственные ведомства способствовали передаче и казенных заводов в частные руки (как, впрочем, и возврат в казну).

Типы и виды мануфактур

Таким образом, в противоположность Западной Европе, где развитие капиталистических мануфактур совпадало по времени с отживанием крепостнических отношений и знаменовало победу буржуазии, в России первые ростки мануфактурной промышленности стали развиваться в среде крепостного хозяйства. Это обстоятельство привело к очень важным последствиям. Крепостная система разрешала основной вопрос организации производства - о рабочей силе. Поэтому “развивать промышленность” и устраивать мануфактуры начинает не только купеческий капитал, но и поместное дворянство, в изобилии имеющее крепостную рабочую силу. Со времени Петра I возникают три основных вида мануфактур: казенные посессионнные, частные, преимущественно купеческие, а также вотчинные дворянские промышленные предприятия. Для централизованного государственного управления промышленностью, и в особенности казенными и купеческими предприятиями, создаются Берг- и Мануфактур-коллегии с подробным регламентом об управлении промышленностью.

Мануфактуры начала ХVШ века хотя и работали в преобладающей степени ручным трудом и с примитивным техническим оборудованием, но все же с разделением труда внутри мастерских, иногда довольно крупных по своим размерам. В некоторых отраслях техническое оборудование мануфактур (например, ткацких) было таково, что оно легко вмещалось в обыкновенную крестьянскую избу, почему такая “мануфактура” превращалась в работу крестьян на дому и на их станах или в небольших отдельных светелках, но все же с применением разделения труда. В ряде таких отраслей, как суконное, полотняное, шелкоткацкое весь процесс развивался между централизованной мануфактурой (тканье) и кустарной избой (уток, пряжа, суровье).

Если для характеристики величины и централизации предприятий брать число рабочих, то по этому признаку многие мануфактуры представлялись крупными предприятиями. Таким образом, “мануфактуры” представляли собой иногда поселки из кустарных изб, настоящие же “заводские” здания, каменные и крупные по размерам встречались, по крайней мере, в легкой промышленности, не часто. Иногда (например, на железных заводах) техника производства требовала работы в общих мастерских с применением механической двигательной силы, преимущественно водной, с пользованием горнами и раздувальными мехами, кричными печами и пр. Хотя и в таких случаях рабочий пользовался лишь примитивными ручными инструментами и орудиями в виде молота, клещей и пр., но все же это давало возможность в более крупных размерах кооперации труда и его разделения, т. е. повышения производительности. При этом даже на некоторых наиболее важных казенных предприятиях в заводском здании производились лишь некоторые операции, которые на дому у мастеров выполнять было невозможно, остальные же работы производились в кустарных светелках или на дому у мастеров. Некоторые элементы товарно-капиталистического характера этих мануфактур и их технически централизованная организация проявляются совершенно ясно. Но техника и централизация производства были не особенно велики. И еще долгое время вопросы техники были основными в организации промышленности. Приходилось принимать не всегда успешные меры к улучшению и поднятию техники путем централизации и механизации производства. Производство продуктов на рынок превращало крестьянскую домашнюю промышленность в товарное производство, отделяя промышленность от патриархального земледелия. Дальнейшее развитие товарного производства у мелкого производителя приводило к появлению торговца-скупщика, сначала лишь скупавшего продукты ремесла и домашней крестьянской промышленности, а затем становившегося руководителем всего производства, объединяя производителя раздачей сырья, снабжая средствами производства и объединяя процесс производства в одном месте. Мелкий крестьянин-промышленник и ремесленник все больше подпадали под власть и эксплуатацию капитала.

Таким образом, мануфактура возникала как в ее начальной форме - простой кооперации, так и в виде гетерогенной и органической мануфактуры. И именно последняя форма мануфактуры издавна получила в России название “кустарной промышленности”. Народники, исходя из исторической связанности ее с крестьянской домашней промышленностью и ремеслом и, не считаясь с историческими процессами превращения кустарной промышленности в товарное производство, рассматривали ее как “народное производство”, антитезу капитализма. В действительности, уже с XVIII века вместе с возникновением и развитием товарного обращения, эти формы мелкой домашней промышленности если и не полностью изживают себя, то все более отрываются от патриархального земледелия, постепенно превращаясь еще в период крепостного хозяйства в органическую часть мануфактуры. Поэтому, “кустарную” промышленность следует понимать как одну из исторических форм мануфактуры, в начальной ли ее форме простой кооперации мелкого товаропроизводителя или в виде гетерогенной и органической мануфактуры.

Пожалуй, наиболее простой формой организации “крупной” промышленности было устройство казенных промышленных предприятий. Военные нужды, создание флота, переустройство армии, строительство городов требовали быстрых мер по усилению промышленного производства. Однако довольно скоро пришлось отказаться от такой организации промышленности, по-видимому, из-за трудности управления предприятиями, работающими не на государственный, а на частный рынок. В руках государства остались главным образом предприятия, обслуживающие нужды государства - оружейные, металлургические, пушечные, горные, пороховые и некоторые другие. Постепенно значительная часть предприятий, работавших на широкий, частный рынок, в особенности легкой промышленности, передается на определенных условиях пользования частным лицам.

По своему внутреннему строю мануфактура разделилась на две основные формы: гетерогенную (в которой готовый продукт получался путем механического соединения самостоятельных частичных продуктов) и органическую (в которой продукт своей готовой формой был обязан последовательному ряду связанных между собой процессов труда). В обоих случаях мануфактура вела к сужению специализации рабочего и к усилению разделения труда.

3 крепостное право

Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм, закрепляющих наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включает запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежат принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Хронология закрепощения крестьян в России[править | править исходный текст]





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...