Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Повседневность как сфера и способ общественной жизни



Уже полтора столетия тема повседневности, конкретные взаимодействия человеческих индивидов, их повседневные практики и жизненные смыслы являются предметом исследования в различных областях социально-гуманитарного знания – истории, культурологии, этнографии и др. Исследуются особенности быта, труда, отдыха и досуга, обыденный язык, поведение, разнообразные конкретные предметности повседневного способа бытия людей разных культур и эпох в попытке понять, что (а не как) происходит в повседневности. Другими словами, эти исследования повседневности представляют собой попытки качественного описания того, что составляет существо повседневного способа бытия людей. Значимость этого живого опыта «переживается» и в социальной философии, стремящейся понять реальную социально-культурную практику и найти адекватную форму для ее выражения.

Непосредственное бытие – фундаментальное место, в котором формируется и живет социальность. Усваивая существующий порядок пространства-времени, включаясь в ритмы взаимоотношений с людьми, в смыслы и порядок вещей человеческий индивид формируется, становится как личность. Вступая в контакты с вещами, он осваивает человеческие способы взаимодействия с ними, проникает в скрытые их значения. Включаясь в пространство человеческого общения и человеческой деятельности, он усваивает существующие в данный момент формы организации, содержание человеческой деятельности и общения, воспроизводит или трансформирует их. Человек строит свою реальную жизнь, следуя существующим нормам и правилам, стремясь соответствовать идеальным канонам. Каждая историческая эпоха формирует свои каноны, правила человеческого поведения, устанавливая границу между нормой и патологией человеческого существования. Знание этих связей и умение пользоваться ими является неотъемлемым элементом социокультурного наследия, позволяет решать большинство наличных практических проблем. При изменении системы социальных связей и отношений действия и поступки людей, их общение и мышление утрачивают черты «естественности» и, как результат, ломаются традиционные структуры повседневности.

Наличный материал повседневности не упорядочен и потому его описание представляет известную сложность и для индивидов, стремящихся увязать и осмыслить свои действия, и для исследователей. Исследование требует погружения в процесс конструирования индивидами упорядоченности из наличного разрозненного многообразия повседневных действий. Этот порядок выстраивается с помощью «индексичных выражений» (Г. Гарфинкель, этнометодология), т.е. тех описаний, которые создают в ходе повседневности сами ее участники.

Обращение к повседневности как сфере и способу общественной жизни людей дает возможность уйти от идеальных схем и создать реальное представление об их жизни, реконструировать целостное бытие человека, осмыслить разнообразные связи (социальные, психологические, др.), проступающие в реалиях повседневности. Поведение, нормы, ценности тех или иных социокультурных групп – все, что включает в себя понятие «повседневность», – говорят о важных моментах жизнедеятельности общества, его глубинных аксиологических процессах.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...