Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-философские учения



Как самостоятельная область философского знания социальная философия имеет свою историю. Первые философские учения об обществе возникают уже в Древней Греции. Это и «Государство» Платона и «Полития» Аристотеля и множество более поздних трудов, посвященных проблемам социальной справедливости, общественного устройства, политической организации общества. Однако вплоть до ХIХ в. социальная философия не выделяется в качестве самостоятельной дисциплины, развиваясь в составе многогранных философских концепций о мире, месте в нем человека, о социальной природе человеческого бытия и антропологических особенностях бытия общественного. Соответственно, критерии для классификации социально-философских учений определяются, главным образом, различиями, присущими основным течениям и направлениям философской мысли в целом.

Самая простая классификация социально-философских учений определяется их принадлежностью к той или иной национальной философской школе. В этом плане уместно вести речь о французской социально-философской школе эпохи Просвещения, о британской, немецкой, русской социально-философской школе и пр. Однако в содержательном отношении эта классификация отнюдь не бесспорна.

Более плодотворным представляется деление социально-философских учений в зависимости от реализуемых в них идей, принципов, убеждений. Традиционным и наиболее общим в этом отношении является деление философских учений на материалистические и идеалистические. Основой такого деления служит прямо или косвенно присутствующее в философской концепции решение «основного вопроса философии» (Ф. Энгельс), т.е. вопроса «о первичности бытия или сознания» – МАТЕРИИ или ДУХА. В этой классификации материалистические учения будут, в свою очередь, делиться на натуралистические (Т. Гоббс, Д. Локк), организмические (Г. Спенсер), политэкономические (К. Маркс) и пр. Идеалистические же учения будут делиться на утопии (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла), имеющие во многом метафорический характер, и рационалистические учения (Г. Гегель и многие др.). Однако и у этой классификации есть свой недостаток. Деление на материализм и идеализм с большой натяжкой применимо к античным учениям и еще менее применимо к современным социально-философским концепциям, в которых противопоставление бытия и сознания утрачивает смысл (феноменология, символический интеракционизм, философия жизни и пр.).

Более продуктивно деление социально-философских учений на классические, неклассические и постклассические. В рамках классических учений общество рассматривается как сложным образом организованное целое, подчиняющее себе индивида. Это практически все социально-философские концепции от Платона до Гегеля, а также часть более поздних учений. Неклассические концепции характеризуются смещением акцента в пользу личности, рассмотрением общества не как механизма, довлеющего над индивидом, но как продукта человеческой жизнедеятельности, который постоянно воспроизводится в сознании и деятельность людей и при этом не имеет независимого от человеческого сознания и деятельности бытия. Наиболее радикальные версии неклассической социальной философии доходят до отрицания самого факта существования общества как самостоятельной, объективной реальности. Таковы, например, этнометодологические идеи Г. Гарфинкеля. К более умеренным версиям неклассических социально-философских концепций относятся социальная феноменология, философия жизни, символический интеракционизм и пр. Наконец, постклассические социально-философские концепции стремятся соединить, с одной стороны, представление о человеке как активно действующем субъекте социальных отношений, способном творчески конструировать мир вокруг себя, наделяя смыслом происходящие вокруг события и живущим в соответствии с этими смыслами, культурными кодами, символами; с другой стороны - с представлением о том, что результаты его жизненной активности опредмечиваются в мире культуры в виде сложных, комплексных, динамических целостностей, которые определенным образом организуют сознание человека, его быт, профессиональную деятельность. К работам, в которых обнаруживаются попытки подобного соединения классических и неклассических социально-философских идей, относятся труды П. Бурдье, Н. Лумана, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса и некоторых других авторов.

Возможны и другие классификации, связанные, к примеру, с вычленением холистсткой (идущей от общества как целого) и номиналистической (идущей от индивида) методологией, преобладанием либеральных или консервативных социально-политических предпочтений автора соответствующей концепции и пр.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 1075 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...