Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Предшествующая философия искала основу морали вне человека, в природе или в Боге. Кант считал, что основа морали лежит в самом человеке. Как существо, одновременно принадлежащее двум мирам – миру природы и интеллигибельному миру, человек в своем поведении руководствуется идеей свободы.
Идея свободы составляет, по Канту, основу человеческой нравственности, очерчивает границу человеческого в человеке.
Свобода человека – это способность полагать собственную волю в качестве причины поступка (действия).
Идея свободы реализуется в форме автономии, или самозаконодательства, которое является не только правом человека, но и его обязанностью.
Нравственность как система принципов (правил) лежит в основе всех действий разумных существ так, как закон природы – в основе всех ее явлений.
Практический разум – это разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.
Взгляд Канта на человека как на двойственное существо, причастное двум различным мирам – явлений и «вещам в себе», приводит к этическому «расщеплению» человека и сферы его поведения:
· В ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде, организованной самим человеком. Это мир явлений.
· В более отдаленной, опосредованной среде.
Главным из всех устремлений человека является счастье. Быть счастливым – это необходимое желание каждого разумного существа, определяющее основание его способности желания.
Индивидуальные желания делятся по Канту на:
· эгоистические (учитывают только индивидуальные интересы);
· и направленные на общее благо (учитывают интересы других).
Правила, в соответствии с которыми я поступаю эгоистическим образом, т.е. учитывая только личный интерес, Кант называет «максимы».
Все требования нравственности формулируются словом «должен». Именно такие законы, которые выражены через долженствование, называются императивами («императив» - от латинского – «повеление»).
Императивы по Канту бывают:
· «гипотетические» – их исполнение связывается с наличием определенных условий;
· «категорический» – обязателен при всех условиях и, значит, имеет силу независимо от каких бы то ни было условий.
Кантом были сформулированы три определения категорического императива:
· Поступай только согласно такой максиме (своему желанию), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (желание всех людей).
· Поступай так, чтобы ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
· Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Согласно Канту, идея свободы является не только теоретической, но и практической. Она движет поведением человека, задавая высшее ограничивающее условие его действий: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Это практическое правило, оно опирается на принцип человечества, в соответствии с которым всякое разумное существо есть цель сама по себе,
т. е. высшая и конечная цель.
Кантовская этика есть учение об истоках и границах человеческого начала в человеке. Началом человеческого является открывающаяся разуму идея свободы.
В своем развертывании в виде системы принципов и норм морали идея свободы, говорит Кант, расширяется до идеи Бога.
Моральное поведение человека, опирающегося на категорический императив и следующего доброй воле, есть практическое доказательство бытия Бога.
Кант утверждает господство практического разума над теоретическим. Несомненное первенство по значению для человека должны занимать вопросы моральности поведения. Именно такие законы – императивы, которые выражены через долженствование лежат в основе поведения человека. Следование им обеспечивает устойчивость и благополучие всего общества и каждого конкретного человека.
Литература:
1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1985.
2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. – М., 1989.
3. Гулыга А. В. Кант. - 2-е изд. –М.: Мол. гвардия, 1981.
4. Фишер К. История новой философии, том 4, 5. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. (электронное издание).
5. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта, т.3. – СПб.: Пневма, 2002.
Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 3478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!