Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия 13 страница



7.235. Когда и в какой связи в Русской православной церкви произошел раскол?

Весной 1653 года Патриарх Московский и всея Руси Никон с согласия царя Алексея Михайловича начал церковную реформу, отдав распоряжение о правке литургических текстов в соответствии с греческими оригиналами. Следствием этой реформы стал раскол Русской православной церкви на никонианцев и старообрядцев (раскольников). Русские богослужебные книги и религиозные обряды отличались от греческих, причиной этих отличий были ошибки при переводе или переписывании текстов. Необходимость правки текстов и обрядов была вызвана также присоединением к Русскому государству Украины, где сохранилась более близкая к византийской православная традиция. Правка эта чаще всего касалась обрядовых формальностей (так, двоеперстие было заменено троеперстием, земные поклоны поясными). Несмотря на отставку Никона в 1658 году, старообрядчество навсегда осталось в оппозиции, обвиняя официальную церковь в отступлении от «древлего благочестия». Особенно массовый характер движение раскольников приняло после церковного собора 1666–1667 годов, на основании решений которого были казнены или отправлены в ссылку многие идеологи раскола, объявленные еретиками. В 1682 году был сожжен на костре протопоп Аввакум, один из первых противников патриарха Никона. Продолжение преследований привело к тому, что раскол стал знаменем неповиновения правительству: старообрядцы отказывались служить в армии и принимать присягу, участвовали во многих восстаниях и смутах. Преследования раскольников придали им ореол защитников «истинного православия» и обеспечили поддержку различных слоев общества. Многие приверженцы старой веры бежали в глухие места Севера, Поволжья и Сибири и создали там свои общины. В XIX—ХХ веках раскол, в котором оформились внутренние различия (прежде всего по вопросу создания собственной священнической организации), стал в первую очередь религиозным явлением.

7.236. Почему Петр I отменил институт патриаршества в России?

Когда в октябре 1700 года умер патриарх Адриан, дальновидный царский «прибыльщик» Алексей Курбатов посоветовал Петру I с избранием нового патриарха не торопиться, а временно поставить во главе церкви несамостоятельного архиерея. Совет этот вытекал из хозяйственных соображений (появилась возможность обратить на государственные нужды огромные доходы церкви), однако он соответствовал и политическим расчетам царя. Петру была хорошо известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и взгляды патриарха Адриана относительно роли церкви в государстве: «Царство власть имеет только на земле, между людьми… священство же власть имеет и на земле, и на небе». Петру были известны также распространявшиеся среди духовенства слухи о том, что он, Петр, не настоящий царь, что настоящего царя подменили на иностранца еще в годы младенчества. В декабре 1700 года «местоблюстителем и администратором патриаршего престола» стал Стефан Яворский, 42-летний рязанский епископ, родом из Киева, не имевший прочных связей среди московского духовенства. Активным сторонником петровских преобразований Яворский не был, но на самостоятельность не претендовал и опасался любого проявления недовольства со стороны Петра, что облегчало проведение реформ, направленных на ослабление церкви в материальном и других отношениях. Зато другие представители духовенства относились к Петру недоброжелательно, что также было ему хорошо известно. «Когда б не монахиня, не монах и не Кикин, Алексей не дерзнул бы на такое зло неслыханное. Ой, бородачи, многому злу корень – старцы и попы. Отец мой имел дело с одним бородачом, а я с тысячами», – говорил Петр. Вместо патриарха церковь получила в 1721 году свой высший орган – Синод, первым президентом которого стал тот же Стефан Яворский. Рассказывают, что царь, присутствуя на собрании церковных иерархов и обнаружив их желание иметь патриарха, достал из кармана Духовный регламент и не допускающим возражений голосом объявил: «Вы просите патриарха – вот вам духовный патриарх!» Затем извлек из ножен кортик, ударил им по столу и добавил: «А противомыслящим вот булатный патриарх!»

7.237. Откуда появилась поговорка: «Невеста без места, жених без ума»?

В XVIII веке в Российской империи в среде приходского духовенства повсеместным и чуть ли не священным обычаем стала наследственная передача церковных должностей. Взрослый сын наследовал место отца, и притом именно то, которое занимал отец. При отсутствии сыновей место передавалось дочери, те есть ее мужу. Невеста выбирала себе жениха и представляла его на утверждение владыки. Так как от кандидатов на священнические места требовался образовательный ценз, то «жених без ума» не годился, искали жениха «с умом». Если невеста по бедности прихода или по своим личным качествам попадала в такое неприятное положение, что к ней «не случается ни философ, ни богослов», на помощь приходил архиерей. Он отправлял невесту в бурсу, и училищное начальство объявляло о ней всем «философам и богословам», а для удобства «оглядин» ставило невесту у дверей класса. Если не всегда находился жених «с умом», то не всегда оказывалась и невеста «с местом». Иной раз при слаженном уже деле место неожиданно оказывалось спорным; заинтересованные конкуренты (родственники невесты) подавали жалобу архиерею, и все останавливалось до архиерейской резолюции, которая иной раз оказывалась не в пользу невесты. Отсюда и пошла поговорка: «Невеста без места, жених без ума». Хуже этой комбинации в духовной среде XVIII – начала XIX века трудно было себе даже представить.

7.238. Почему древние египтяне считали скарабеев священными?

Скарабеи – род жуков подсемейства навозников. Наиболее известен распространенный на юге Европы, в Северной Африке, Передней и Средней Азии скарабей священный (Scarabaeus sacer), питающийся пометом животных, из которого он предварительно скатывает шарики. В Древнем Египте в скарабее, катящем навозный шарик, видели символ силы, обеспечивающей движение Солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных священных лучей. Поэтому жук был обожествлен, ему воздавали почести (отсюда и название). Скарабеев воплощали в ювелирном искусстве, чаще всего в форме амулетов-печатей. Изготавливали их из камня или фаянса в виде жука, покоящегося на плоской основе, нижнюю сторону которой украшали иероглифами и орнаментом.

7.239. Как ацтеки обосновывали свою исключительную жестокость к побежденным народам?

Отношение ацтеков к военнопленным вошло в историю – обычно побежденных приносили в жертву богам. В определенное время ацтеки объявляли даже священную охоту на людей, удовлетворяя аппетиты своих божеств. Смысл этого обычая лежал, скорее всего, в очень сильной диспропорции между численностью ацтеков и покоренного населения: требовалось постоянно держать покоренных в страхе, а ацтеков – в боеспособном состоянии. Идеологическое обоснование не заставило себя ждать. Испытанное политическое объединительное средство – заимствование божеств у покоренных народов – способствовало тому, что ацтекский пантеон, в центре которого стояли бог солнца и бог дождя, был чрезвычайно обширным. А поскольку на небесах обитало много богов, требовалось и много человеческих жертв.

7.240. Как религия ацтеков помогла испанцам одержать победу над ними?

Одним из главных божеств у индейцев Центральной Америки (в том числе у ацтеков) был Кецалькоатль – бог– творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, покровитель жречества и науки. Существовало несколько традиционных вариантов изображения Кецалькоатля, одним из которых был бородатый белый человек в маске. Согласно древней легенде, Кецалькоатль удалился в восточную заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, обещая через некоторое время вернуться. Поэтому неудивительно, что, когда бородатые испанские конкистадоры высадились на восточном побережье Мексики в апреле 1519 года (год, посвященный Кецалькоатлю), их предводителя Эрнана Кортеса индейцы приняли за возвратившегося бога. Полагая, что исполнилось древнее пророчество, и надеясь умилостивить могущественного бога, правитель ацтеков Монтесума выслал навстречу испанцам послов с богатыми дарами, которые только разожгли аппетиты конкистадоров. Именно отсутствие какого-либо серьезного сопротивления со стороны индейцев позволило Кортесу уже в сентябре того же года вступить в столицу государства ацтеков Теночтитлан (на месте современного Мехико). Конечно, немаловажную роль сыграло и то, что испанцы были вооружены мушкетами и легкой артиллерией, не говоря уж о стальном холодном оружии, а у индейцев было лишь каменное и деревянное оружие, но отряд Кортеса составлял всего 6 тысяч человек, что и стало решающим фактором уже в 1520 году, когда ореол божественности испанцев был развеян и ацтекам удалось выгнать их из Теночтитлана. К счастью для испанцев, на помощь им пришли войска традиционных врагов ацтеков – покоренных ими народов.

7.241. Что такое шаманская болезнь?

В современной научной литературе часто встречается выражение «профессиональный шаман». Действительно, шаман – профессия. Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской линии, гораздо реже – по отцовской. Кроме того, шаман должен быть избран духами. Прежде чем человек обретет шаманскую силу, заставляющую и людей и духов слушаться его, он проходит обряд инициации (испытания и посвящения). Обряд довольно мучительный, длящийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Внешне все проявляется в форме совершения поступков, непонятных прочим людям, нередко наводящих на мысли о психическом нездоровье человека. Существует даже специальный термин – шаманская болезнь. Это когда духи требуют от «избранного» ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В ответ духи «ломают» его, угрожают, что нашлют болезнь или даже смерть на него, на его родных. А человек отказывается принять дар, понимая, что, взяв на себя роль посредника между миром людей и миром духов, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность перед духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи. Как только тот, кого называют избранником духов, соглашается стать шаманом, шаманская болезнь быстро проходит.

7.242. Чему учил Рамакришна?

Индийский философ-мистик и религиозный реформатор Рамакришна (1836–1886) выступил с проповедью «всечеловеческой религии», считая, что такие конкретно-исторические формы религиозного поклонения, как индуизм, ислам, христианство, представляют собой отдельные проявления всеобщей устремленности к единому божественному началу. Согласно Рамакришне, все религии истинны, а их различие состоит лишь в различии путей к достижению одной цели – соединения с Богом. Рамакришна утверждал, что безграничная любовь и преданность Богу осуществляется не путем аскетического отречения от мира, а через выполнение каждым человеком своих земных обязанностей. Учение Рамакришны получило широкую известность за пределами Индии после выступления его наиболее выдающегося ученика Вивекананды на Всемирном религиозном конгрессе (Чикаго, 1893 год). В 1897 году для пропаганды идей Рамакришны его учениками было создано религиозно-реформаторское общество «Миссия Рамакришны» (центр – в Белуре, вблизи Калькутты), продолжающее свою деятельность и в настоящее время.

7.243. Почему авгуры не могли смотреть друг на друга без улыбки?

Авгуры – древнеримские жрецы, толковавшие волю богов и предсказывавшие будущее по крику и полету птиц. По утверждению Цицерона, авгуры не могли смотреть друг на друга без улыбки, потому что сами не верили в свои гадания.

7.244. Чему согласно Библии равно число п (пи)?

Если принимать библейские тексты как высшую истину, то следует признать, что в вопросе о количественном определении числа п («пи» – отношение длины окружности к диаметру) математики ошибаются, да еще и навязывают свою ошибку детям в школе, утверждая, что оно представляется бесконечной непериодической десятичной дробью: п = 3,14159265358979 3238462643… На уроках математики надо объяснить школьникам, что число «пи» равно трем, и без всяких десятичных знаков. Именно это следует из библейской Третьей Книги Царств (7:23), где описывается устройство бассейна для ритуальных омовений в храме, воздвигнутом Соломоном: «И сделал литое из меди море, – от края его до края его десять локтей, – совсем круглое, вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом».

7.245. Почему Ватикан реабилитировал Галилео Галилея, но не сделал того же в отношении Джордано Бруно?

На этот вопрос российскому академику В. И. Арнольду в Папской академии наук ответили следующее. Обвинения с Галилео Галилея были сняты потому, что его взгляды относительно истинности учения Николая Коперника полностью подтверждены наукой и в настоящее время их правоту признает и церковь. Однако современная наука до сих пор считает: то, что утверждал Джордано Бруно, – гипотеза. Если бы наука подтвердила теорию Бруно, то Ватикан оправдал бы и его.

7.246. За что был казнен на костре Джордано Бруно?

Итальянский философ и поэт Джордано Филиппе Бруно (1548–1600) был обвинен инквизицией в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжен на костре. Принято считать, что главная «ересь» Джордано Бруно состояла в том, что он, развивая гелиоцентрическую систему Николая Коперника, высказывал идеи о бесконечности природы и бесчисленности миров во Вселенной, о единстве и однородности ее состава. Однако великий философ был казнен не только и не столько за эти идеи. Есть свидетельства о том, что на судебном процессе над Бруно вообще не было речи об учении Коперника. М. Дынник, исследователь наследия Джордано Бруно, утверждает, что ни указанные выше философские взгляды Бруно, ни сатирический характер его критики религии, ни его выступления против попов, монахов и самого римского первосвященника не приводили служителей церкви в такое бешенство, как его требование конфискации монастырских доходов. Быть может, Бруно и не погиб бы на костре, если бы ему не было поставлено в вину выступление против монастырских доходов, против монастырского имущества. Именно на этом сосредоточили особое внимание инквизиторы. Подобная «ересь» оказалась более важной для инквизиции, чем идея о множественности обитаемых миров и даже богохульные высказывания философа о католической вере.

7.247. Был ли знаменитый русский физиолог И. П. Павлов верующим человеком?

Отвечая на этот вопрос, обратимся к статье лауреата Нобелевской премии по физике академика В. Л. Гинзбурга, опубликованной в журнале «Наука и жизнь». «В полемике, которая происходит между атеистами и верующими, – пишет В. Л. Гинзбург, – факты очень часто искажаются. Так, я сам долгое время был уверен, что наш знаменитый физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936) был глубоко религиозным человеком. Он ходил в церковь, протестовал против разрушения храмов, отказался от кафедры в Военно-медицинской академии в знак протеста против изгнания из числа студентов детей священников и т. д. Казалось бы, верующий, православный человек, таковым он у нас и прослыл. На самом же деле Павлов, «конечно, был полный атеист и никаким иным быть не мог». Это цитата из воспоминаний М. К. Петровой – ближайшей сотрудницы и друга И. П. Павлова. Она приводит его слова: «Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины – это и есть Бог. В своем стремлении искать причину он доходит до Бога. Но сам я не верю в Бога, я неверующий». Ходил Павлов в церковь «не из религиозных побуждений, а из-за приятных контрастных переживаний. Будучи сыном священника, он еще в детстве любил этот праздник (речь идет о Пасхе). Он объяснял эту любовь особенно радостным ощущением праздничных дней, следующих за Великим Постом». Защищал же Павлов церковь и верующих из вполне понятных соображений о справедливости и свободе совести, из протеста против большевистского варварства».

7.248. Зачем преподают дарвинизм в школах американского штата Луизиана?

В штате Луизиана (США) действует закон, по которому учитель биологии, приступая к преподаванию теории эволюции, должен четко объявить школьникам, что делает это лишь для их информирования, а не для того, чтобы с помощью дарвинизма опровергнуть библейскую версию о сотворении всего живого. Противники такого отношения к науке подали в Верховный суд США жалобу, указывая, что по Конституции государство (и школа) отделены от церкви, но суд оставил закон в силе.

7.249. Почему символом праздника Пасхи является красное яйцо?

Этот символ, как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов. Еще до крещения Руси красное яйцо участвовало в разных земледельческих обрядах: в первом весеннем выгоне скота на пастбище, в прокладке первой борозды, в выходе сеятеля в поле и др. Красный цвет наши далекие предки почитали как цвет животворящего божества солнца, а яйцо – как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Появление красного яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные – что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: «Христос воскрес». Не поверил император этой вести и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным». И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и наконец оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у христиан появился обычай дарить друг другу на праздник Пасхи крашеные яйца с радостным возгласом «Христос воскрес!» и троекратным целованием.

7.250. Обязаны ли граждане США выполнять религиозные обряды?

В 1832 году конгресс США принял закон, обязывающий каждого американца один день в году поститься и молиться. Первые же несколько лет показали, что почти никто этот закон не соблюдает. Его не отменили, но поститься и молиться также не заставляют.

Разное

8.1. Сколько лет строили Кёльнский собор?

Первый камень в основание этого величественного памятника готического искусства был заложен 15 августа 1248 года. После возведения в XIV веке хоровой части и южного нефа, трех этажей южной башни и в 1508–1509 годах – центрального нефа строительные работы временно прекратили. Возобновили их лишь в 1842 году. Закончено строительство собора в 1880 году – через 632 года после начала работ.

8.2. В каком кинофильме впервые использованы трюки?

Изобретателем основных приемов современной трюковой съемки является французский актер, режиссер, иллюзионист, кино– и театральный предприниматель Жорж Мельес (1861–1938). Впервые трюки были использованы в 1902 году в его кинофильме «Путешествие на Луну» – первом в истории кинематографа научно-фантастическом фильме. Термином «мельесовская тенденция» в киноведении определяется яркая зрелищность, основанная на способности кинематографа преображать жизненную реальность. За свою долгую творческую жизнь (с 1896 по 1914 год) Мельес снял более 500 фильмов длительностью от одной до 40 минут.

8.3. Почему премия Американской академии киноискусства получила название «Оскар»?

Эта одна из самых авторитетных премий, ежегодно присуждаемая Американской академией киноискусства за выдающиеся достижения в кинематографе, получила свое название, как считают многие, потому что силуэт статуэтки, ее символизирующей, напомнил сотруднице академии ее дядю по имени Оскар.

8.4. Где и когда состоялся первый международный кинофестиваль?

Первый международный кинофестиваль состоялся в 1932 году в Венеции. Призы участникам, прибывшим из США, Франции, Италии, Германии и СССР, не присуждались. Было принято решение, что фестиваль будет проходить периодически.

8.5. Что такое бибабо?

Бибабо – это комическая кукла, надеваемая на руку и приводимая в движение с помощью пальцев руки.

8.6. Сколько произведений входит в бальзаковский цикл «Человеческая комедия»?

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799–1850) объединил 90 романов и рассказов, связав единым замыслом и персонажами, под одним названием «Человеческая комедия». В этой эпопее, созданной в 1816–1844 годах, он дал выразительную характеристику французского общества в период возвышения буржуазии и становления капиталистического строя с присущими ему властью денег и погоней за прибылью.

8.7. Кто и когда создал жанр исторического романа?

Первый исторический роман – «Уэверли» – вышел в свет в 1814 году. Его создателем является английский писатель Вальтер Скотт (1771–1832).

8.8. Как давно начали пародировать классиков?

Самая древняя из известных пародий на классическое произведение – «Война мышей и лягушек» («Батрахомиомахия»). Этот греческий комический эпос, написанный гекзаметром (возможно в VI–III века до нашей эры), является пародией на «Илиаду» Гомера. Комизм произведения заключается в том, что его персонажи – мыши и лягушки – ведут войну между собой как герои да еще и выражаются языком героического эпоса.

8.9. Какой возраст женщины называют бальзаковским и почему?

Бальзаковским называют возраст женщины от 30 до 40 лет. Название произошло от фамилии французского писателя Оноре де Бальзака (1799–1850), в романах которого фигурируют женщины преимущественно этого возраста.

8.10. Кто и когда написал первую оперу?

Первыми операми считаются «Дафна» (поставлена в 1597–1598 годах, не сохранилась) и «Эвридика» (поставлена в 1600 году). Музыку этих произведений написал итальянский певец и композитор Якопо Пери (1561–1633), а либретто – итальянский поэт Оттавио Ринуччини (1563–1621). Опера «Эвридика» впервые была представлена по случаю свадьбы французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Якопо Пери исполнял в ней партию Орфея.

8.11. В связи с чем возник музыкальный термин «диксиленд»?

В 1910-е годы в США стала популярной разновидность джаза – диксиленд (от разговорного названия Юга США Dixieland, буквально – страна Дикси). Термин «диксиленд» ввели в обиход его создатели – белые музыканты, чтобы подчеркнуть его отличие от негритянского джаза, отношение к которому долго оставалось пренебрежительным. Это не мешало, однако, исполнителям диксиленда подражать новоорлеанскому стилю (Новый Орлеан был центром негритянского джаза). Около 1916 года произошла окончательная переориентация диксиленда на классический негритянский джаз.

8.12. В чью честь назван Александринский театр в Петербурге?

Свое название знаменитый театр, открытый в 1832 году, получил в честь Александры Федоровны, жены российского императора Николая I.

8.13. Где и когда родился русский драматический театр?

«Отцом русского театра» (В. Г. Белинский) является Федор Григорьевич Волков (1729–1763), в 1750 году создавший в Ярославле любительскую труппу, спектакли которой положили начало первому русскому драматическому театру. В 1752 году труппу Волкова вызвали в Петербург. Однако разночинный, народный по своему характеру театр Волкова не отвечал требованиям царского двора – труппа в том же году была распущена, а некоторые актеры (в том числе и Волков) определены для обучения в Шляхетный корпус. В 1756 году был издан указ об учреждении государственного русского театра, директором которого был назначен драматург А. П. Сумароков. Волков помогал Сумарокову в руководстве театром, а в 1761 году после отставки Сумарокова заменил его. Преодолевая сопротивление реакционных придворных кругов, Волков создал русский публичный профессиональный театр национального значения, связал его с передовой драматургией, открыл путь русским актерам, впоследствии развивавшим демократическое направление русской театральной культуры.

8.14. Чем бенефис отличается от обычного спектакля?

Бенефисом (франц. ЬйпйАее – барыш, польза) называют спектакль в честь одного из его участников как выражение признания его мастерства. Сбор со спектакля полностью или частично (полубенефис) поступает в пользу артиста (за вычетом расходов по организации спектакля).

8.15. Сколько лет зданию Большого театра в Москве?

Здание Большого театра на Театральной площади в Москве, построенное в стиле классицизма по проекту архитектора О. И. Бове, открыто для публики в январе 1825 года. После пожара 1853 года в 1855–1856 годах здание восстановлено и значительно перестроено по проекту и под руководством архитектора А. К. Кавоса (в том числе установлена квадрига скульптора П. К. Клодта).

8.16. Сколько произведений написал Айзек Азимов?

Айзек Азимов (1920–1992) – американский ученый-биохимик, писатель-фантаст и популяризатор науки. Печататься Азимов начал с девятнадцати лет и до конца жизни успел опубликовать более пятисот (!) произведений. Среди них – работы по специальности, детективы и фантастика, философские размышления и научно-популярные книги. Его книги и статьи отличают широчайшая эрудиция, литературное мастерство и тонкий юмор, а разнообразие авторских интересов выдающегося популяризатора поражает читателей.

8.17. Что такое акростих?

Акростих (греч. akrostichнs от бkros – крайний и stнchos – строка) – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. Акростих как вид поэзии сложился в Древней Греции. В русской поэзии он известен с XVII века. Реже, чем акростих, встречаются стихотворения, где слово составляют последние буквы каждой строки (телестих) или средние (мезостих). Пример акростиха – загадка классика русской поэзии Гаврилы Романовича Державина:

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

Оттуда на землю водою возвращаюсь!

С земли меня влечет планет всех князь к звездам;

А без меня тоска смертельная цветам.

8.18. Кому была первоначально посвящена Александровская колонна – композиционный центр Дворцовой площади в Петербурге?

Александровская колонна, которую нередко, ссылаясь на известное стихотворение А. С. Пушкина, назвают Александрийским столпом, создана в 1830–1834 годах по проекту Огюста Рикара де Монферрана как памятник императору Александру I. На одной из граней постамента имеется надпись: «Александру I – благодарная Россия». В силу своей художественной выразительности колонна сразу стала восприниматься как одно из самых торжественных триумфальных сооружений во славу победы русской армии в Отечественной войне 1812 года.

8.19. Перевод какой книги на языки европейских народов способствовал созданию их национальной письменности и литературного языка?

Эта книга – Библия. Так, в 350 году епископ Ульфила перевел значительную часть Библии на готский язык, чем заложил основы готского литературного языка. Поскольку в готском языке не было слов для многих христианских понятий, Ульфиле пришлось не только изобретать новые слова, но даже разработать особый алфавит. С целью перевода Библии на армянский язык монах Месроц Маштоп на рубеже VI и V веков изобрел самобытное письмо, столь хорошо приспособленное для передачи армянских звуков, что оно почти без изменений сохранилось до наших дней. Чтобы перевести Библию на славянский язык, византийские миссионеры Кирилл и Мефодий около 863 года создали славянский алфавит. В 1522 году вышла в свет первая часть Библии в немецком переводе Мартина Лютера. Стараясь сделать перевод доступным и понятным как можно большему числу соотечественников, Лютер использовал тот вариант языка, которому, по его мнению, не была свойственна региональная ограниченность, и тем самым заложил основы для последующего развития общенемецкого литературного языка.

8.20. Как впервые встретились композиторы А. П. Бородин и М. П. Мусоргский?

Двух будущих великих русских композиторов и неразлучных друзей судьба свела на дежурстве в госпитале осенью 1856 года. Александр Порфирьевич Бородин, 23-летний военный медик, был в тот день дежурным лекарем, а Модест Петрович Мусоргский, 17-летний офицер Преображенского полка, – дежурным офицером по госпиталю. С этого дня и началась их дружба.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 171 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...