Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
должен занять методологический плюрализм и системный подход. Опираясь на эти принципы он определяет в качестве исходнойединицы социологического анализа "социальное взаимодействие". Предметом социологии, по С., выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорг и орг природе. "Вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов, и обратно – комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой сложнейший из сложнейших общественный процесс,
Любое социальное событие, начиная от увеличения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями...Процессы взаимодействия - являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории... На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями
религиозными, правовыми и научными"
Структуру "социального взаимодействия" он определял как
связь трех элементов: индивидов (минимум - двух),вступающих в акт взаимодействия и этим обусловливающих поведение друг друга, "актов" (или действий их) и"проводников" этих действий.
Оценка индивидов дается с точки зрения их возможностей в
приспособлении к внешней среде, т.е. наличия нервной
системы и способности реагировать на стимулы -
раздражения, их физического, психического и социального
полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих
контакты и т.п.
Каждый акт является стимулом, раздражителем, вызывающим ту или иную
реакцию у других лиц. "Вся жизнь людей представляет почти
сплошной поток таких акций и реакций. Каждый из нас, в
течение каждого дня, встречается с множеством людей,
получает раздражение от множества действий других
индивидов и принужден ежеминутно в той или иной форме
реагировать на них".
Третьим существенным элементом взаимодействия является
совокупность "проводников" (материальных и
символических), передающих реакцию одного индивида к
другому: язык, письменность, живопись, музыка, орудия труда
и войны, деньги, одежда, церемонии, образы, памятники,
предметы быта и т.п. Иными словами, это
ряд явлений, в которых объективируется поведенческая цепь
"стимул - реакция".
"Проводники" делятся Сорокиным на два типа: материальные
и символические. Роль первых покоится на их физических
качествах и свойствах, а роль вторых - на символическом
значении, которое им приписывается.
В зависимости от первого элемента социальной системы или
индивидов им выделяются: а) взаимодействия по количеству
индивидов (между двумя, одним и многими и т.п.); б) в
зависимости от полиморфизма индивидов (взаимодействия
между индивидами, принадлежащими к одной или разным
группам - семье, государству, расе, возрасту и т.п.). В
зависимости от природы "проводников": механические,
тепловые, звуковые, свето-цветовые и другие взаимодействия.
факторы социальной интеграции (объединения в общество):
1. "Космическо-географическая" социализация индивидов:
климат, территория и т.п. Так, холодная русская зима
интегрировала в единое целое многие стороны народного быта
и культуры: избу, печь, валенки, полушубок, заунывные под
вьюги песни, особые обычаи и развлечения.
2. "Биолого-физиологическая" социализация: основные
инстинкты и стимулы, заставляющие людей вступать в
многочисленные взаимодействия. Так, половой инстинкт
лежит в основе самых разнообразных социальных явлений:
проституции, супружеского союза, актов умыкания женщин,
религиозного гетеризма, многоженства, изнасилования и т.п.
3. "социально-психические": внушение, подражание, эмоционально-
интеллектуальные контакты и т.п.
Под социальной группой Сорокин понимал форму
взаимодействия, деятельности людей. Под "элементарной"
группой - единение людей вокруг любого одного из признаков
- пола, возраста, языка, профессии, веры, доходов и т.п. А
дальше идет второй уровень -комбинации "элементарных" групп. эти межгрупповые
отношения зависят от третьего уровня, а именно - отношений
между "кумулятивными" группами, объединенными вокруг
нескольких признаков. К ним относятся классы, нации,
народности, элиты и т.п. Общество (или народонаселение) и
есть общая совокупность всех перечисленных образований
Каждый индивид принадлежит к ряду систем взаимодействия
(скажем - русский, православный, журналист, кадет, член
общества любителей охоты и т.п.), которые представляют
собою сложную совокупность координат, определяющих его
социальное положение (статус), "физиономию" и поведение.
Общество расслаивается на множество слоев и социальных
групп, слои здесь идут не только горизонтально, но и вертикально, и во всех других
направлениях, пересекаясь, скрещиваясь и пронизывая друг
друга. Индивид в этих условиях оказывается членом
(абонентом) множества социальных групп.
В реальной общественной жизни наиболее
могущественное влияние на своих членов и на других людей
оказывают группы в зависимости от следующих свойств:
количества собственных абонентов, степени
распространенности, солидарности, организованности власти
и размеров технического аппарата воздействия на поведение
людей, в виде денег, печати, оружия, транспорта, знаний и
навыков
Все специальные группы, "элементарные" и "кумулятивные",
видятся Сорокину в трех системных видах: "закрытые"
(принадлежность к ним не зависит от воли индивида - половая
расовая, национальная группировка, каста, первичная семья);
"открытые" (принадлежность к ним зависит от воли,
сознательного выбора, наличествует свободная циркуляция
индивидов - партийные, научные, религиозные,
профессиональные группировки) и "промежуточные"
(сочетающие частично свойства двух предыдущих - класс,
сословие, вторичная семья). Монистические попытки
установить основные линии социальной дифференциации по
одной линии, одному из признаков (по расе, полу, семье,
профессии, классам или нациям) являются, по Сорокину,
односторонними и упрощающими.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 379 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!