Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Острогорский и Лесгафт о проблемах семейного воспитания



Алексей Николаевич (1840). Первоначальное образование получил во 2-м кадетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1858 г. фельдфебелем с производством в офицеры в Финляндский полк. По окончании корпуса был зачислен в Михайловскую артиллерийскую академию, окончил её в 1861 г. с званием «отличнейшего». Поступил на должность репетитора физики в свой родной 2-й корпус. Эпоха преобразования военно-учебных заведений застала его в должности воспитателя 2-й военной гимназии. В 1872 г. он назначается на должность инспектора классов Петербургской военной гимназии, а в 1877 г. получает пост директора учительской семинарии военного ведомства. В семинарии он преподаёт геометрию и методику геометрии. В 1882 г. А. Н. Острогорский назначается редактором «Педагогического сборника», в этой должности работает до 1910 г. В 1906 г. производится в генералы от инфантерии. В 1907 г. праздновался 25-летний юбилей редакторской деятельности А. Н. Острогорского. Общественность Петербурга высоко оценила личность юбиляра. Получено было много приветствий. «Вы звали вперёд своих читателей,— говорится в одном из них,— Вы вливали в них новые мысли, Вы, наконец, поддерживали их в минуты уныния и тоски, нападавшие на них под влиянием тяжёлой жизненной обстановки».

КНИГА П. Ф. ЛЕСГАФТ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Пётр Францевич Лесгафт (8 (20) сентября 1837, Санкт-Петербург — 28 ноября 1909) — основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России, педагог, анатом, врач.

Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта (1837—1909), крупного ученого-анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога, протекала в годы нарастания революционного движения, революции 1905 г. и наступившей затем реакции. Лесгафт горячо сочувствовал общественной борьбе с произволом и насилием. В 1901 г. он выступил организатором протеста против избиения полицией студентов-демонстрантов на Казанской площади в Петербурге, оказывал помощь арестованным по этому делу студентам, за что был выслан из столицы.

У П. Ф. Лесгафта научная и общественная деятельности сливались воедино. Стремление сблизить науку и жизнь, мысль и дело, воспитать полноценную человеческую личность, борющуюся с общественным злом и насилием, признающую общественный труд смыслом жизни, отдающую все свои силы служению идее, было программой, которую П. Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в течение всей своей жизни.

П. Ф. Лесгафт был учителем и другом демократической молодежи, человеком непреклонного долга, честным, бескорыстным, он уважал п любил людей труда.

Мировоззрение П. Ф. Лесгафта складывалось под влиянием философско-материалистических идей революционных демократов и па основе научных принципов физиологии и психологии И. М. Сеченова.

О роли воспитания в развитии человека

П. Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. “Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается”,— писал он.

Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования.

Будучи материалистом, Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности-человека. “Большинство воспитателей,— писал он,— в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую “наследственность”, на “прирожденную испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать... Обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о “неисправимо испорченных детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответственен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что “испорченность ребенка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник”.

Но, выявляя движущие силы развития личности человека, П. Ф. Лесгафт все же не смог дать подлинно научного решения вопроса о ее психическом развитии, о роли воспитания в этом процессе, он подходил к решению этого вопроса с антропологических позиций. Как идеалист в понимании общественных явлений Лесгафт не мог вскрыть общественную сущность природы человека и показать подлинные движущие силы его развития.

П. Ф. Лесгафт со всей силой своего научного авторитета восстал против применения педагогами и родителями в практике воспитания так называемых искусственных прибавочных раздражителей — возбудителен, которые понижают впечатлительность детей. “Обыкновенно,— писал он,— приучают ребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития Младенца носят на руках, его укачивают, поют ему однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки — все это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе.

Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребенка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. “... Чтобы возбудить... пониженную впечатлительность,— писал Лесгафт,— необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причем ощущение будет расти не в такой прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения”.

Выступление Лесгафта против притупления впечатлительности детей искусственными раздражителями имело важное значение для улучшения практики воспитания, оно не утеряло значения и в наше время.

П. Ф. Лесгафт смело выступал против произвола и насилия над личностью человека, царивших в то время в школе и семейном воспитании детей. Он остро и убедительно критиковал словесное-книжное образование, отрыв школы от жизни, осуждал рутинные педагогические приемы принудительного характера.

В своем труде “Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей — лицемерные, честолюбивые, мягко забитые, злобно забитые, угнетенные... По его мнению, проявление того или иного типа — прямое следствие влияний семенной жизни: “Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями”.

Рисуя школьные типы детей, Лесгафт показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов и общественных классов.

П. Ф. Лесгафт считал необходимым для воспитателен, учителей и родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы: “Не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или иной черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его домашней обстановкой и семейной дисциплиной”.

О значении семейного воспитания

В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей.

П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. “Во время семейного периода жизни ребенка,— писал Лесгафт,— складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании”.

П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п.

Основными путями для развития нормального типа Лесгафт считал: личную инициативу ребенка в. размышлениях и в действиях, возможность проверить у близкого и любящего лица свои сомнения и недоразумения и стремление преодолеть препятствия собственными силами. Он писал: “Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом”.

В книге “Семейное воспитание ребенка и его значение Лесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком. “Вся тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности...”

Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. “Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией”.

Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли “жить жизнью ребенка”, Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.

П. Ф. Лесгафт был знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей: “Собирая детей для общих систематизированных занятий с двух с половиной до трехлетнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) все их окружающее и когда у них еще нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера”.

Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей.

Лесгафт указывал, что родителями и педагогами при выборе средств воспитания должны учитываться такие ценные качества ребенка, как впечатлительность, восприимчивость, стремление к самостоятельной переработке воспринятого, к разнообразно деятельности и играм. “Все это возможно только тогда, когда при воспитании ребенка не преследуется определенная тенденция, не ломают ребенка системою, не предупреждается всякий его почин... “Ни в каком случае,— писал он,— нельзя согласиться с тем, чтобы первоначальные игры и первые его занятия были систематизированы или были подведены под шаблон воспитателями и родителями, совершенно незнакомыми с природой и индивидуальностью ребенка”.

П. Ф. Лесгафт в основном правильно критиковал систему Фребеля. Он писал: “Теоретические основы Фребеля (последователя Гегеля) не выдерживают никакой критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природою ребенка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фребеля слишком беспочвенны и не выясняют теоретических оснований его системы”.

Лесгафт считал возможным использовать лишь отдельные игры и занятия Фребеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребенка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад “можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или. невозможности их заняться своими детьми”.

Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе.

Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России.

Заслуживают быть особо отмеченными ценные взгляды П. Ф. Лесгафта на важную роль игры и игрушек в воспитании детей дошкольного возраста в семье и детском саду. Он высоко ценил игры как средство физического, умственного и нравственного воспитания детей. Он рекомендовал родителям и воспитателям широко использовать стремление детей дошкольного возраста к изготовлению игрушек-самоделок, которые доставляют им большое удовольствие и удовлетворение. “Гораздо выгоднее для ребенка, если все предметы своих занятий или развлечений он сам себе приготовит, чем если ему поднести приготовленные и различным образом украшенные игрушки с различными непонятными для него механизмами и превращениями; они только поразят его, и он их сейчас же разломает, чтобы доискаться причины замеченных им явлений”.

О физическом воспитании

Исторической заслугой П. Ф. Лесгафта является создание оригинальной теории физического воспитания, или, как он писал, образования, детей, в соответствии с которой на первое место в анатомо-физиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важнейшим средством всестороннего развития личности человека, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: “Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию как в личном, так и в общественном деле”.

П. Ф. Лесгафт составил “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста”, в котором осветил содержание и методику физического воспитания.

Петербургское общество содействия физическому развитию (открыто в 1892 г.), поставившее своей задачей разработку вопросов, относящихся к физическому развитию, воспитанию и образованию, и практическое содействие физическому развитию, развернуло под руководством Лесгафта большую работу. Такие же общества возникли в Киеве, Одессе, Херсоне, Тифлисе, Полтаве, Каменец-Подольске и других городах, появились специальные отделы по физическому образованию детей при различных общественно-педагогических организациях в Саратове, Тобольске, Курске, Томске, Нижнем Новгороде и в других городах.

При Петербургском обществе содействия физическому развитию Лесгафт открыл в 1896 г. двухгодичные курсы для подготовки руководителей физических упражнений. Кроме теоретических и практических занятий по физическому образованию, слушательницы второго курса посещали ясли, приюты, детские сады, ухаживали за новорожденными детьми, знакомились с воспитательной работой, проводимой с детьми преддошкольного и дошкольного возраста; по нескольку часов в день они давали в дошкольных учреждениях “уроки физических игр и упражнений.

Считая, что практические и теоретические занятия на курсах должны быть расширены и углублены, совет курсов возбудил ходатайство перед министром народного просвещения о продлении курса обучения до трех лет. По проекту нового учебного плана на третьем курсе главные занятия слушательниц должны были состоять в изучении теории и практики воспитания детей “семейного периода”, т. е. преддошкольного и дошкольного возраста, и в преподавании физического образования мальчикам и девочкам школьного возраста. В учебный план третьего курса, кроме того, были включены: история педагогики (преподавал П. Ф. Лесгафт), психология и философия, практические занятия слушательниц по дошкольному воспитанию.

Курсы Лесгафта давали основательное естественнонаучное и специальное педагогическое образование, формировали новый тип педагога. “Лесгафтички проводили большую работу по физическому образованию в школьных и дошкольных учреждениях. Они умело работали с родителями и общественными организациями, привлекая их к открытию детских площадок, катков, летних колоний для детей.

Оригинальная, хорошо продуманная система занятий на курсах Лесгафта, широкие перспективы живой общественно-педагогической работы в качестве организаторов и руководителей физического образования и тесно связанного с ним умственного и нравственного воспитания детей в воспитательно-образовательных учреждениях привлекли на курсы Лесгафта большое количество народных учительниц и молодежи из демократических слоев населения.

Лесгафт любил молодежь, жил в близком общении с ней, направлял и учил ее, оставив о себе самые теплые воспоминания.

Высшее полицейское и учебное начальство считало курсы Лесгафта вредными по их "научному направлению и демократическому характеру и чинило их работе разные препятствия и ограничения. Лесгафту приходилось отстаивать свои проекты и энергично, упорно бороться за их осуществление.

Научно-теоретическая и практическая педагогическая деятельность П. Ф. Лесгафта оставила глубокий след в развитии русской педагогики, в частности дошкольной. Его оригинальная теория физического образования, теория первоначального воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду оказали значительное влияние на практику воспитательно-образовательной работы в школе и в детском саду. П. Ф. Лесгафт был также организатором подготовки нового типа педагога по физическому образованию и дошкольному воспитанию.

Проблемы воспитания в трудах Р.Ф. Лесгафта

Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта (1837— 1909), крупного ученого—анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога, протекала в годы нарастания рево-люционного движения, революции 1905 г. и настудившей затем реакции. Лесгафт горячо сочувство-вал общественной борьбе с произволом и.насилием.

У П.Ф. Лесгафта научная и общественная деятельности сливались воедино. Стремление сбли-зить науку и жизнь, мысль и дело, воспитать полноценную человеческую личность, борющуюся с общественным злом и насилием, признающую общественный труд смыслом жизни, отдающую все свои силы служению идее, было программой, которую П. Ф. Лесгафт последовательно н настойчиво проводил в течение всей своей жизни.

П. Ф. Лесгафт был учителем и другом демократической молодежи, человеком непреклонного долга, честным, бескорыстным, он уважал и любил людей труда.

О роли воспитания в развитии человека

П. Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется—распадается»,— писал он.

Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои ду-ховные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, вос-питания и образования.

Будучи материалистом, Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности человека. Но, выявляя движущие силы развития личности человека, П. Ф. Лесгафт все же не смог дать подлинно научного решения вопроса о ее психическом развитии, о роли воспитания в этом процессе, он подходил к решению этого вопроса с антропологических позиций. Как идеалист в понимании общественных явлений Лесгафт не мог вскрыть общественную сущность природы чело-века и показать подлинные движущие силы его развития.

П. Ф. Лесгафт со всей силой своего научного авторитета восстал против применения педагогами и родителями в практике воспитания так называемых искусственных прибавочных раз-дражителей — возбудителей, которые понижают впечатлительность детей.

Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребенка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. «... Чтобы возбудить... пониженную впечатлительность,— писал Лесгафт,— необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причем ощущение будет расти не в такой, прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения».

Выступление Лесгафта против притупления впечатлительности детей искусственными раз-дражителями имело важное значение для улучшения практики воспитания, оно не утеряло значения и в наше время.

П. Ф. Лесгафт смело выступал против произвола и насилия над личностью человека, царив-ших в то время в школе и семейном воспитании детей. Он остро и убедительно критиковал словесно-книжное образование, отрыв школы от жизни, осуждал рутинные педагогические приемы принудительного характера.

В своем труде «Школьные типы» П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного вос-питания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей—лицемерные, честолюбивые, мягко забитые, злобно забитые, угнетенные... По его мнению, проявление того или иного типа — прямое следствие влияний семейной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями».

25. Проблема дисциплины в советской школе. В отечественной педагогике изучением проблемы дисциплины занимался Н.И. Пирогов, считая хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания. В статье "Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей" Пирогов осудил телесные наказания детей и горячо до-казывал, что применение розг антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены. Однако, он был непоследовательным в этом вопросе. В 1859 году он опубликовал циркуляр, в котором считал, что без розг невозможно обойтись на практике и советовал применять их в гимназиях как исключительную меру и только по поста-новлению педагогического совета.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский протестовал против слепой, палочной дисциплины. В старой школе дисциплина была основана на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, но их нельзя чрезмерно нежить и ласкать, педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у детей чувство долга и ответственности.

Н.А. Корф - основатель русских земских школ, к вопросу школьной дисциплины подходил с позиций прогрессивной русской педагогики.

Он выступал против телесных наказаний, но и осторожно подходил к мерам поощрения, считая денежные награды антипе-дагогичными.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко в работе "Лекции о воспитании детей" требовал активной дисциплины "борьбы и преодоления". Педагог отмечал, что дисциплинированным человеком в обществе можно назвать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на трудности и неприятности.

Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и вдохновляет к новым победам и достижениям.

А.С. Макаренко тесно связывал вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Он указывал на то, что школа умеет бороться с дезорганизаторами, но такие типы характера, как "тихони", мечтатели, зубрилы проходят мимо нашей педагогической заботы.

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил, что дисциплина - это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность.

Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. В лекции "Дисциплина, режим, наказания и поощрения" он указывал, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, истеричность и т.д. Педагоги часто говорят, что ребенок должен кричать, в этом и проявляется его натура. Макаренко возражал против этого и требовал: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.

Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории "свободного воспитания", будто "нака-зание воспитывает раба", Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого чело-века и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телес-ные наказания, по Макаренко, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они носили индивидуализированный характер, соответствовали проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживания собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний.

А.С. Макаренко выделил такие существенные стороны сознательной дисциплины, как послушание, стремление выполнить приказ или распоряжение быстрее и лучше, а также несколько умений: выполнять свой долг без напоминания, воздерживаться от дурных поступков,придти на помощь другим людям, противостоять дурному и враждебному.

Перечисленные компоненты представляют в своей совокупности то, что можно считать главными показателями дисциплины школьников. Это - фундамент подлинной дисциплинированности.

Такое понимание структуры сознательной дисциплины позволяет лучше увидеть зависимость дисциплинированности школьника от наличия у него (или отсутствия) нравственных взглядов и убеждений, чувств, привычек поведения и воли.

Такой подход к пониманию сознательной дисциплины нацеливает учителя на необходимость воспитания у детей не отдельных изолированных черт характера, а нравственного облика в целом.

Воспитать такую дисциплинированность у каждого школьника - одна из актуальных задач школы, семьи и общества. На-чальные классы закладывают основы сознательной дисциплины и культуры поведения. И чем прочнее эти основы, тем успешнее дельнейшее воспитание школьников.

Ознакомившись с взглядами зарубежных и отечественных педагогов по проблеме дисциплины, можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной и дискуссионной.

В настоящее время ведутся исследования по проблеме дисциплины. Важное место в формировании организованности и дисциплинированности учащихся занимает первая ступень обучения - начальные классы.

Здесь закладываются начала мировоззрения, основы характера и направленности личности, формируются нравственные ус-тановки, что обязательно скажется в дальнейшем на поведении человека вообще и на его дисциплине особенно. Знание дисципли-нарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрас-тающего поколения. Принципиальное значение для понимания роли дисциплины в развитии личности имеет выявление соотношения категорий дисциплины и свободы. Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Дисциплина есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможности каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умоляя при этом интересы свободного развития других. Дисциплина личности должна рассматриваться в контексте ее свободы, то есть как самодисциплина - субъективная способность личности к самоорганизации для достижения собственных целей исторически выработанными культурными способами. Дисциплина, несомненно, есть и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора. Дисциплина оказывает непосредственное влияние на здоровье человека (например, соблюдение режима дня), на отношения с друзьями и т.д.

Основные методы формирования дисциплины: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся. Наибольшие трудности вызывает правильное использование мер воздействия на нарушителей дисциплины. Основная ошибка - перенесение законов взрослого сообщества в детскую среду, поскольку большинство детских поступков не носит злона-меренного характера и связано с детской активностью и непосредственностью.

Дисциплинированность - это качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя органи-зованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным уста-новлениям. (3; 73). Основы законодательства о народном образовании предъявляют высокие требования в двух направлениях: 1) к подчиненным всех категорий (учителям, родителям, учащимся); 2) ко всем руководителям системы народного образования.

От учащихся требуется не простая исполнительность, а сознательное отношение к своему долгу, строгое соблюдение нрав-ственных норм и активное стремление к самосовершенствованию. Закон Российской Федерации "Об образовании" гласит о том, что "ученик любого возраста имеет право на уважение его человеческого достоинства, на защиту от физического или психического насилия со стороны взрослых работников общеобразовательных учреждений". Эти права закреплены пунктом 5 статьи 15 Закона: "Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов.

Применение методов физического и психического насилия к обучающимся, воспитанникам не допускаются" (1; 13).

Для школьной дисциплины характерны три особенности. Во - первых, ее устанавливают для детей взрослые, которые имеют естественное право старших требовать подчинения. За их плечами жизненный опыт, наличие определенных знаний, умений и на-выков, система установившихся взглядов и убеждений, чего у школьников еще нет. Это составляет основу авторитета взрослых и значительно облегчает деятельность учеников. Во - вторых, школьная дисциплина всегда подчинена учебно-воспитательным целям. Она должна способствовать и успешному учению, и лучшей подготовке школьника к соблюдению общественной дисциплины. В - третьих, требования к учащимся предъявляются с учетом их возраста: младшим - простые и конкретные с постепенным усложнением их по отношению к более старшим школьникам.

Эти особенности нашли свое отражение в ныне действующих Правилах для учащихся (1972 год), утвержденных для всех возрастных групп учеников.

Правила для учащихся содержат конкретные требования к поведению ученика. Их обязаны хорошо знать и школьники, и их воспитатели: учителя и родители. Для одних правила - своеобразный моральный кодекс, для других - программа воспитательной работы. В тексте представлена система требований: добросовестность в учении и труде, бережное отношение к школьному и другому имуществу; уважение к учителям.

Родителям, товарищам и другим людям; постоянное соблюдение норм нравственности, дисциплины и культуры поведения; соблюдение правил уличного движения, правил санитарии и личной гигиены; забота об общих успехах коллектива.

Иногда полагают, что дисциплина и культура поведения - независимые друг от друга уровни воспитанности личности. Такой довод нельзя считать убедительным. Во - первых, потому, что требовательный к себе человек всегда опрятен, скромен, трудолюбив и, естественно, более дисциплинирован, чем неряшливый и безответственный человек. Во-вторых, культура поведения в обществе приобретает характер нормативных требований.

В ходе опытно - экспериментальной работы по изучению культуры поведения и дисциплинированности учащихся начальных классов, школьникам было предложено ответить на вопросы:

1) Когда вам мешают на уроке, вам трудно воспринимать материал?

2) Вы нарушаете дисциплину во время уроке?

3) Какую бы вы оценку поставили себе за поведение на уроке?

4) Какие вежливые слова вы знаете?

5) Какую бы вы оценку поставили себе за поведение дома, на улице?

Изучив результаты анкетирования и, учитывая наблюдение за учащимися, можно сделать вывод, что учащиеся недостаточно знакомы с Правилами поведения, культура поведения их оставляет желать лучшего и учащиеся экспериментальных классов не-дисциплинированны.

С целью улучшения культуры поведения и дисциплинированности учащихся была проведена система мер по данной проблеме: изучение Правил поведения, беседы по вопросам, проведения тематических внеклассных мероприятий, родительских собраний и т.д.

Данные формирующего эксперимента показали, что после проведения соответствующей работы улучшилась дисциплина в этих классах и учащиеся стали культурнее.

Таким образом, дисциплинированность и культура поведения у учащихся начальных классов обеспечивается при соблюдении некоторых педагогических условий:

- дружного педагогического и ученического коллективов;

- гуманистического стиля отношений в школьной жизни;

- четкого единого распорядка в школе;

- высокого авторитета каждого учителя.

Обращение к проблеме дисциплины, к изучению ее историко-педагогического аспекта и реализации в современных образова-тельных учреждениях является важнейшим направлением в истории образования и педагогической мысли.

В классических педагогических трудах данную проблему рассматривали Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, Н.И. Пирогов, С.И. Гессен, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие.

Дисциплина (лат.) - определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали (3; 416).

Как средство общественного контроля над повседневным поведением людей, дисциплина отражает в себе господствующие в данном обществе социальные отношения и служит для их поддержания. Различными средствами осуществления дисциплины яв-ляются: обычаи, нравы, традиции, нормы, общественные привычки, вкусы, авторитет. Для каждой общественной формации харак-терно преобладание определенного типа дисциплины.

Великий чешский педагог Я.А. Коменский, критикуя средневековую школу, считая, что управление человека - одно из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. "Школа без дисциплины, что мельница без воды" (2;87). Выступая против отупляющей палочной дисциплины, Я.А. Коменский рекомендовал гуманный подход к детям, требовал, чтобы учитель поддерживал дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, искренне и откровенно". В небольшом сочинении "Законы хорошо организованной школы" Я.А. Коменский дал ценные указания, касающиеся правильной организации школьного режима, управления школой, поведения учащихся, опозданий на уроки и их устранение. "Пусть поддержание дисциплины всегда проходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть" (2; 96).

Джон Локк в работе "Мысли о воспитании" писал, что дисциплинированность - важная задача воспитания, поэтому нельзя потворствовать ребенку, но и нельзя не удовлетворять его законные желания. Сначала "страх и уважения", а в более зрелые годы "любовь и дружба". Локк выступал против телесных наказаний, считая, что "рабская дисциплина создает и рабский характер", но в случае упорного нежелания ребенка проявлять послушание вполне допустимы телесные наказания.

Французский гуманист Жан Жак Руссо выступал против суровой дисциплины и телесных наказаний, утверждая, что это по-давляет личность. В соответствии с его теорией естественного свободного воспитания метод принуждения отрицается в процессе воспитания. Но естественное свободное воспитание - это не произвол, каждый человек должен сам понимать важность воспитания добрых чувств, суждений и воли.

Немецкий педагог Иоган Фридрих Гербарт процесс воспитания делил на: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление, по Гербарту, позволяет подавить "дикую резвость" ребенка. Первое средство управления - это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и "дерзают не все", слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором.

Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих дисциплину, следует завести в школе штрафную книгу. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...