Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 6. 1. Культура и искусство Двуречья (Месопотамии)



1. Культура и искусство Двуречья (Месопотамии). Дворцовые комплексы Ассирии и Вавилона.

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Географическое положение. «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья 4-3 тыс. до н.э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур и др. Каждый из них был отдельным государством со своим правителем и армией.

Архитектура. Зиккурат – ступенчатая пирамида, на вершине которой помещался небольшой храм. Нижние ярусы, как правило, окрашивали в черный цвет, средние – в красный, а верхние – в белый. Символика ступенчатости – лестница в небо.

Рельефы в храмах. Ими украшали стены. Они повествовали как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коровы, сбивании масла из молока). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно – от яруса к ярусу. (рассматриваем) Все персонажи были одинакового роста за исключением правителя, которого изображали крупнее др.

*Стелла Царя Нарам – Сина (о победоносном походе, объём фигур уже видим, передача пространства и движения, горный пейзаж, знаки Солнца и Луны).

*Стела правителя Лагаша Эаннатума, посвященная его победе над одним из городов.

Изображение Эанатума на «Стеле коршунов». В первом ряду: Воины, возлавляемые Эанатумом, вооруженные копьями и прикрытые огромными, в рост человека щитами, наступают по трупам поверженных врагов. Ниже: Войско Эанатума в походном марше; сам Эанатум возглавляет свою армию на колеснице.

Скульптура: *статуи молящихся (не придавалось портретного сходства, а главное – условность изображения) и *голова Саргона: отлитая из меди голова: облик царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Четкость и мастерство, владение искусством металлообработки!

Итог: в Шумерах и Аккаде определились основные виды искусства: архитектура и скульптура.

3 тыс. до н.э. Шумер и Аккад прекращают существовать. Столицей (центром) Месопатамии становится Вавилон. Правление Хаммурапи: развитие литературы и эпос о Гильгамеше. Стела с 247 законами, написанных клинописью.

Но параллельно с Вавилоном развивалась и Ассирия – мощное государство, границы которого доходили до Средиземного моря. Интересны город-крепость в Ассирии у правителя. Парадный вход представлен быками Шеду.

История Вавилона – история воинственности. Поэтому когда править стал Навухудоносор, был построен Дворец, обнесенный со всех сторон стенами. Ворота богини Иштар – часть храмового комплекса.

Почитайте про дворцы – расскажите, что запомнили. И несколько картинок вам.

Судьба Нововавилонского царства, особенно его столицы, поражает драматическим чередованием взлё­тов и падений. История Вавило­нии — бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительни­цей. Особенно тяжёлой была борь­ба с Ассирией. В 689 г. до н. э. асси­рийский властитель Синаххери'б (705—680 гг. до н. э.) разрушил и за­топил Вавилон, зверски расправив­шись с его жителями. Асархаддон, сын Синаххериба, приказал от­строить город, по, подавляя анти­ассирийский мятеж в 652 г. до н. э.,

повторил злодеяние отца. Только после того как Ассирия прекратила своё существование, Вавилония смогла достичь главенствующего положения в Передней Азии. Корот­кий период её расцвета наступил в правление Навуходоно'сора II (605— 562 гг. до н. э.). Вавилон стал одним из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным центром: в нём было пять­десят три храма. В вавилонской культуре видели прямую наследни­цу шумеро-аккадских традиций, ко­торые в то время почитались.

К сожалению, от блистательной эпохи Навуходоносора II сохрани­лось очень мало памятников. И всё же исторические источники донес­ли до нас сведения о том, какие ещё крупные постройки находились в Вавилоне. В первую очередь это ог­ромный дворец Навуходоносора II с «висячими садами» царицы Семира­миды, которые греки считали одним из семи чудес света. Самым же зна­менитым сооружением был зиккурат, называвшийся Этеменанки, посвящённый верховному богу города. Согласно Библии, жители города Вавилона задумали построить башню до небес, но Бог не позволил им осуществить этот план, «смешав языки» строителей так, что они перестали понимать друг друга. Библейская Вавилонская башня имеет реальный прообраз — зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Древнегреческий историк Геродот писал, что это «...массивная башня, имеющая по одной стадии (сто восемьдесят метров ) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на них сделан снаружи: он идёт кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъёма, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм...». Зиккурат Этеменанки не сохранился до нашего времени; раскопки, проведённые в XX в, установили только место, где он находился. Высота зиккурата равня­лась девяноста метрам, и именно его принято считать прототипом биб­лейской Вавилонской башни.

Единственное архитектурное со­оружение Вавилона, сохранившее­ся до наших дней, — ворота богини Иштар — одни из восьми парадных въездных ворог, носивших имена восьми главных божеств. От каждо­го из въездов вела священная доро­га к храму того же божества. Таким образом, ворота были частями хра­мовых комплексов, и вся терри­тория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение — от них мимо храма Мардука была про­ложена широкая Дорога процессий, по которой проходили торжест­венные шествия. Ворота представ­ляли собой огромную арку, по че­тырём сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни. Всё сооружение покрывал глазу­рованный кирпич с рельефными изображениями священных жи­вотных бога Мардука. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (жёлтое изображение на го­лубом фоне) этот монумент выгля­дел лёгким и праздничным. Чётко выдержанные интервалы между фи­гурами настраивали каждого подхо­дящего к воротам на ритм торжест­венного шествия.

В течение многих столетий новой эры о Вавилоне, как и об Ассирии, люди знали по библейским повест­вованиям. На их основе сложился об­раз агрессивного государства, попи­рающего все нормы политики и нравственности. Действительно, в стремлении к завоеваниям, в беспо­щадности к побеждённым Вавило­ния не уступала Ассирии: на её тер­ритории проживало немало народов, насильственно переселённых из родных мест; среди них были и древние иудеи. Однако к Вавилону в древности относились почтитель­но. Его не постигла страшная участь Ниневии. Персидский царь Кир II Великий, в 539 г. до н. э. захвативший страну, не разрушил Вавилон, а тор­жественно вошёл в город как побе­дитель, отдавая тем самым должное его великому прошлому.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 805 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...