Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская концепция человека. Диалектика биологического и социального в человеке



Философский анализ проблемы человека предполагает изучение человека как целостной, сложной, многоуровневой системы. Человек пребывает в духовном и материальном мире; он проявляется в эмоциях и разуме. Он существует как член общества, коллектива, нации, рода, как отдельное (единичное) существо, «Я» со своим душевным обликом и волей, только ему присущими желаниями, с собственными мечтами и планами, бедами и радостями. Не существует человека «вообще». Человек — всегда конкретный индивид. Но о каждом ли человеке можно сказать, что он — личность, индивидуальность? Ведь он не рождается личностью, индивидуальностью. Эти черты он должен сформировать, «выработать» в себе сам. Казалось бы, если каждый человек чем-то отличается от другого человека, то уже поэтому он — индивидуальность. На деле все обстоит далеко не так, потому что для многих «быть, как все» оказывается легче, удобнее, тогда как быть самостоятельным, ответственным гораздо труднее, а для иных и вовсе непосильно. Многогранность человека требует уточнения смысловых особенностей таких близких понятий, как: индивид, личность, индивидуальность. Человек — это наиболее общее понятие, интегрирующее различные аспекты человеческого бытия и существования. Индивид — это отдельный представитель человеческого рода, природное существо. Будучи причастным к исторически конкретному обществу, он проявляет в себе неразрывное единство биологического и социального. Личность как понятие отражает социальную сущность человека. Оно включает в себя определенный социально-культурный уровень развития человека, на котором возникает самосознание; обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций.

Уникальное пересечение, сплав общих, особенных и единичных черт личности человека, помноженных на своеобразие его генетической природы и жизненного опыта, дает нам индивидуальность как неповторимое отличие одного человека от другого, как плод индивидуализации человека, его самобытного жизненного пути, его биографии.

Становление личности — это процесс социализации человека, сущность которой — в освоении социальных ролей, в приобщении к трудовой и иной общественно значимой деятельности, в усвоении индивидом ценностей культуры, нравственных норм, образцов поведения, традиций, присущих данному обществу, социальной общности, путем образования, воспитания и самовоспитания. Социализация личности, овладение ею культурой преломляется через индивидуальность человека, его характер, психический склад. Подлинное богатство личности — это раскрытие ею творческих способностей, реализованная потребность в собственном всестороннем (духовно-нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом) развитии; истинное человеческое богатство — это достижение высот свободного бытия, возвышающего личность, обеспечивающего ее самореализацию; это — солидарность с другими людьми, благородное межличностное общение, проникнутое чувствами человечности, товарищества, дружбы и любви. И поэтому несостоятельно представление о личности как о «винтике» в социальном механизме, как о безликом и покорном исполнителе общественной или государственной воли. Человек, как правило, поступает убежденно, целеустремленно, осознанно совершая выбор между различными вариантами поведения, жизненного действия. Обладая свободной волей, он проявляет свою активность, творческий подход. Свобода личности свидетельствует об относительном характере зависимости человека от общества, от обстоятельств. Но при это необходимо правильно понимать свободу.

Свобода — одна из основных категорий в философии, характеризующая сущность человека и его существование. Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения. Чтобы понять сущность феномена свободы, нужно разобраться в позициях философских концепций волюнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотношения свободы и необходимости, на которую она опирается, познавая ее и в то же время являясь «причиной самой себя» (Спиноза).

Волюнтаризм — это позиция, рассматривающая волю о качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление, ее примат. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

фатализм отражает свободную волю, рассматривая каждый поступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судьбы (фатума), как предопределение какой-то сверхъестественной силы.

Игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу. Имея своим фундаментом необходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития. Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он является, в соответствия с его идеалами, целями, интересами и потребностями. Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспечением моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Свобода выбора поступка, решения порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Важным этико-философским аспектом проблемы человека является вопрос о предназначении человека, его сопричастности истории народа, борьбе его за счастье, вопрос о смысле жизни. Смысл жизни постигается самим субъектом. Философия реального гуманизма связывает выявление смысла жизни через приобщение человека к духовным ценностям, через творческие деяния и нравственные поступки. Духовные ценности — это своеобразные культурные сокровища человечества, накопленные за тысячелетия его истории. Моральные и эстетические ценности как часть духовных во многом определяют стратегическую направленность поведения человека, его мировоззренческие ориентиры, систему его убеждений. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, о природе счастья и справедливости, о любви и ненависти, о смысле жизни. В моральных принципах, идеалах и нормах концентрируется все то, что имеет всеобщее значение, что составляет нравственную культуру межчеловеческих отношений. Мораль и ее реализация в нравственности, нравах (традициях, нравственных качествах личности) — это сфера нравственной свободы личности. Важно отметить, что в этой с4)ере общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами личности. Это область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самоконтроля совести. Здесь главную роль играют убеждения, сила характера, сознательность, переходящая в склонность и спонтанное побуждение, в потребность творить добро. Мораль — общечеловечна, она включает в себя возвышенные ценности, принципы общества и идеалы личности, осознавшей себя индивидуальным представителем человечества.

Особое место в мире человека занимает сфера эстетического отношения к действительности. Красота, гармония, прекрасное, изящное — все это порождается бытием человека и общества, обнаруживается в специфической форме в природе. Степень его приобщения к миру моральных и эстетических ценностей определяет меру его общественного развития, степень культурности и цивилизованности, меру человеческого в человеке. Степень культурной развитости, совершенства, эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные образцы, нормы эстетической, моральной, политической, правовой и иных видов духовной культуры. Эти идеалы, нормы, традиции — основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе.

Вопрос о самоорганизации индивидуального бытия, личностной саморегуляции — в центре внимания социальной философии. Познание собственного «Я», его сильных и слабых сторон, волевая регуляция, формирование ответственного отношения к труду, гражданским обязанностям, к окружающим людям, непрерывный культурный рост — предпосылки эффективной самореализации личности.

Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, о его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека позволяют правильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 835 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...