Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Иммануил Кант (1724-1804) создает трансцендентальную теорию познания и рассматривает ее как раздел фи-. лософсхого знания, основным вопросом которого являются условия достоверности и истинности получаемого в результате познания знания.
Термин «трансцендентальный», которым И.Кант обозначает свою философию, указывает на то, что существует возможность употребления в познании таких способностей и сил человека, как созерцание (интуиция), рассудок (логика) и разум (идеал), которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого опыта вообще. К таким условиям он относит прежде всего формы чувственности и рассудка. Они потому и доопытны, т. е. априорны, что представляют собой условия, благодаря которым опыт становится возможным, как и самопознание в принципе. Но эти условия — созерцание и рассудок — принадлежат к познавательной способности субъекта.
В работе «Критика чистого разума» И.Кант разъясняет свою позицию в отношении различения видов познания — созерцания и рассудка. Теорию чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к созерцанию и называет эту познавательную способность эстетической. «Трансцендентальная эстетика» занимается, следовательно, изучением априорных форм чувственности. Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов— чувственности и рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок— понятийность, мыслимостъ. И здесь кантовский философский стиль приближается к афоризмам: мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
И.Кант пишет, что над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности всех синтезов рассудка. И если рассудок заполняет содержательно чувственный материал, то разум опирается на сверхчувственные, умопостигаемые, идеальные содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» — это то, что недоступно нашему созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и остается, таким образом, непознаваемым. К «вещам в себе» И. Кант относит в том числе реальные аспекты интеллигибельного содержания — Бога, душу и мир как целое, а также человека.
В «Критике чистого разума», наряду с познавательным «Что я могу знать?» И. Кант формулирует и два других важнейших вопроса: «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Но если вопрос «Что я могу знать?» замыкается теоретической сферой познания, то эти два вопроса определяются практическим опытом.
Теоретический разум имеет дело с природой и тем, что есть, существует. Практический же разум определяется тем, что должно быть. Тем самым уже в этой необычной формулировке модальности долженствования скрыт основной мотив кантовской метафизики нравственности: человек в своем поведении обладает изначальной способностью поступать нравственно.
И. Кант тем самым пытается показать, что требование совести, требование категорического императива основывается на разумности человеческого морального выбора— поступать по совести. Именно эта точка отсчета нравственности — голос совести, и есть свобода.
Автономия нравственности заключает в себе возможность позволять человеку действовать разумно, морально и практически выполнять свой долг. И. Кант приходит к выводу, что определить свободу можно только практически, поскольку «положительные основания» свободы вообще лежат в границах свободы воли, в способности человека иметь право морального выбора между добром и злом. Эта способность и определяется правом быть ответственным за свои деяния и поступки.
§ 39 Система и метод в философии Гегеля
Гегелевский вариант идеализма считается самой сложной философской системой XIX в. Это объясняется тем, что он развивается в замкнутом мире абстрактных построений. Г.Гегель (1770-1831) стал той путеводной звездой, которая логически определила ход и развитие всего XX в. в его основных социально-политических и этических тенденциях и катаклизмах. Очень важна та критика, которая сегодня сопровождает гегелевское «философское послание», беспристрастное и жесткое переосмысление его наследия.
Идеализм Г.Гегеля основывается на методе диалектики, который диаметрально противоположен трансцендентальному методу. Диалектика Г.Гегеля явилась радикальным отрицанием «конечной» характеристики границ познания и опыта. Радикальность его подхода выражается в утверждении познавательной роли созерцающего рассудка. Он не ограничивает человеческий разум рассудочностью и наделяет его опытной интеллектуальной интуицией, что открывает еще большую возможность абсолютизировать разум.
Развитие субъективности в качестве принципа абсолютного самосознания определяется Г. Гегелем как круговое вращение или спиралевидное движение с триадическими периодами: как логика бытия, как логика сущности и как логика понятия. Г. Гегель объявляет свою «Науку логики» (1812-1816) как метафизику Абсолюта, называя ее «чистой спекулятивной философией». Он предлагает миру своз понимание логики. Только диалектическую логику Г. Гегель признает в качестве объективной логики, она тождественна учению о бытии сущности. Логика превращается в раздел метафизики и диалектическую систему теоретического знания.
В «логической систематизации» всей философии вообще определяется смысл гегелевского принципа субъективности, на основе которого он совершает абсолютизацию немецкого идеализма: в мире господствует Абсолютная Идея, мировой Дух, который в своем поступательном саморазвертывании порождает окружающую действительность. Философ на основе триады «тезис-антитезис-синтез» выстраивает жестко иерархированную цепь развития категорий, каждая из которых есть определенная ступень на пути восхождения к Абсолюту: бытие-ничто-становление; качество-количество-мера; всеобщее-особенное-единичное.
По Г.Гегелю, каждое движение в своей сути уже содержит внутри себя определенную цель— самоосознать себя, свой собственный путь. Поэтому разумным предстает все развитие в системе Г.Гегеля, ибо оно— действительно. В лаконичной формулировке «Философии права» (1812) «все разумное— действительно, а действительное разумно».
Объективный Дух — это уже «зеркальная» сфера реализации свободного человеческого духа. Гегель проецирует весь процесс развития субъективности Духа на область его объективации. Объективный дух раскрывает себя не в персональной свободе, а только тотальной: он совершает отрицание по отношению к рассудочной стороне субъективности. В мире, где он «правит», он устанавливает нормы нравственности и морали. И государство, и общество, и семья — все есть потенциальное присутствие Бога.
Нравственность у Г. Гегеля является разумной — зло и несовершенство мира субъективно, поэтому оно должно быть преодолено волею, имеющей основание в воле Бога. Все предстает как необходимость.
Достигая вершины «свободы», объективный дух наделяется смыслом Всемирной истории. Философ убежден, что только через эту нравственную тотальность в мир может войти, «вступить», Абсолютный Разум. Смысл этого «вступления» и есть цель истории. Мировая история — это вехи исторического этапа самого мирового Духа. Историцизм Г. Гегеля довел идею спекулятивной философии до своего абсолютного предела и крайности: панлогизма.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 859 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!