Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804)происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли емуполучить образование. Он глубоко изучил не только философию, логику, теологию,но также математику и естествознание. Вся жизнь философа, бедная внешнимисобытиями, но наполненная неустанным и напряженным творчеством, прошла вКенигсберге. Здесь он учился, преподавал, долгие годы был профессором и одновремя — ректором университета. Здесь он создал все свои философские иестественнонаучные труды.Философское развитие Канта обычно делят на два периода: первый — до начала70-х годов — называют «докритическим», второй — с начала 70-х годов —«критическим», поскольку именно тогда были написаны главные произведения,доставившие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Критикапрактического разума» и «Критика способности суждения». Главным являетсяпервый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическоеучение, а третья — эстетику и учение о целесообразности в природе.В «докритический период» Кант много и плодотворно занимается вопросамиестествознания, проводит идею о развитии в природе. Опираясь наоткрытия Коперника, Галилея и Ньютона Кант в книге «Всеобщая естественнаяистория и теория неба (1755) выдвигает гениальную гипотезу о происхожденииСолнечной системы естественным путем из первоначальной туманности. Далее Кантвплотную подходит к выводу о множественности миров, о непрерывном процессе ихвозникновения и исчезновения. Философ проводит аналогию ссылаясь набезграничное плодородие природы, которая взамен ежедневно погибающегобесчисленного количества животных и растений производит не меньшее число их вдругих местах. Точно так же погибают миры и системы миров и поглощаются безднойвечности, однако созидание никогда не прекращается: в других местах небавозникают новые образования и убыль восполняется с избытком. Спустя полстолетияфранцузский ученый Лаплас независимо от Канта дал более строгое,математическое обоснование идеям о естественном происхождении нашей Вселенной.После этого «небулярная» теория получила название кантолапласовской гипотезы.Хотя книга Канта в силу чисто случайных обстоятельств долгое время оставаласьнеизвестной публике, приоритет Канта в создании космогонической гипотезыявляется несомненным.Канту принадлежит заслуга в создании другой космогонической теории — озамедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.Исторический, диалектический подход Канта к естествознанию нанес существенныйудар по господствующему в то время метафизическому мировоззрению. Однаконельзя пройти мимо двойственной, противоречивой позиции философа в этомвопросе. С одной стороны, он стремится дать научную картину возникновенияСолнечной системы на основе действия законов развития материи. «Дайте мнематерию, я построю из нее мир», заявляет Кант, называя мнение Ньютона онеобходимости божественного первотолчка «жалким». Но, с другой стороны, онусматривает конечную первопричину мира все-таки в Боге. Сам фактестественного и закономерного развития Вселенной из первоначального хаосафилософ считает «единственно возможным» основанием для доказательства егобытия.Уже в «докритический период» Кант говорит о границах познания. Если можнодать чисто естественное, механическое объяснение возникновению Вселенной изхаоса, то этого нельзя сделать в отношении даже простейшего живого существа.Здесь, думает философ, — господствуют телеологические принципыцелесообразности, базирующиеся на божественной воле.Мотивы агностицизма, принципиальной непознаваемости окружающего нас мирастали ведущими в «Критический период», составляя специфику того, что называюткантианством. Проблемы теории познания стоят в центре философской системы Канта и егомногочисленных последователей. В предисловии к «Критике чистого разума» Кантпишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере». Исходяиз этой главной для него задачи, философ разработал очень сложнуюгносеологическую конструкцию.Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственноепознание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знаниеначинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиесявне человека предметы внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи всебе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Во многихместах «Критики чистого разума» он недвусмысленно заявляет, что вещи в себесуществуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания, хотя иостаются непознаваемыми. Такое понимание вещи в себе как основы всех явлений,как фактической причины человеческих ощущений, как объективной реальности,является у Канта доминирующим, что позволяет квалифицировать его какматериалистическое. Но у него встречаются и другие толкования. Под вещью всебе он разумеет пограничное, предельное понятие, замыкающее круг возможныхчеловеческих представлений и ограничивающее притязания людей на познание мира,а также Бога, бессмертие души и свободу воли. Очевидно, что последниетолкования вещи в себе противоречат первому и являются идеалистическими.Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность, по мнениюКанта, ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только к субъективнымсвойствам чувственности, являются ее модификациями и не дают знания обобъекте. Например, приятный вкус вина не принадлежит к числу объективныхсвойств чувств того субъекта, который наслаждаемся им. Цвета тоже не являютсясвойствами тел, они только модификация чувства зрения, подвергающегосянекоторому действию со стороны света. Следовательно, хотя ощущения ивызываются воздействием «вещей в себе» на человеческую чувственность, ониничего общего не имеют с этими вещами. Ощущения — не образы, а символы вещей.Подобная точка зрения, которую, как известно, наиболее обстоятельно выразил Д.Юм, называется агностицизмом. Соглашаясь с Юмом, Кант добавляет нечтосвое. Хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оноцеликом происходит из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный состав; искладывается из двух частей. Первую часть философ называет; «материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое a posteriori,т.е. путем опыта. Вторая часть —, форма — дается до опыта, а priori и должнацеликом готовой находиться в душе, в субъекте.Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Кантаявляется априоризм. Встает вопрос о том, откуда берутся априорные, т.е.доопытные формы чувственности и все иные априорные формы, о которых говорилКант. Философ был вынужден признать, что ответить на этот вопрос он не в силах:«этого вопроса разрешить нельзя, так как для его. И разрешения, как и длявсякого мышления, мы уже нуждаемся в этих свойствах».Понятие априоризма — важнейшее положение учения Канта, на нем он основывалвозможности достижения необходимого и достоверного знания. Кант разделялобщий предрассудок рационализма, который недооценивал роль опыта, рольчувственного познания в процессе достижения всеобщего и необходимого знания.По мнению Канта, опыт никогда не может придать суждениям истинной и строгойвсеобщности, а лишь предполагаемую и сравнительную всеобщность. Вместе с темон считал, что математическое знание носит безусловно необходимый характер.Выйти из этого затруднения он пытался при помощи априоризма: толькоаприорные суждения носят всеобщий характер, достоверны и объективны. ДляКанта понятия «априорный», «необходимый», «всеобщий», «объективный» теснопереплетаются и употребляются как равнозначные. В то же время он отказывалсяпризнавать априорное знание врожденным.Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостериорный характер, тоформа чувственного познания внеопытна, априорна. До восприятия предметовопытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные от всегоэмпирического, наглядные представления, которые являются формой, условиемвсякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными наглядными представлениямивыступают пространство и время. По мнению философа, пространство ивремя — это формы именно чувственности, а не рассудка, этопредставления, а не понятия. Кант аргументирует это следующим образом: понятиедискурсивно и включает в себя различные виды, например понятие «человек»включает в себя различные виды людей. Но этого нельзя сказать о пространстве ивремени. Существует, как думал Кант, одно-единственное время иодно-единственное пространство. Следовательно, пространство и время — этоединичные представления интуитивного характера.Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в себе,время также не принадлежит вещам в себе ни как их свойство, ни как ихсубстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и времени всякоепритязание на реальность, он превращает их в особые свойства субъекта.Кант полагал, что своим учением об априорных формах чувственности и рассудка онспасает науку от юмовского скептицизма и субъективизма. Но на деле априоризместь лишь одна из разновидностей субъективизма. Говоря о том, что существуетодно-единственное пространство, он опирался на физику и космогонию своеговремени, которые знали действительно одно, а именно эвклидово пространство.Через четверть века после смерти Канта русский ученый Н.И. Лобачевскийпоказал, что свойства пространства зависят от свойств материи и что эвклидовагеометрия вовсе не является единственно возможной. Возникли и другие системынеэвклидовой геометрии. Теория относительности покончила и с метафизическимпредставлением об абсолютной независимости времени, показав, что общиесвойства материи определяют свойства и пространства, и времени.Следовательно, существует множество форм пространства и времени, чтоопровергает главный аргумент Канта в пользу их априорности. Первая ступеньпознания — область чувственности — характеризуется способностью человекаупорядочивать хаос ощущений при помощи субъективных форм созерцания —пространства и времени. Таким путем, по мысли Канта, образуется предметчувственности, или мир явлений. Следующая ступень — это область рассудка. Опыт есть продукт деятельности, с одной стороны, чувственности, с другой —рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Безчувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один бы небыл мыслим. Мысли без содержания пусты, а наглядные представления без понятийслепы. Знание, таким образом, возникает из двух условий: чувственности ирассудка. Суждения восприятия, полученные на основе чувственности, имеют лишьсубъективное значение — это простая связь восприятий. Суждение восприятиядолжно приобрести «объективное», по выражению Канта, значение, т.е. получитьхарактер всеобщности и необходимости и стать благодаря этому «опытным»суждением. Это происходит, по Канту, путем подведения суждения восприятия подаприорную категорию рассудка. Приводится пример: «Когда, солнце освещаеткамень, он становится теплым». По словам Канта, мы имеет простое суждениевосприятия, в котором еще, не выражена причинно следственная зависимость междусолнечным теплом и нагреванием камня. Но если мы скажем: «Солнце согреваеткамень» то тут к суждению восприятия добавляется рассудочное понятие, иликатегория причины, которое и превращает данное суждение в опытное.Причинность — это одна из категорий, которые являются априорными принципамимышления. Они служат орудиями для обработки чувственного материала. В «Критикечистого разума» Кант строит особую таблицу этих категорий. Их всего 12, чтосоответствует числу видов суждений по традиционной классификации суждений в формальной логике. Это категории единства, множества, всеобщности реальности, отрицания, ограничения, принадлежности, причинности, общения,возможности, существования, необходимости. Кант не может обосновать, почемукатегорий ровно двенадцать и откуда они берутся: «Для этого обстоятельстванельзя указать никаких дальнейших оснований так же, как нельзя обосновать,почему мы имеем такие-то, а не иные функции суждения, или почему время ипространство суть единственные формы возможного для нас наглядногопредставления».Искусственный характер учения Канта о категориях был ясен уже егосовременникам. Гегель справедливо упрекал Канта в догматизме и формализме. Пообразному выражению Гегеля, соединение чувственности и рассудка у Кантапроисходит чисто внешним образом, «подобно тому, как связывают, например,деревяшку и ногу веревкой».Превратив причинность в субъективную категорию рассудка, Кант создал для себямногочисленные трудности. Прежде всего «вещь в себе», поскольку онасуществует вне субъекта, не может считаться той причиной, которая,воздействуя на чувственность субъекта, порождает «материю» знания. Ставятсядалее под сомнение все достижения Канта «докритического» периода, преждевсего его космогонические теории, поскольку они, как и все естествознание,основаны на признании объективного характера закономерностей природы, в томчисле причинно-следственных связей.Кант в «Критике чистого разума» утверждает, что основоположения «чистогорассудка», реализуя применение категорий к опыту, делают возможной саму природуи науку о ней — «чистое» естествознание. Высшее законодательство природы оннаходил в человеческом рассудке: «Хотя и странно, но тем не менее истинно,если я скажу: рассудок не почерпает свои законы (а priori) из природы,а предписывает их ей».Последний и высший этап разумное познание. Он представляет собой«высшую инстанцию» для обработки материала наглядных представлений и дляподведения его под высшее единство мышления». Разъясняя эти положения, Кантуказывает, что разум, в отличие от рассудка, порождает «трансцендентальныеидеи», выходящие за пределы опыта. Таких идей три: 1) психологическая(учение одуше), 2) космологическая (учение о мире), 3) теологическая (учение о Боге).Эти идеи выражают стремление разума к постижению вещей в себе. Разум жадностремится постичь эти вещи, пытается выйти за пределы опыта, но все тщетно:вещи «бегут от него» и остаются непознанными.В результате разум создает лишь «паралогизмы», «антиномии» «идеалы бездействительности», запутывается в неразрешимых противоречиях. Большое вниманиеКант уделяет антиномиям, т.е. противоречащим, несовместимым друг сдругом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано;логически безупречно. Таких антиномий у Канта четыре:1) тезис — «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве»; антитезис: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве».2) тезис: «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей ивообще существует только простое и то, что, сложено из простого»; антитезис: «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, ивообще в мире нет ничего простого».3) тезис: «Причинность согласно законам природы не есть; единственнаяпричинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объясненияявлений необходимо еще допустить свободную причинность»; антитезис: «Не существует никакой свободы, но все совершается в миретолько согласно законам природы».4) тезис: «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина,безусловно необходимое существо»; антитезис: «Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, нивне мира, как его причины». Иными словами Бога нет.В первой антиномии важно усмотреть подход к раскрытию диалектическогопротиворечия конечного и бесконечного: мир одновременно конечен и бесконеченв том смысле, что бесконечная материя слагается из конечных величин. Вовторой антиномии поставлен по существу тот же вопрос, что и в апориях Зенона— о единстве конечного и бесконечного, прерывности и непрерывности материи.Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод: поскольку движение имногообразие мира противоречивы, а всякое противоречие разрушает мысль, тодвижение есть иллюзия, мир неподвижен и лишен многообразия. Нечто похожееделает и Кант. Он полагает, что одинаково безупречно с точки зрения логикидоказывает как тезис, так и антитезис каждой антиномии. Например, в четвертойантиномии доказывается, что Бог существует, и то, что Бога не существует. Какже быть? Надо отбросить и тезис, и антитезис. Логика и разум здесь бессильны.Вера в Бога— это вопрос не науки, а нравственности, полагает Кант.Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии разума,о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта. «Естьнечто печальное и унизительное в том, что вообще существует антитетикачистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для всех споров,принужден вступать в спор с самим собой», — констатирует Кант.Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрессивных сторон теориипознания Канта. В «Критике чистого разума» подняты кардинальные проблемытеории познания и логики, сделана попытка диалектического их решения. Кантпервым в философии Нового времени показал сложность и противоречивостьпроцесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокуюразработку в философии Гегеля.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 599 | Нарушение авторского права страницы