Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нельзя доверять чувствам, так как с помощью чувственного познания нельзя предвидеть будущее. Разум находит общее в вещах, то есть их сущность, и потому дает такую возможность



[Радугин] Спиноза резко противопоставляет чувственные представления пониманию. Чувственный опыт имеет значительную роль, но теоретическая ценность полученных из опыта знаний невелика. В результатах чувственного познания не отделить субъективное от объективного, идеи о состоянии внешних тел от идей о состоянии человеческого тела. Только на стадии рассудка, оперирующего общими понятиями, отражающими объективные свойства самих вещей, возможно получение достоверного знания [/Радугин]

Спиноза считает, что существует всего одна субстанция (первооснова всего), она есть абсолютная необходимость, это – природа (natura naturanns, «природа порождающая», которую он называет богом). Природа обладает двумя атрибутами (свойствами, без которых не может существовать): протяженность и мышление. Модусы – конкретные вещи, явления, чувства, мысли – проявления субстанции, все, что реально существует. Мир – natura naturata (природой порожденный).

[Реале, Антисери] Спиноза: "Под "модусом" я понимаю состояние субстанции, т.е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется". Следовало бы сказать, что модусы вытекают из атрибутов и представляют собой определения атрибутов. Однако Спиноза не переходит непосредственно от бесконечных атрибутов к конечным модусам, а вводит бесконечные модусы, которые находятся посередине между атрибутами, бесконечными по своей природе, и конечными модусами. Бесконечный модус бесконечного атрибута мышления, например - "бесконечный разум" и "бесконечная воля". Бесконечные модусы бесконечного атрибута протяженности - "движение и состояние покоя". Однако каким же образом в рамках бесконечной Божественной субстанции бесконечные атрибуты преобразуются в конечные модификации, как рождается конечное, остается без объяснения. Это самая большая апория системы Спинозы, с которой связан целый ряд трудностей. [/Реале, Антисери]

«Трактат об усовершенствовании разума», 1661 г. – идеи рационализма и того, что чувственное сознание не может быть истинным. В «Этике» выразил негативное отношение к ценностным понятиям. Это – предрассудки, которые мешают истинному познанию, а значит, достижению счастья (которое в познании).

Также см. ответ на вопрос 23.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...