Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристики традиционного и современного типа предпринимателя на основе обобщения подходов М.Вебера и В. Зомбарта



Главная идея Вебера в подходе к пониманию западного капитализма состоит в том, что как бы не были высоки сами по себе экономические условия, связанные с рационализацией техники и рационального права, "все же экономический рационализм зависит и от способности и предрасположенности людей к определённым видам практики - рационального жизненного поведения". Там, где, по Веберу, экономической рациональности препятствуют определённые психологические факторы, развитие хозяйственно-рационального поведения затрудняется этим внутренним противодействием. Таким внутренним противодействием в прошлой истории у Вебера выступили магические и религиозные идеи, в которых коренились определённые этнические представления. Таким образом, религиозные идеи оказываются способными через мировоззрение влиять на хозяйственную деятельность людей. И если в прошлом религиозная система препятствовала ей, то новая религиозная система - аскетический протестантизм - лишь стимулировала становление и развитие нового хозяйственного клада - капитализма. Утверждение, обусловленности современного Западного капитализма идеологией протестантизма Вебер подтверждает различного рода статистическими данными и, в частности, фактами преобладания протестантов, среди владельцев капитала и предпринимателей, а также среди высших квалифицированных слоёв рабочих, а также среднего и высшего технического персонала современных ему предприятий. Из этих данных он делает вывод, что одним из важнейших аспектов, обусловивших это преобладание, является устойчивое внутреннее своеобразие протестантского вероисповедания. В чем же выражалось это своеобразие? Прежде всего, пишет Вебер, в «приверженности к идее долга по отношению к труду», что создаёт наиболее благоприятную почву для понимания труда как призвания. Очень важным событием в этой связи стала Реформация, в результате которой моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли. М. Вебер считает, что в лоне религиозных сообществ аскетических протестантов (к ним учёный причисляет кальвинистов, пиетистов и анабаптистов) были созданы посредством религиозной веры и практикой религиозной жизни психологические стимулы, которые давали определённое направление всему жизненному строю и заставляли индивида строго придерживаться его. Важной была установка на то, Богу угодна социальная деятельность христианина, ибо Бог хочет, чтобы социальное устройство жизни соответствовало его заповедям и поставленной им цели. С такой точки зрения относились (и, в частности в кальвинизме) и к профессиональной деятельности, которая осуществляется в рамках посюсторонней жизни во имя общего блага и направленной на рациональное преобразование социального мира. Отсюда спасение рассматривалось лишь как результат неутомимой деятельности в рамках своей профессии. Практически это вылилось в утилитарную установку, имевшую значительные последствия для формирования буржуазной установки, гласившей, что "Бог помогает тому, кто сам себе помогает", "сам создаёт себе спасение". Важнейшей составляющей религиозного учения, сыгравшим решающую роль в трансформации мировоззрения верующих, Вебер считает аскетический элемент, который стремился научить человека действовать под руководством постоянных рациональных принципов, а не аффектов, то есть стремился воспитать в человеке волевую личность. Зачатки целеустремлённого и рационального поведения Вебер видит и у некоторых католиков, в частности монахов Бенедиктинских монастырей или иезуитов. Благодаря аскетическим установкам, эти монахи стали, по словам учёного верными и целеустремлёнными работниками на ниве Господней. Вершиной этой рациональной аскезы, двигающей человека на путь рациональной жизни, Вебер видит в английском пуританизме, выросшем на кальвинистической идеологии. В пуританском толковании мы, согласно Веберу, имеем дело не только с апофеозом труда, а с апофеозом разделения труда, его специализации. Ибо только специализация (определённая профессия), по мнению идеологов английского пуританизма способствует выучке рабочего и ведёт к повышению производительного труда для всеобщего блага. Все эти моменты в духовно-нравственном плане способствовали тому, что пуританизм стал носителем идеи рационального буржуазного предпринимательства и рациональной организации труда. А мирская аскеза протестантизма, отвергая непосредственное наслаждение богатством, вместе с тем способствовала освобождению приобретательства от психологического гнёта традиционалистской этики и разорвала оковы ограничивавшие стремление к наживе, превратив его не только в законное, но и в угодное Богу занятие. Таким образом, предприниматель - пуританин начал всеми силами стремиться к приумножению своего земного богатства, причём деньги рассматривались им не как материальный эквивалент земной роскоши и богатства, а как самоцель, эквивалент собственного совершенства и избранности Богом. Аскетически настроенный протестант сформировал это с будущего функционера промышленного капиталистического производства с его тягой к техническому применению научного знания и рационализации структуры права и легального государственного устройства, которое в своей формальной определённости, по Веберу, и осуществляет лишь на Западе. Здесь, видимо, необходимо признать, что тип отношения к действительности, который характерен для протестантизма, и та социальная реальность, которая этим типом деятельности формировалась, оказались для Европы гораздо более универсальными, чем можно было бы предполагать. Можно сказать, что огромное значение работы Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» состоит в том, что он первый зафиксировал важность культурно-этических установок протестантизма для капиталистического развития Запада. Кроме того, он одновременно через сравнение с протестантизмом выявил характер рациональности как фундаментального принципа индустриального общества. «Капиталистический дух» складывается, по Зомбарту, из разнородных в культурном плане элементов. Более того, носителями этих различных культурных начал являются противоположные по своему психокультурному складу натуры. Эта внутренняя противоречивость является залогом динамики и одновременно — неустойчивости «капиталистического духа» и самой личности предпринимателя. В процессе исторического развития соотношение элементов и типов меняется, образуя исторически специфические «стили» капитализма. Он разделяет социокультурные и нравственные особенности раннего и позднего (т.е. современного ему индустриального) капитализма. Для раннекапиталистического предпринимателя, «буржуа старого стиля» характерно, по Зомбарту, сохранение докапиталистической корреляции производства и предпринимательства с интересами и потребностями человека. Человек по прежнему остаётся мерой всех вещей, и любой предприниматель пока ещё не перестаёт «соизмерять свою коммерческую деятельность с требованиями здоровой человечности: для всех их дело оставалось только средством к цели жизни; для всех их направление и меру их деятельности определяют их собственные жизненные интересы и интересы других людей, для которых и вместе с которыми они действуют». Первоначально, в момент генезиса капитализма, среди буржуа доминируют «предпринимательские натуры», страстные личности авантюристического склада. По мере развития и стабилизации капитализма они приобретают все больше мещанских добродетелей: «естественный цельный человек с его здоровой инстинктивностью претерпел уже большой ущерб, должен был привыкнуть к смирительной куртке мещанского благополучия, должен был научиться считать. Его когти подрезаны, его когти хищного зверя спилены, его рога снабжены кожаными подушечками». «Буржуа старого стиля» относится к богатству как к горячо желанной цели, но не как к самоцели, оно должно служить своему хозяину. Достоинство предпринимателя состоит в умении правильно распорядиться своим богатством, использовать его для поддержания собственного дела, на благо близких и в интересах добродетели. Средства наживания капитала также имеют значение - уважаемо только богатство, нажитое честным путем (остаётся только неясным, как в этой связи Зомбарт трактует «капиталистическую» природу разбойников и пиратов). Деловая мораль исполнена степенности и порядочности, конкуренция носит честный характер: ещё не получили распространение такие методы экономической борьбы, как разорение конкурентов посредством распродаж по низким ценам, ещё считается предосудительным переманивать чужих клиентов и привлекать покупателей с помощью навязчивой рекламы. Капиталист, делая свой бизнес, ещё заботится о других: он часто отказывается от внедрения трудосберегающей техники, чтобы не лишать куска хлеба своих рабочих. Для высококапиталистического духа, свойственного современному экономическому человеку, характерна, по мнению Зомбарта, принципиальная смена ценностных ориентиров. Целями хозяйственной деятельности теперь становятся нажива и процветание дела. Эти две цели взаимосвязаны, ибо для процветания дела необходима чистая прибыль, и первое невозможно без последнего. При этом конечная точка стремления предпринимателя отодвигается в бесконечность, развитие дела и возрастание прибыли не имеет цели, никакого иного «человеческого» смысла, кроме развития производства самого по себе. Среди предпринимателей зрелого капитализма Зомбарт находит те же социальные типы, что и в раннем: разбойников, спекулянтов, бюрократов и т.д. Однако их стиль, формы и методы их деятельности принципиально меняются. Бесконечность их дела и полная его оторванность от «человеческих» интересов и потребностей ведёт к тому, что предприниматель утрачивает нормальные чувства, привязанности, духовную жизнь и т.д., превращаясь в машину, в раба своего дела. Стиль ведения хозяйства также меняется. В нем доминируют рациональность и ориентация на производство для обмена, первичная цель любого человеческого производства - удовлетворение потребностей - утрачивает свой приоритет. Отсюда стремление к удешевлению производства и к расширению сбыта, которое уже не знает никаких моральных ограничений. Все, что препятствует максимальной наживе, безжалостно подавляется, конкуренция приобретает характер жестокой игры без правил. Религиозные, нравственные и прочие запреты и ограничения уже никак не могут сковать развитие капитализма. Мещанские добродетели в высококапиталистической культуре претерпевают существенные изменения. В этот период они перестали быть необходимыми свойствами личности предпринимателя, превращаясь в атрибуты дела, «перестали быть качествами живых людей и сделались вместо этого объективными принципами ведения хозяйства». Это означает, что сам по себе предприниматель может не быть трудолюбивым, честным, солидным, бережливым человеком и не следовать этим моральным нормам в частной жизни, но его дело, для того, чтобы успешно развиваться и конкурировать, должно вестись на принципах усердия, экономии, рациональности, скрупулёзного выполнения договоров и т.п. Добродетель скромности и аскетизма также уходит из частной жизни «буржуа нового стиля»: он может предаваться роскоши, тратить деньги на экстравагантные развлечения и т.д., следя лишь за тем, чтобы расходы не превышали доходы. В то же время, само капиталистическое предприятие ведётся на принципах строжайшей рациональности и экономии, отработанных методов бухгалтерии, учёта, управления персоналом и т.д. Таким образом, позднекапиталистический предприниматель уже не сам творит капитализм посредством личной энергии и характера, а капитализм с его устоявшимися социокультурными ценностями и нормами деятельности и поведения создаёт предпринимателя и одновременно противостоит ему как огромный экономический и социокультурный космос.

13. Особенности социальной роли предпринимательства в концепции Й. Шумпетера.

Предпринимательство, по Шумпетеру - это вид деятельности, имеющий место в любой форме организации общественного производства, а предприниматель - это человек, способный к инновационной деятельности. По Й.Шумпетеру, инициатива, авторитет, дар предвидения, способность преодолевать огромную силу инерции, а порой и открытое сопротивление социального, юридического или политического характера, способность идти на риск есть особенности предпринимательской натуры, необходимые в любой системе хозяйствования. Конкретный предпринимательский тип хозяйствования формируется экономической системой общества, которая и определяет специфические характеристики, присущие только этой системе способов экономического поведения. Взгляд на предпринимателя как на новатора, использующего для достижения экономического успеха, инновационные способы организации хозяйствования, позволил Й.Шумпетеру определить предпринимательскую деятельность как движущую силу экономического развития, играющую самостоятельную и важнейшую роль в развитии общественного производства.

-преодоление инерционности экономической системы

-сущность предпринимательства - организационные инновации в целях извлечения прибыли

-«созидательное разрушение» - изменение устойчивых стереотипов хозяйственной деятельности, создание новых комбинаций факторов производства в расчёте на преимущество перед конкурентами.

Предпринимательство по Й.Шумпетеру – социальная роль, а не групповая принадлежность.

-предпринимательство не идентифицируется ни с какой-либо конкретной классовой, имущественной, профессиональной группой, ни с определённой общественной или экономической системой

Мотивы предпринимательской деятельности по Й. Шумпетеру

-Стремление к успеху и воля к победе

-Стремление к новизне и радость творчества

-Самоутверждение и самореализация в деле, жажда власти

-Прибыль имеет значение как выражение успеха, а не как самостоятельная цель





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...