Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постклассическая онтология



В целом, за исключением неоклассики, характерен отказ от рационализма и переход на позиции иррационализма. Этот процесс происходил не только в философии, но и в целом в культуре того времени (конца 19 - начала 20 вв.). Иррациональное в повседневном понимании представляло собой то, что не укладывалось в рамки здравого смысла, что было сложно подвести под привычное понятие реальности, с которой сталкивался обыватель в своем повседневном опыте.

Мартин Хайдеггер (1889—1972)

Фундаментальная онтология — проект, появившийся в результате пришедшего к Хайдеггеру решения проинтерпретировать феноменологию, которую он развивал до этого совместно с Гуссерлем, в чисто онтологических категориях.

В традиционные понятия не укладывается тезис о том, что феномены — это вещи; и Хайдеггер последовательно отказывается брать эти понятия в качестве исходных. Такие фундаментальные категории, как «субъект», «объект», «дух», «тело», «сознание», «реальность» и другие, он истолковывает в терминах бытия, стараясь при этом показать их неадекватность для употребления на новом уровне философствования. Более того, даже саму онтологию Хайдеггер теперь отделяет от исследований сущего, которым отныне должны заниматься, по его мнению, лишь частные науки.

Раньше все философы утверждали, что в явлении может открываться сущность предмета. При этом явление противопоставлялось сущности, и это было моментом противопоставления субъекта и объекта. Гуссерль же показал отличие явления от феномена. Феномен несет в себе все содержание о предмете: и явление, и сущность. Согласно вере Гуссерля феномен оказывался самодостаточным. Именно это положение дало возможность Хайдеггеру развить свой онтологизированный проект феноменологии.

Николай Гартман (1882—1950)

мир имеет слоистую структуру и должен быть рассмотрен как иерархия четырёх качественно различных пластов:

— неорганического бытия, — органического,

— душевного, — духовного.

Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления.

Гартман считал коренные философские проблемы неразрешимыми, отвергал метафизический подход к проблемам бытия: существования, жизни, сознания, свободы, воли и пр., которые полагал непознаваемыми — гносеологически иррациональными.

Жан-Поль Сартр (1905—1980)

Два вида бытия –

бытие-в-себе, заменяющее объективную действительность, и

бытие-для-себя, тождественной человеческой реальности, т.е. сознанию, и объединяющее их ничто. Противопоставление двух основных категорий, равнозначных "Я" и "не-Я".

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.

Мамардашвили (1930—1990) "почему есть нечто, а не ничто?"Сознание рассматривал как космологическое явление, связанное с самими основаниями бытия, а онтологию сознания он считал неустранимой структурой современной парадигмы рациональности (онтология рассматривалась конструктивно — как предельная форма мыслимости и практикования, а не репрезентативно).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1051 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...