Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие истины. Истина и заблуждение



1)Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии и философии. В качестве антонима используется понятие «ложь».

2) Заблуждение — знание, не соответствующее своему пред­мету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть иска­женное отражение действительности, возникающее как абсо­лютизация результатов познания отдельных ее Сторон. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса.

Заблуждения следует отличать ото лжи — преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, и связан­ной с этим передачи заведомо ложного знания — дезинформа­ции. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере 1-го деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности — в живом созерцании или в мыш­лении. Поэтому первый и исходный признак исти­ны — объективность: конечная обусловленность реальной дей­ствительности, опытом, практикой и независимость содержа­ния истинного знания от отдельных людей. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выража­ющие ее в определенных субъективных формах (понятиях, за­конах, теориях и т.п.). Для харак­теристики объективной истины как процесса применяются ка­тегории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, прехо­дящее). Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее зна­ние о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет, достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во-вторых, как тот элемент знаний, ко­торый не может быть никогда опровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д. Это так называемые веч­ные истины, знания об отдельных сторонах предметов. Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного зна­ния, его углубление, уточнение по мере развития практики познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, исти­на о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла­дывается из суммы относительных, но не путем механическо­го соединения готовых истин, а в процессе исторического раз­вития познания и синтеза его результатов.

3) сопоставление особенностей абсолютного и утилитарного знания заставляет нас обратить пристальное внимание на проблему достоверности.
Надежда на достоверность знания обычно столь велика, что какие-либо сомнительные или ошибочные сведения даже неудобно называть "знанием". Знание как бы включает в себя условия своей истинности. В обиходе всегда подразумевается, что человек знающий – это носитель особого достоинства, полезный для дела и для беседы, приближающий нас к правильному взгляду на вещи. Оставляя пока в стороне эту острую тему, к обсуждению которой придется приступить позднее (см. 8, с.59), отметим здесь, что существует определенная иерархия достоверностей. На самой высокой ступени этой иерархии находится абсолютное знание, полученное из личного опыта и допускающее такие, примерно, формы выражения:
"Я мыслю, следовательно я существую" [2].
"Я печалюсь, следовательно жизнь включает печаль".
Ступенью пониже встречаем абсолютное знание, полученное через посредника:
"Он вкушал плоды от смоковницы и сказал, что созревшие плоды сладки".
Если в первом случае знание неотделимо от переживаемой действительности и потому – и в этом смысле – оно неоспоримо, то во втором случае между знанием и действительностью стоит связующее звено – наша вера посреднику, вкусившему от плода смоковницы. Чем крепче вера, тем меньше оснований оспаривать полученное знание: "плоды сладки".
На следующей, еще более низкой, ступени находим абсолютное и утилитарное знание, устанавливающее какую-либо (обычно причинную) связь явлений. Примерная форма выражения может звучать так:
"Когда солнце заходит, температура воздуха понижается".

На самых нижних ступенях иерархии находятся, несомненно, все те информационные сообщения, которые возникают в результате не только чьих-либо прямых наблюдений, а еще и при посредстве, логических рассуждений, продолжающих и дополняющих начальные наблюдения.

Правда, вся современная человеческая цивилизация держится на твердом убеждении, что логическим рассуждениям не обязательно нужно верить, поскольку их можно и даже должно проверить.

Итак, мы видим, что проблема достоверности знания возникает на всех ступенях намеченной иерархии, за исключением, быть может, самой первой и – в некотором смысле – самой примитивной ступени.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 479 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...