Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неокантианство о методах естественнонаучного и гуманитарного познания



Марбургская школа.

Н/к возникло в 60-х г.г. XIX в. Пик популярности – конец XIX начало XX в.в. Н/к стало чуть ли не официальной университетской философией в Германии. Предпосылки: Успехи в математике, ее внедрение в естествознание, главным образом в физику. Естествознание приобрело теоретический характер в противовес позитивистской интерпретации эмпирической природы научного знания. Создание неевклидовой геометрии (Лобачевский, Бойяи, Риман). Гаусс, Гамильтон. Успех неевклидовой геометрии и математики вообще – следствие сомнения в традиционных теориях. Отход от созерцательного характера философии к деятельности (еще Кант, Гегель). Глава марбургской школы Герман Коген: «Теория опыта Канта», «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Эстетика чистого чувства». Пауль Наторп: «Логические основания точных наук», «Социальная педагогика», «Кант и марбургская школа », Кассирер: «Познание и действенность», «Проблема познания в философии и науке нового времени». Познание мира есть дело частных наук. Задача философии – исследовать сам процесс научного познания, быть наукой о науке или наукоучением.

Вопросы: как возможно естествознание в его современном виде (еще Кант), какова логическая структура научного знания? Более общая задача – исследовать деятельности:

1. Познавательная теоретическая деятельность и мышление как способность человеческого духа;

2. Практическая деятельность и воля как способность человеческого духа;

3. Художественная деятельность и чувство как способность человеческого духа.

Коген в своей трилогии аналогично Канту ищет трансцендентальные условия видов духовной деятельности, ее априорные логические основания, ее законы, которые могут быть обнаружены независимо от эмпирических проявлений.

Философия – логика науки (математика, физика). Математика из вспомогательного средства превратилась в основной метод теоретического мышления. Раньше: сначала явление, потом математическая характеристика, теперь: наоборот. Физика стала утрачивать наглядность. Эмпирическая чувственная реальность отошла на второй план.

1. Ф-я как ф-я науки.

2. Познание = логический процесс.

3. Критика кантовской «вещи в себе». Конструирование предметов познания («данное» и «заданное»). Предмет познания не дан познающему а задан(коген)

4. Сглаживаются различия между чувственностью и рассудком в пользу рассудка (появление неевклидовой геометрии показало, что пространство нельзя трактовать как априорную форму чувственности).

5. Идеал науки – математика и мат. физика

6. Символические формы опосредствуют человеческое восприятие мира. Человек = «животное, создающее символы» (animalsimbolicum).

Мышление первооснова всего Мышление порождает бытие. Неизвестное Х определяется серией актов категориального синтеза, который идет по априорным законам мышления. Категории не изначально данные правила мышления а никогда не завершаемый ряд (категории зашевелились. Мышление не нуждается в опыте (ланге).

Толкование науки:

1. Познание – целиком логический процесс. Отбрасывают чувственный элемент познания. Ничто чувственное не входит в состав научной теории;

2. Логическое конструирование объектов науки. Реализация кантовского трансцедентального метода. Творчество культурной жизни человека. Предметы – «вещи в себе», познать нельзя. Познаются явления, которые даются мыслению – по Канту.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 262 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...