Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1.Три исследовательские программы античности: пифагорейско-платоновская, аристотелевская и атомистическая. Представители, идеи, сравнительный анализ
1. Пифагорейско-Платоновская.
Построение идеальных конструкций не физического рода. Числа, пропорции, правильные многоугольники, сферические тела, связанных с представлениями идеальных сущностей.
Пифагор. Предмет научной программы – математические идеализации и бесплотные сущности вещей.
Модель, в основе которой лежит число, как основа всего, видимого и невидимого. То, что не имеет числового значения, не существует. Пифагор: «числу всё подобно». Сущность вещи есть число (или пропорция). У пифагорейцев числа в значительной степени вещественные. В этой модели математика первична по отношению к физике.
Основная проблема – проблема движения. Пифагор занимает среднее место между людьми и богами. Всё, что ученики делают после его смерти – тоже он.
Платон. Дихотомическая структура мира: мир вещей, мир идей. Вещь –воплощение идеи в материи. Идея + материя = вещь. Идея – нематериальная сущность, находящаяся за пределами самой вещи (гибель вещи не приносит ущерба идеи вещи).
Ранги идей: идея блага (в качестве предела к которому стремится наше мышление). Идея добра, идея справедливости, красоты, моральных ценностей, материальных объектов, физических вещей, не созданных человеком.
2. Атомистическая парадигма.
Демокрит (здравый смысл и наблюдения). Идея атома. Атомы не делимы никакими физическими средствами. Приходится ввести понятия бесконечного пространства и пустоты (физическое представление 0 = ничто). Если не вводить пустоту, невозможно объяснить движение – исчезновение объектов. Свойство макрообъектов зависит от родов атомов, количества, взаиморасположения и поворота. Все макросвойства могут быть редуцированы (нет ни холодного, ни горячего, ни сладкого, ни солёного, есть лишь атомы и пустота, чтобы использовать только объективное представление). Понятие материальной души, отсутствие жизни после смерти.
Епикур. Бессмысленен страх перед смертью и гневом Бога. Смысл жизни человека – эфтюмия – спокойное, равновесное положение человека в жизни. Миры возникают в результате турбулентного движения атомов. Все процессы объясняются, как механические процессы сцепления и расцепления атомов (редукционизм - разложение сложных вещей до самых простых, материализм – атомы физичны, тотальный детерминизм). Но! Епикур: «атомы, падая в пустоте, могут отклоняться спонтанно, и это воздействует на макрообъекты» - отклонение от тотального детерминизма.
3. Аристотелевская.
Аристотель. 1) Нет недостойных предметов для изучения. Нет запретных тем.
2) После Аристотеля наука перестаёт быть монологичной – однонаправленной. А (причина) ->B (событие) -> (цель) C. Каждое событие имеет связь с последующим и предшествующим. Понятие цели – объективная телеология. Одно переходит в другое, т.к. есть некая сила, программа, почему так происходит. Энтелехия – энергия, программа, которая заставляет перейти объект из одной формы в другую. Всюду, где есть движение, есть и энтелехия. Физика должна изучать движение. Аристотель поднимает и изучает проблемы движения, о которых раньше всегда умалчивалось.
Сущность – то, на что навешиваются определения – предикаты (количество, качество, отношение, место, время). Сущность, по Аристотелю, должна быть связана с существованием (впереди всегда цель, а позади - причина). То, что уходит за пределы общей причины и цели – это метафизика и дело философа, а всё остальное – дело ученого.
Мир должен иметь конец. Движение: всё хочет занять своё место, всё движется.
Такая система объясняли всё и становится лидирующей на много веков.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 852 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!