Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возможности и границы познания. Агностицизм, его форма



Гносеология (гр. gnosis — познание)

Основные проблемы

 природа познания

 возможности и границы познания

 отношение знания к реальности

 объект и субъект познания

 критерии истинности

ЗНАНИЕ – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

ПОЗНАНИЕ – обусловленный общественно – исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, это такое взаимодействие субъекта и объекта результатом которого является новое знание о мире.

Субъект и объект познания

Субъект познания – это активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид, либо группа индивидов. Субъектом познания может быть:

 индивид;

 коллектив;

 социальная группа;

 общество в целом.

Приборы могут быть частью субъекта или предметом, которым пользуется субъект.

Субъект наделен

 сознанием;

 ощущениями;

 восприятием;

 способностью оперировать образами;

 действует в процессе практики как реальная сила, изменяющая материальные системы.

Общество – универсальный субъект познания.

Субъект познания может выступать и как объект познания.

Субъект познания зависит от

 конкретно – исторических условий

 социокультурных факторов

 возможностей общественной практики.

Объект познания – окружающий мир или фрагмент реальности на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Объективная реальность не совпадает с объектом познания.

Современная философия признает независимое существование субъекта и объекта, но в аспекте их взаимосвязи и взаимодействия. Основа их взаимодействия предметно – практическая деятельность.

Принципы познания:

 Принцип диалектики – с точки зрения развития подходить к про-блеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

 Принцип историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

 Принцип практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

 Принцип познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

 Принцип объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

 Принцип активности – творческое отображения действительности;

 Принцип конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Возможности познаваемости мира

Вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются основные подходы к проблеме познания:

Гностицизм – философское направление, в рамках которого оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание, мир познаваем, человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностицизм – философское направление, в рамках которого

 не верят либо в возможности человека познавать мир;

 либо в познаваемость самого мира;

 или же допускают ограниченную возможность познания.

Термин агностицизм был введен в конце 19 века английским естествоиспытателем Т. Гексли.

Материализм – познание процесс, в результате которого материя, через свою отражательную способность – сознание, изучает саму себя.

Идеализм – познание самостоятельная действительность идеального разума.

Формы агностицизма

Скептицизм. Основателем является Пиррон 4 в. до н.э. Скептицизм (гр. рассматривающий, исследующий) – первоначально возник как направление древнегреческой философии, обращен к тому, чтобы подвергать все сомнению и недоверию. Всех, не разделяющих убеждений скептицизма, считали догматиками. Скептицизм считал, что все меняется, следовательно, ничего определенного ни о чем сказать нельзя, а это значит, что следует воздержаться от суждений.

Юмизм. Основатель Дэвид Юм. Все знания производны от опыта, опыт это поток ощущений, за пределы которого мы не можем выйти, человек судит о впечатлениях но не знает чем эти впечатления вызваны.

Кантианство. Основатель Иммануил Кант. Какая вещь сама по себе мы не знаем, мы можем знать только явление, то есть представление которое вещь на нас производит.

 Феномен – вещь для нас, мир явлений

 Ноумен – вещь в себе, недоступный познанию объективный мир

Трудности познания

 неисчерпаемость познания;

 невозможность полного познания изменяющегося бытия;

 субъективная форма отражения знания в сознании субъекта.

Помимо науки выделяют такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, игровое, мифологическое, религиозное, философское.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности.

Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному.

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1560 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...