Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии



Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения.

ФОТО

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2. Система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Философия как теоретическая основа мировоззрения. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть и т.д. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют мировоззрение, которое выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или, как говорят, обладает особой методологической философией (от греч. methods-способ, путь; logos-учение). Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический. Исторические типы мировоззрения обусловлены той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенными нормами и принципами сознания, стилями мышления. И в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: мировоззрение буржуазии, когда она противостояла феодализму, было прогрессивным.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1) Познавательный компонент. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообще­ства, народа или эпохи.

2) Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го­товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

3) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя цен­ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему цен­ностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несча­стье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д.

4) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, пре­вращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выра­ботка определенной психологической установки на готовность дей­ствовать.

Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии.

Собственно проблема мифологического мышления на сегодня разработана недостаточно, особенно с учетом того, какое внимание уделяется сегодня в образовании формированию понятийного мышления, вырастающего из мифического. С христианской точки зрения мифомышление, столь присущее человеку как плотское мудрование (И.Брянчанинов), характеризуется как от лукавого, прельщенное чувственно-образным видением потустороннего мира, полностью противоположно ангельскому мышлению в Боге. Оторванное от Бога, человеческое мышление по естеству своему полностью поражается грехом, оно не понимает многих фундаментальных духовных фактов (посмертная судьба человека, наказание за грехи, искупления грехов Христом, Воскресение Господа, Страшный суд). Аллегорическое сведение мифа к природным культам Солнца, Луны и т.д. можно встретить вплоть до XX века (А.де Маури, Л.Преллер, Л.Фробениус, П.Эренрайх). Процессы рационализации и секуляризации затронувшие общественные отношения привели к их демифологизации от мистических и религиозных представлений, освободившееся пространство воображения заполняется разновидностью мифа – псевдомифологией - иллюзорным отражением на уровне обыденного сознания социально-практической и духовно-идеологической жизни общества, основным субъектом такого мифотворчества становится восходящий класс - буржуазия. Основа псевдомифологии – культ политической власти (Макиавелли), культ богатства (А.Смит), культ разума и прогресса (Французская революция), культ воли сверхчеловека (Ницше), культ атеизма, культ зрелищ и наслаждений, и т.д. Французский мифолог Л.Леви-Брюлль, раскрыл основные характеристики первобытного (дологического) мышления. Коллективное сознание мистично, ибо идет не к чувственному опыту, а разделяет его и ставит мистические свойства вещей выше ощущений. Память противостоит логическим операциям, представление вызвавшее по ассоциации другое есть его причина и высочайшая мистическая абстракция. Леви-Брюль показал, как функционирует мифологическое мышление, как оно обобщает, оставаясь конкретным, каковы его особенности, в частности в несоблюдении логического закона исключенного третьего (объекты могут быть одновременно самим собой и чем-то другим). Э. Дюркгейм также остановился на социальном аспекте мифомышления, показав его глубинное разделение на профанное и сакральноеэ. Мифология у Кассирера предстает как замкнутая символическая система, объединенная и характером функционирования, и способом моделирования окружающего мира. Миф не знает различения случайного и неслучайного, дискретности и непрерывности, любая причина может вызвать любое следствие, причем члены причинного ряда - только индивидуумы, слагающиеся в единый живой организм - космос. Основной принцип такого сложения - часть функционально тождественна целому. Мифологическое мышление таким образом, является априорно заданной символической формой созерцания мира, формирующей особый традиционный тип культуры.
Феноменологическая концепция. Общей позицией данного направления является очищение непосредственных впечатлений от индивидуальных и общественных предрассудков в рамках феноменологической рефлексии сознания, охватывающий весь возможно переживаемый жизненный горизонт; сознания, интенциально направленного на духовное освоение реальности как части самого себя, как мира для меня.

Суть мифологического мышления в конституировании в человеческом сознании целостной иррационально-иллюзорной формы сознания, которая считает себя наиболее действительно и полно осознающей всю телесно-идеальную отождествленность субъекта и объекта во всем многообразии отношений их исторического существования особым ритуально-магическим, фантазматическим способом. Таким образом, мифомышление обладает особой спецификой, качественно раскрывающей его как социальный, гносеологический и психологический феномен.

3. Научные программы античности: атомизм и элементаризм.

Основные решения философских проблем, связанных с дихотомией целого и частей, с определением источника развития систем и способов их познания, образуют три фундаментальных философских подхода.

Первый из них - назовем его элементаристским - признает первичность элементов (частей) над целым, источник развития объектов (систем) усматривает в действии объектов, внешних по отношению к рассматриваемому объекту, и в качестве способа познания мира рассматривает только методы анализа. Исторически элементаристский подход выступил в различных формах, каждая из которых, исходя из указанных общих признаков элементаризма, придает им ту или иную конкретизацию. Так, в случае атомистического подхода основное внимание уделяется выделению объективно неделимых атомов (“кирпичиков”) мироздания, в механицизме господствует идея редукционизма - сведения любых уровней реальности к действию законов механики и т.п.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1023 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...