Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторический прогресс, его черты и оценка в истории философии



Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) понимается как тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить как применительно к системе в целом, так и по отношению к отдельным ее параметрам.

Представление о прогрессе - направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу оно носило в основном оценочный характер. Идея исторического прогресса родилась из отрицания христианской эсхатологии - религиозного учения о конечной судьбе мира и человека, цели космоса и истории. Прогресс был замечен сначала в сфере научного познания, а затем идея прогресса была распространена на сферу социальных отношений.

С общей точки зрения мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.

Проблема смысла и направленности исторического прогресса заключается в создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Универсальным критерием прогресса является гуманизм.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека.

44.Источники и движущие силы развития общества.
В научной и учебной лит-ре дается много определений и хар-тик человеч. общ-ва, но все они сходятся в одном: общ-во есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого закл-ся в многообразных (эк-ких, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных эк-кими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. Движущие силы развития общ-ва- существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс общ-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам историч. деят-ти людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надисторич. силах, в механической комбинации различных факторов. Классики марксизма-ленинизма открыли матер-ные движущие силы, доказали их первичность и определяющий хар-р по отношению к полит-ким и духовным, а также активность, относительную самост-ть последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. В общем виде к Д. с. р. о. относятся общ-ные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деят-ть соц. субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деят-ти (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общ-ные факторы; общ-ные - на матер-но-экон-кие, соц-но-полит-кие и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторич- движущая сила - способ произв-ва матер-ных благ. Осн. специфической для всех антагонистических формаций движущей силой является классовая борьба. В истории происходит наращивание эффективности движущих сил. Высший их тип складывается в коммунистической формации. В общ-ве развитого социализма их ядром являются неантагонистические противоречия; движущей силой здесь выступает соц-но-полит-кое и идейное единство общ-ва во главе с рабочим классом и при руководящей роли коммунистич. партии; развиваются все более эффективные матер-ные и моральные стимулы к труду, широко развертывается социалистическое соревнование; возрастает роль народных масс во всех сферах общ-ной жизни; действуют такие духовные движущие силы, как социалистический патриотизм и интернационализм, критика и самокритика и др. Результатом является ускорение темпов общ-ного прогресса, все более полное использ-е его достижений в интересах трудящихся.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...