Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:
1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.
2. Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.
3. Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.
Таким образом, общественная идеология — систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.
В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения.
Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества — классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.
В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.
Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:
1.По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).
2.По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов.
3.По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п.
4.По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса,
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.
Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.
В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:
а) преемственности, сохранении рационального, позитивного
содержания старого в новом;
б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;
в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;
г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому — активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).
38. Мораль, как общественное явление: сущность, структура, функции
Нравственность, или мораль (от лат. морес - нравы), это форма общественного сознания, связанная с регуляцией поведения человека в обществе.
Нравственное сознание представляет собой совокупность норм, правил и принципов поведения, которыми люди руководствуются в отношениях друг к другу и обществу. Эти нормы, правила и принципы характеризуют представления людей о добре и зле, о справедливом и несправедливом, о чести и бесчести и т.п. В отличие от правовых норм нормы и правила морали не записаны в законах. Они поддерживаются силой общественного мнения, обычаями, привычками, традициями и соответствующим воспитанием.
Мораль принадлежит к самым древним формам общественного сознания. Она возникла вместе с возникновением человеческого общества. Это было связано с необходимостью как-то регулировать отношения людей в процессе общественной жизни и деятельности. В первобытную эпоху эти неписанные нормы и правила поведения были одинаковы для всех членов общества и передавались от поколения к поколению. Они выступали единственными регуляторами всех взаимоотношений людей. С одной стороны обуздывали зоологический индивидуализм отдельной личности, а с другой, выступали как веление общества по отношению к индивиду.
С возникновением и развитием классового общества нравственные нормы развиваются и усложняются. Возникает мораль различных классов. Вместе с тем в ходе развития человеческого общества вырабатывались общечеловеческие моральные нормы. Под ними понимаются элементарные моральные правила поведения людей в любом обществе.
Мораль в обществе выполняет регулятивную и воспитательную функции.
Регулятивная функция помогает совместной деятельности людей во всех сферах жизни на основе нравственных норм, принципов, традиций, принятых в данном обществе. Воспитательная функция морали проявляется в том, что, выдвигая и обосновывая идеалы и образцы поведения, она формирует нравственный облик всех членов общества, а, передавая традиции и нормы общечеловеческой морали, она осуществляет реальную связь времен и поколений.
Философской наукой о морали является этика. Она изучает нравственное сознание, нравственность общества, историю этической мысли и осуществляет их теоретическое исследование.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4186 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!