Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лирика Жуковского



1851г – “Царскосельский лебедь”

Это время, когда литература принципиально другая и голос Жуковского уже не так слышен, и он нашел свою нишу – переводы, в том числе и восточных поэм. Однако сам он осознает себя покинутым, одиноким и живет за границей. И это стихотворение об одиночестве, о непонятости, об отторженности от быстротекущей жизни. Это стихотыворение биографично. Пишет, что жил при 3 царях (Екатерина, Петр и ***). Важно для Жуковского, что его время уже ушло. Лирический сюжет – лебедь, про которого все зыбали и он поднимает в последний полет, последний крик и камнем вниз – крик верности самому себе. Так себя ощущает человек, что он отторгнут литературой, которую сам же сделал – он меняет содержание лирики. Гуковский “Пушкин и русские романтики”. Он пишет, что Жуковский “открыл в русской поэзии душу человеческую, психологический анализ”. В лирику входит подвижная человеческая эмоция. И коль меняется предмет содержания, то меняются жанры (любимые – элегия, баллада, дружеское послание, песня, романс) и кроме того у Жуковского начинает формироваться образы лирики – отрывок (“Невыразимое”). Философскую мысль Жуковский показывает как незаконченное:

- он закладывал основы суггестивного стиля (“внушение”) – это такой стиль, когда создается построение/эмоции и на основе этого внушается идея

- он одним из первых приходит к романтизму (как самостоятельному литерат. течению). Созерцательно-философиский, созерцательно-психологический стиль. Центральное понятие у Жуковского Человек и Душа вообще.Неслучайны душевные состояния человека и его анализ – объект изучения. В человеке его интересует как то, что создано Богом, а не как социум. Человек и Душа – как вне времени в принципе. В “Попе и Эсхине” это его взгляд на то, как должна развиваться жизнь человека. При мысли высокой, что я человек, всегда возвышаюсь душою.

И на рождение Александра второго – “святейщее из званий - человек”. И это человеку, который освободит от крепостного права.

А о душе:

“Мир существует только для души человеческой”. То есть он идеалист, для него существует лишь то, чего коснулась душа. “У Жуковского все душа и все для души” (Вяземский). Жуковский саму действительность выводит из души человеческой, когда душа вызвана из небытия. Именно поэтому у Жуковского мы никогда не найдем пейзажной зарисовки как таковой, это всегда отражение души. Поэтому лирические произведения Жуковского всегда представляют собой размышление, которое вырастают из наблюдения, созерцания. И это созерцание рождает размышление. В элегии 2 плана: медитативный и предметный (пейзажный), потому что Жуковский соединяет описание и переживание. При это лирический герой – пантеистически слит с миром и улавливает малейшее изменение. И Жуковский первым изображает динамику, переходы из состояний. Жуковский очень любит пограничное состояние – сумерки, вечер, так как этот момент позволяет передать динамику, при этом смену освещения, борьба света и тьмы – как раз взгляд наблюдателя. Жуковский сосредоточен не только на зрительном впечатлении, он еще включает осязательное и слуховое.

“Сельское кладбище”. Все это как раз позволяет передать неуловимое в мире. Для Жуковского это важно – это знаки иного мира в бытии. Мир природы в душе лирического героя всегда рождает воспоминание – центральный момент в лирике, так как оно позволяется приникнуть к миру запредельному, к “небесному ТАМ”, а это по Жуковскому – “истинная обитель души”.

У Жуковского двоемирие: земное - здесь и небесное – там – это основная антитеза, которая появляется в “Сельском кладбище” (1802г), это перевод Грея (кладбищенская элегия, мысль о смерти). Но Жуковский значительно меняет оригинал, вводит смятение перед мыслью о смерти и вводит другой стиль изображения. Жуковский обращается – “чья смерть более горше для человечества” (могила поэта). Основной тезис элегии – “На всех равно ярится смерть”, то есть все равны перед сметью и человек не спасется от небесного там.

Но сама мысль о смерти задается стилем. Все изображение построено на спаде – от вечера, живой тишины и сна живых к мертвому сну могил, то есть сама мысль о смерти – словесный лейтмотив, повторящиеся слова (словосочетания, близкие по значению) – “мертвый сон – непробудный сон”. Но Жуковский реализует одновременно весь спектр значений – “мертвый сон” – 2 значения, но оба работают. Но для Жуковского сметь – не конец, а лишь этап в жизни. И между “здесь” и “там” нет непереходной границы. И эта мысль будет и дальше.

1803г – умрет его друг Тургенев накануне собственной свадьбы. И Жуковский пишет “На смерть Андрею Тургеневу” (1803г). И здесь парадокс – “с каким весельем я буду умирать – есть лучший мир, мы там любить свободны..”, “там свидимся опять, там наше воздаянье”, то есть здесь – все плохо, здесь мы теряем, а там будет хорошо, там мы всех встретим.

“Сонет к Сокавниной” (невеста Андрея) – пишет ей,что он встретит его там, и в скорби есть радость, потому что мы вспоминаем, поэтому сам воспоминание – спасение Жуковского (“культ воспоминания”). И это воспоминание наполнено предчувствием и это двойник нашей совести, так как если ты способен жить в воспоминании, то твоя душа чиста. Не говори с тоскою нет, а говори – были!

Сразу становятся понятны аспекты песней

“Песнь: кольцо души девицы я в море уронил” – 1916г. Кольцо – знак памяти, как заветное воспоминание,и получая кольцо он получает завет: “пока твое – своей считай”. Но вторгается случай, и в этом смысле судьба неблагосклонна, а жизнь без любви бессмысленна. И в этом смысле предмет в лирике Жуковского – это то, что соединяет прошлое, настоящее и будущее.

“Цвет завета”. Маленький цветок рождает воспоминание о юности, когда все впереди. А дальше – жизнь проходит, но цветочек как связь между разбитыми друзьями. О чем бы Жуковский ни говорил, каждый раз его сознание образено к универсуму. Личный опыт для него – основа для выявления всеобщих законов, и любое личное переживание приобретает внеличное, то есть находит отклик в душах других.

Ранняя лирика – это всегда условный пейзаж, но постепенно Жуковский начинает вводить мир конкретной природы, пока он слабо индивидулизирован, но конкретный.

“Славянка”

Это река в Павловске. И все предметы ведут к воспоминанию, размышлению. И каждый новый предмет – это новый виток. Изображение природы – “пейзаж души”. Он рисует не саму природу, а то как она отражается в душе.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...