Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблематика и система образов « В Евгении Онегине». Историзм и народность



См. предыдущий билет + Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине русского общества. “Евгений Онегин”, считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица. Белинский называет народность романа. В романе “Евгений Онегин” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении... Если её не все признают национальною- то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете- уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. “Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи.” Глубокое знание обиходной философии сделало “Онегина” и “Горе от ума” произведениями оригинальными и чисто русскими. “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”, - утверждает критик, указывая на реализм “Евгения Онегина”: “Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию”, - отмечает Белинский. “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху.” В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению критика, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, развития. Критик говорит об огромном значении романа для последующего литературного процесса. «Вместе с “Онегиным” Пушкина... “Горе от ума”... положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Белинский дал характеристику образам романа. Так характеризуя Онегина, он замечает: “Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою”. Онегин- добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин - страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле, считает Белинский, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает критик, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению критика, совершенно новое явление. Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Но в то же время “он сердцем милый был невежда”, вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Он полюбил Ольгу, и украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у ней не было и о которых она и не заботилась. “Ольга была очаровательна, как все “барышни”, пока они еще не сделались “барынями”; а Ленский видел в ней фею, сельфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни”, - пишет критик. Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Татьяна, по мнению Белинского, - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины ровное, светлое пламя; в противном случае- упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство “Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...”, - писал критик. По мнению Белинского, для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать. “Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полю бить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению...”, - сообщает Белинский. “Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце... Татьяна была из таких существ”, - утверждает критик. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина”. “Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его мнение всегда будет её идолом и страх его суда всегда будет ее добродетелью... Но я другому отдана, - именно отдана, а не отдалась! Вечная верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны... Но у нас как-то все это клеится вместе: поэзия - и жизнь, любовь - и брак по расчету, жизнь сердцем - и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых.

23. «Борис Годунов» Пушкина: художественное своеобразие и проблема власти.

Борис Годунов» Историзм, конфликт, новаторство.

Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской литературы. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают своё понимание поэта, видя в нём современника, думая о символическом Пушкине. Пушкина изучают, о нём спорят, его боготворят и отвергают. Он давно уже вышел за переделы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети 19 века. Пушкина не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в единое целое. Факты жизни становились фактами творчества. Замысел исторической драмы возник у Пушкина при прочтении 9 и 11 томов «Истории государства Российского» Карамзина. В них содержалась история царствования Фёдора Михайловича, Борис Годунова, Фёдора Годунова и Лжедмитрия.«Борис Годунов» стал своего рода итогом всего предшествующего творческого развития Пушкина. Он отказался от социального дидактизма, наследия просветительской литературы, и усвоил свойственное романтикам историческое и диалектическое мышление. В этой связи трагедия Пушкина демонстрировала принципы «истинного романтизма». Это «романтическая трагедия», созданная по образцу романтически понятого Шекспира и его «хроник». По всем признакам она порывала с предшествующее классицистической традицией: в ней не было соблюдено ни одно единство (действие перемещалось из России в Польшу, из палат Кремля в трактир). Сцены, написанные стихами, сменялись сценами, написанными прозой, драматические эпизоды сменялись комическими. Главная задача, ставшая перед Пушкиным, - понять действие исторического процесса, его механизм, законы, им управляющие. Эти законы формируются как следствие интересов различных социальных групп, представленных различными персонажами. Одни действующие лица виновны в смуте, вызывая её (царь-узурпатор Борис Годунов, Дмитрий Самозванец), другие становятся их соучастниками – Шуйский, польская знать. Третьи участвуют в истории, но не ведают, что творят, или не имеют личного умысла – сын Курбского, Патриарх. Иные выступают свидетелями, и не участвуя в них, обсуждают его (люди из народа). Остальные – выступают в роли жертв (дети царя). Из них Пушкин выделяет 4 группы - Царь и его сподвижники, бояре во глав с Шуйским, дворяне и поляки, поддерживающие Самозванца и народ. В истории, по мысли Пушкина, действуют две силы - рациональная и стихийная, то есть иррациональная. С одной стороны, история – это столкновение интересов различных социальных групп, с другой – стихийная иррациональность Рока, Судьбы. Так, Борис Годунов, изначально, вне зависимости от его личных качеств и способностей, обречён на гибель. И если у Шекспира действие определяет конфликт личностей, то у Пушкина Борис не является жертвой боярских интриг, Самозванца или поляков. Борис мог бы справиться со всем этим – но он в воле Рока. Судьба преследует Бориса смертью царевича, и мнением народным. Поскольку именно они выступают орудием Судьбы, то народ мыслиться Пушкиным как иррациональное, которое не подчиняется рациональным и этическим законам. Хотя народ берёт на себя право морального суда, его оценки и правильны и ошибочны, в них чрезвычайно слаб сознательный компонент. Мнение народа изменчиво, ему нельзя доверять. Кроме того, народное мнение – темно. Чтобы выявить это, Пушкин вводит религиозную тематику, организуя действие вокруг воскрешения Дмитрия. Борису приходиться вести борьбу не только с реальными соперниками, но и «тенью» Дмитрия, народным суеверием. Все события в трагедии, образуя замкнутый круг, так или иначе связаны незримо витающей тенью убитого царевича.В пору Пушкина народ представлялся загадкой, главное противоречие заключалось в сознании мощи народа и, одновременно, в рабском его терпении, раболепии. При разрешении этого противоречия можно было пойти либо по пути романтиков, либо классицистов, превратив героя в рупор авторских идей, или же придав моральное тождество с автором. Можно было, следуя Крылову, встать на позицию «мудрости народной», скрывая свою точку зрения, предпочтя оценку народную оценке просвещённого. Пушкин же понял род драмы как принципиально объективный. Её персонажи должны сами представлять действующих лиц, обладающих собственными характерами, а не кукол. Эффект убедительности тем сильнее, чем нагляднее представлено влияние автора.. Не автор должен руководить персонажем, скорее наоборот. Пушкин отвергает модернизацию персонажей, стремясь к максимальной стилизации времени и эпохи. Кроме того, пушкинское историческое художественное сознание держится на том, что в исключительных событиях действуют обыкновенные люди. Они ведут себя так, как подобает людям их сословия. Для того, чтобы выявить разницу характеров людей православной Руси и близкой к европейским взглядам Польши, Пушкин ярко сопоставляет их. Например, в сцене объяснения Дмитрия и Марины, - культ дамы, фонтаны, манеры и пр. Однако оставшись наедине с собой, Дмитрий всё равно мыслит по-русски – оставшись один, в минуту отчаяния, он восклицает «Бог с ними, мочи нет!». А как Горюет Ксения о женихе, говоря о любви так, как говорила бы любая русская девушка, занятая в своей половине дома, не принимающая участия в общественно-политической жизни. Гл. завоевание – рост национального самосознания (сначала образ. – потом революции устраивать).

24. Лирический стиль Боратынского.

Его значение осознается при жизни, но раскрывается полностью только в лирике Серебряные века. Востребованной оказывается его философская лирика. Баратынского и Пушкина воспринимали как соперников, но Баратынский казался более мудрым и само появление его привлекало внимание, потому что он был красив, тактичен, избегал всех кружкой, жил уединенно. И сравнивали творчество – возникают дуплеты, но у Баратынского – свой путь.

“Баратынский оригинален, ибо мыслит” – как о поэте мысли.

“Но и чувствует он оригинально” – Пушкин.

Синтез мысли и чувства трагичен, эсхатологические мотивы. Много перекличек с творчеством Пушкина, но по своему пути, в его подходе что-то новое. Баратынский стоит у истоков философской лирики. Он сделал объектом коренные вопросы бытия:

- что есть человек и какова его сущность? психологическое состояние человека и их анализ.

- что есть истина? – “Истина”

- что такое мысль и как она живет?

У него впервые – “исследовать”, и он исследует закономерности и состояния, подходит к собственному духовному образу, опыту – и это становится объектом познания.

Периоды творчества:

- 1818-1824г. – Баратынский тяготеет к традициям арзамасцев и действует в рамках школы “гармонической точности”

- 1824-1833/35 – период увлечения Шеллингом. В этот период появляется философская тематика.

- 1835-1844 – расцвет философской лирики. Он исключительно философствует.

Первая его элегия – “Финляндия” (1820г). Он стал печататься благодаря Дельвигу, они вместе снимали квартиру. Это стало его визитной карточкой – “певец Финляндии”. Баратынский там служил, там была его первая любовь – и это суровое, таинственное, экзотическое.

Поэма “Эда” – тоже финские мотивы + “Поэт пиров” – так есть элегия “Пиры”.

“Эда”

В 1ой элегии было много традиционного + здесь многое как у Батюшкова – певец, который созерцает, размышляет о человеческой природе (стилистика исторической оды).

У Батюшкова главная роль – воспоминания, у Баратынского все со знаком -, все со знаком конца, в забвении. Здесь проявляется зрелый поэт, он чересчур доверяется разуму и предает чувства. + “Последний поэт”

В “Финляндии” также войдет тема поколения, которое идет в забвение. Свое поколение Батюшков воспринимает, как нереализованное, обреченное, так как причина в раздвоенности в сознании. Он первый, кто затронет эту тему в лирике, впервые так изображает сознание.

Очень ярко в “Рассеивает грусть пиров веселый шум” – 21г. Это серьезная личностная элегия Баратынского. Герой пребывает в гармоничном состоянии, внутри грусть одиночество, он в событии, но и в то же время – время вне его. А внешнее – удальство, веселость, хмель. Оба состояния одновременны, в сознании все соединено. В желании выпить, забыться – желание уйти от аналитизма, от внутренней грусти, но это невозможно. Сам этот прием – раздвоенность сознания – из него *** художественный прием антитеза, его способ познания мира. При этом полярные вещи для него – это вещи имеющие одну природу (то есть + в чрезмерном количестве -). “Грусть пиров - веселье” – оксюморон, “тишина мира – буйное веселье”. В результате человек выпадает из общенго порядка и природа изгнала его. Я – доминирует. Внутренняя отстраненность от происходящего. В финале – основная мысль. Природная склонность к самоанализу и является причиной выпадения человека. “Так много ты в немного дней прожить, прочувствовать успела”. Здесь раздвоено сознание женское – “как Магдалена плачешь ты и как русалка ты хохочешь”. Образ сложный, контрастный – и это приводит к опустошению, мечтанию, поиску себя/ По Баратынскому такая душа обречена.

Излюбленным жанром является элегия (особенно на раннем этапе). Развивается 2 типа: интимная (психологическая) и медитативная. К первому типу – “Разуверенье” и “Признание”, а ко второму “Истина” и “Череп”.

“Признание”

Здесь ситуация – элегия о любви, которая уже ушла, пережита, усыплена.Здесь лирическое сознание – герой вспоминает и сравнивает с чувствами, которые сейчас. Сейчас душа – холодна, спит – и это хорошо. Человек волевым усилием запрещает возродить чувство, так как знает, что оно разрушает его. Само чувство – уникальное. Во всех этих стихотворениях (Признание, Разуверение, Приманка ласковых речей) возникает иллюзия общения. Причем начинаются с идеологической реплики, то есть с обращения с ориентацией к собеседнику. Но сами слова собеседника входят в лирический монолог – они воспринимаются через речь самого героя, включаются в его ткань: “вам дорог я, твердите вы”. И за счет этого – создается полифония, 2-х портретность. Причем “Она” – разная, и нежна, и коварна, и влюблена, и зла. А “Он” – для него это тяжелые чувства, оно опустошает его душу. Герой, который отказывается от любви и состояние душевной пустоты – благостное для него (и это впервые в лирике – душевный хлад), потому что это для него – итог душевного опыта, это высшее мудрое состояние души, душевный сон, покой. И все эти состояния формируются самой жизнью.

“Две доли” (23г.)

Дает философский аспект одиночества. 2 доли – надежда и волнение (юность) и безнадежность и покой (зрелость). Только в зрелости обретается “хлад спасительный” и любая попытка возродить принесет еще больше боли и ран. Идея того, что середины нет, но рок ведет к тому, что человек обретает внутренний покой, хоть и теряет надежду – “холодная мудрость жизни”. Меняется само представление о жизни – “жизнь как кресть, как судьбина”.

“Поверь мой милый друг”

Призыв страдать, так как это дает возможность душе понять вкус жизни. “Счастливцы беднее” – так как они имеют только чувственность а у него – чувства. Сознательное выпадение из жизненного потока, уход в себя. “Дорога жизни” – это сознательный выбор Баратынского, так как он хочет сохранить чувство.

В таких внутренних переживания основной цикл 42 г – Сумерки.

Из элегического поэта личности Б. Стал элегическим поэтом человечества. Подчеркнуто интеллектуальный цикл. Здесь более сложный принцип объединения – напоминал полифонию.

Тогбин считал, что строится по сюите, но не психологично-личной, а философской. Разбирает цикл, как произведение. Зачин всего – как название. “Сумерки” – это название беседки в имении Баратынского, где были написаны многие стихи + символика заката дня, жизни, цивилизации, эпохи. И все это развивалось в разных стихах цикла.

Тема поэт и время – сквозная, центральная. Поэт тоскует по миру, но осознает, что не может преодолеть разрыв.

3 главных мотива в цикле:

- античность (железный век)

- земное/небесное в человеке – “Недоносок”

- существование художника

Причем Баратынский так располагает стихи в цикле, что происходит постоянная смена интонаций. Вместе с трагической проступают иронические нотки. Главные стихи: “Последний поэт”, “Приметы”, “Недоносок”, “На что вы дни”, “Что за звуки? Мимоходом..”, “Осень”. По жанру они разные и эти миниатюры задействуют разные регистры. “Робость ” – бытовые детали, и это немного разряжает цикл. Через подобное он соединяет вечное и суетное, высокое и низкое => знаменитая антитеза и яркое звучание цикла. Кульминацией цикла, где сходятся все темы и смыслы сумерек – “Осень” как “вечер года” и “сумерки в жизни художника”.

На контрасте труд земледельца и труд художника – сопоставляет природное и духовное.

Природное – гармоничное, оптимистичное, полнота бытия, довольствие и зима здесь как нечто временное.

Духовное – трагическая безысходность, слово его не имеет отклика, духовная изоляция.

2 типа слова: - пошлый глас и “тот глагол, что страстное земное перешел”.

Итог раздумий – выход к подлинно духовному труду – и это обрекает на одиночеству, на утрату радостей земных. В этом вечная драма, духовная катастрофа.

Медитативная элегия.

Мыслительное начало у него очень важно. Мысль становится темой

“Сначала мысль воплощена в поэму статуей поэта”

“Все мысль да мысль, художник бедный слова”

“О мысль! Тебе удел цветка”

“Предрассудок”

=> сама мысль, ее эволюция – самостоятельная тема. Причем выражает абстрактную мысль через предметное начало:

- развернутая метафора

- система сравнений.

Предметное начало показывает ярко, что есть мысль – “тебе удел цветка” – как цветок.

“Истина” – здесь есть проблески, что есть возможность одуматься, направиться в нужное русло.

“Пироскаф” – это диссонанс всему его творчеству и умирает. В этом стихотворении возникает надежда на счастье, на новый жизненный путь. Но получается, что это предвестник смерит.

25. Русская романтическая проза первой трети XIX века (В.Ф. Одаевский, А.А. Бестужев (Марлинский) – на выбор).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2869 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...