Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интересные факты. После первого просмотра «живых картинок», показанных братьями Люмьер, владелец «Гранд Кафе», в котором происходил просмотр



После первого просмотра «живых картинок», показанных братьями Люмьер, владелец «Гранд Кафе», в котором происходил просмотр, просмотрев 4 фильма, приказал все утопить в Сене.

21)

Александр Ципко: Еще раз о Дне народного единства

Надо понимать, что так называемый "консервативный" курс Путина не есть один из возможных вариантов развития страны. Этому курсу на самом деле нет альтернативы. Ведь попытки строить новую Россию вне духовных традиций прошлого, вне исторической памяти народа равносильно самоубийству нации

Все-таки из состояния холодной идейной гражданской войны мы так и не вышли. Нет до сих пор у нас согласия в главном, в том, какой России быть, на каком фундаменте строить новую жизнь, каким героям поклоняться.У нас, к сожалению, до сих пор нет согласия в обществе по главным, базовым ценностям, де-факто нет единого для всех сакрального поля, согласия по поводу безусловных, разделяемых всеми поколениями, всеми гражданами России ценностей. В сущности только победа СССР в войне с гитлеровской Германией признается всеми — и коммунистами, и консерваторами, и либералами — как безусловная ценность.

А дальше во всем, повторяю, расхождения между нашими российскими партиями носят принципиальный характер. Для коммунистов, для тех, кто их поддерживает, до сих пор все самое главное и в российской истории, и в российской культуре связано с СССР, с победой большевиков. Главным праздником для тех, кто считает себя коммунистом или испытывает ностальгию по советской эпохе, является 7 ноября, день победы большевистской Октябрьской революции. Соответственно и отношение к царской России, ко всем векам, которые предшествовали Октябрю, остается ленинское, плевое. Для либералов (их, конечно, мало, но их роль в духовной жизни новой России до сих пор, как и в начале девяностых, является определяющей) вообще нет прошлого. Все, что было до 21 августа 1991 года, для них является историей несвободы.

И наконец для тех, кто считает себя государственниками, российскими патриотами, главное в российской истории и в российской государственности связано, напротив, с тем, что было до Октября, с веками создания Российской империи, и с веками создания великой русской культуры, и с веками становления и расцвета русской православной цивилизации.

Понятно, что без преодоления этого раскола, конфликта ценностных российских полей, без единства в главном, народного единства мы никогда не станем нормальным, здоровым обществом. До тех пор, пока политическая борьба у нас в России будет оставаться борьбой за "свой путь", за свои базовые ценности, у нас не будет ни полноценной системной оппозиции, ни полноценной демократической смены власти.

В контексте этого раздрая ценностей и святынь, на мой взгляд, и надо воспринимать усилия Путина (уже многолетние усилия) соединить российские времена, вернуть нынешним поколениям чувство единства российской истории, те духовные ценности, которые могли бы быть общими для всех поколений новой России, для всех политических партий, для всех граждан страны. Путин как новый президент начинает с реабилитации российского патриотизма, обещает поднять Россию с колен, он всячески подчеркивает привязанность российской государственности к российской православной церкви. И отнюдь не потому, что РПЦ имеет какие-то преимущества перед другими традиционными конфессиями России. Просто единственным стержнем, связывающим воедино тысячелетие русской истории, является РПЦ. Просто самое ценное, что у нас есть, великая русская литература, великая русская культура, завязано на нашем христианстве, на православии. Вся история России была историей катастроф и разрывов. Но только РПЦ существовала эти века, обеспечивая связь времен.

Путин знаками и символами закрепляет политические и идеологические перемены, происходящие в стране после антикоммунистической революции 1991 года, возвращает нас в русскую историю. Переломным моментом, на мой взгляд, здесь было возвращение в Москву, на Родину праха руководителя белой Добровольческой армии генерала Антона Деникина и русского православного мыслителя Ивана Ильина.

Так, по крупицам, за последние шесть лет создавалось новое, некоммунистическое сакральное поле, поле базовых ценностей, с помощью которого соединяются русские века, соединяется все наиболее значимое и величественное, на чем держится русский дух, вера людей и в себя, и в свою историю. Понятно, что в этом пантеоне базовых святынь и ценностей оказалось и красное знамя нашей победы в Великой Отечественной войне.

И, наконец, важным, определяющим моментом в этом деле конструирования нового, "нормального" поля моральных и духовных ценностей новой России является утверждение в прошлом году по инициативе Государственной Думы 4 ноября, дня российской победы народного ополчения под руководством Минина и Пожарского в 1612 году над войском самозванцев в качестве главного национального праздника, Дня народного единства. На самом деле это праздник не только в честь той победы. Это день нашей гражданской солидарности. В этом году мы во второй раз после без малого девяностолетнего перерыва будем праздновать этот день, символизирующий и единство российского народа, и спасение России от скверны разброда, пораженчества, смуты в душах.

Так называемый "консервативный" курс Путина, политика восстановления культурных и духовных традиций дореволюционной России, не есть один из возможных вариантов развития страны. Этому курсу на самом деле нет альтернативы. Для любого общества, которое преодолевает коммунизм, просто необходимо восстановить традицию, то, что связывает времена, что обеспечивает сохранение общества, его устойчивость. Необходимо понимать, что демократические институты — это прежде всего традиция, как для Англии многовековая традиция парламентаризма. Попытки строить новую Россию вне духовных традиций прошлого, вне исторической памяти народа равносильно самоубийству нации.

Логика русской истории, логика преодоления коммунизма требует от власти, от лидера страны усилий, инициатив, направленных на смену разложившегося коммунистического ценностного поля, на смену сакральности коммунизма новым полем базовых ценностей, характерных для русской ментальности, выработанных русской историей. Нельзя порицать нынешнюю власть за то, что она, в отличие от предыдущей, не пускает идеологические процессы на самотек, не отдает их в руки Гусинских и Березовских, а, напротив, отвечает на идеологические вызовы нынешней переходной эпохи. Без так называемого "идеологического конструирования" нельзя решить задачи переходного периода.

Национальный праздник 4 ноября напоминает нам об уроках прошлого, о том, что Россия, которая доверяет свою судьбу "чужим", иноверцам, просто перестает существовать.Нельзя заставить принять, а тем более полюбить 4 ноября, День народного единства, тех, кто продолжает жить вне русского мира, русской истории. Но тем, кто хочет настроить свою душу на волну национального единства, кто хочет примирения русских времен и русских сословий, необходимо поддержать наш новый и одновременно старый праздник чуда спасения Руси.

Одна из злободневных проблем заключается в том, что нынешние трудности и болезни нашей Отчизны некоторая часть ее населения, успевшая подзабыть о темных страницах истории "научного" коммунизма, пытается объяснять отпадением от этого строя. Они не отличают внутреннюю специфику коммунистической идеологии от достоинств сильного государства любого типа (социалистического, демократического, монархического или иного). Более того, коммунисты старших поколений, помня несомненные успехи СССР в ряде областей социальной жизни и общественного сознания (и свой весомый вклад в них), отождествляют себя именно с коммунизмом, воспринимают критику в его адрес, как направленную против них самих, якобы обесценивающую их жизнь. По человечески понять это можно. Однако коммунисты и собственно коммунизм — весьма разные объекты. Подвиги и достижения советского народа никто не собирается принижать. Слава Богу, что подавляющее количество коммунистов не имеет непосредственного отношения к подлинным и тайным планам их кумиров.

В России встретились две несовместимые между собой и противоположные идеи общественного обустройства — марксизм-ленинизм, а также православный соборно-общинный социализм и коммунизм. В настоящей статье первая из них кратко называется "коммунизм", а ее сторонники — "коммунисты". Она успешно маскировалась долгое время под декларируемые идеалы второй и изуверски уничтожила ее.

Когда народные массы на деле почувствовали эту демагогическую подмену, то начались крестьянские и рабочие бунты, беспощадно подавленные строителями "счастливого общества". В результате попытки реализовать первую идею были истреблены дворяне, купечество, промышленники, духовенство и основная часть интеллигенции, обескровлено крестьянство, постепенно растлены пролетарии. Погибли десятки миллионов безвинных людей. Уничтожались не только люди. Коммунисты в ходе идеологических чисток извели гораздо больше книг и иных культурно-идеологических ценностей, чем немецкие фашисты.

Что касается православных соборно-общинных социализма и коммунизма, то, как показывают очевидные факты, они являются могучим источником созидательности и праведности, соответствуют русскому духу святости и соборности. Поэтому их сейчас жизненно необходимо возрождать как духовно-идеологическое ядро России. Не случись "революции 1917 года", они позволили бы достичь нашей Отчизне невиданных высот во всех областях, прежде всего, в деле укрепления духовности и нравственности народа. Однако исторически пока произошло по иному.

Как известно, была варварски уничтожена одна Россия, предпринята попытка соорудить нечто новоиспеченное, а теперь сегодняшние коммунистические вожди призывают нас опять отдать им всю власть для, якобы, спасения государства. Поэтому приведем вначале некоторые показатели дореволюционной России (1, стр. 280-287, и другие открытые источники), чтобы объективно знать, что же у россиян отняли и истребили.

С 1890 года по 1913 год русская промышленность учетверила свою производительность. С 1895 по 1914 годы возросла добыча: каменного угля — на 300%, нефти — на 65%, чугуна — на 250%, железа и стали — на 375%, меди — на 375%, золота — на 43%. Производство сельскохозяйственных машин в 1913 году увеличилось на 659% по сравнению с 1897 годом. Степень концентрации производства в России была самая высокая в мире. Активно возникали синдикаты, тресты и концерны, укреплялся финансовый капитал.

В 1913 году урожай главных злаков оказался на одну треть выше, чем в Аргентине, Канаде и США вместе взятых. Россия, в частности, стала главным экспортером зерна, поставляла 50% мирового ввоза яиц и производила 80% мировой добычи льна. В урожайные годы экспорт русской пшеницы составлял до 40% мирового, а в неурожайные годы падал до 11,5%. Среднегодовой хлебный российский экспорт был высшим в мире.

В 1914 году 80% пахотной земли в Европейской России и 100% в Азиатской России было в руках крестьянских общин, из них 13% — в индивидуальной собственности крестьян.

Россия имела для тех времен совершенное и демократическое трудовое законодательство, например: признаны рабочие союзы, установлено социальное страхование, разрешены забастовки, изданы специальные законы для обеспечения безопасности рабочих, запрещен детский труд до 12 лет. Была начата разработка законов о свободе вероисповедания, о неприкосновенности личности. Страна решительно двигалась по пути демократизации. Перед первой мировой войной Российская Империя обратилась ко всем странам с инициативным предложением о всеобщем и полном разоружении.

Российская Академия наук возникла еще в 1724 году. В период с 1860 по 1900 было создано более 100 новых научных организаций: обществ, съездов, проблемных комиссий, экспедиций и т.п. В 1916 году в России насчитывалось около 300 научных учреждений. Достижения российской науки во всех областях широко известны. Тоже относится и к культуре, включая ее национальные ветви. В 1908 году принимается закон о введении обязательного начального образования. В период с 1902 по 1912 годы ассигнования на просвещение ежегодно возрастали на 21%. В стране издавалось более 1000 наименований газет и 1263 названий журналов. Одни только большевики свободно издавали не меньше десятка разных газет. По количеству выпускаемых книг Россия занимала третье место в мире.

Тогда, к примеру, был разработан, в дальнейшем присвоенный большевиками (под именем ГОЭЛРО), план электрификации всей России (профессор Вернадский), построены самые большие и совершенные самолеты в мире (конструктор Сикорский), лучшие ледоколы, процветали богатейшие ярмарки и рынки. Российская Империя в эти десятилетия дала миру плеяду известнейших ученых, богословов, философов, конструкторов, врачей, педагогов, художников, актеров, писателей, архитекторов, путешественников, полководцев, земледельцев. Их деятельность внесла весомый вклад в российскую и мировую культуру. Упомянем из множества российских светил только двух лауреатов Нобелевской премии: биологов Павлова и Мечникова.

Посмотрим столь значимые показатели социальной жизни, как преступность (4). Численность заключенных во всех тюрьмах дореволюционной России составляла: в 1882 г. — 91 272, в 1916 году — 142430 человек. А вот выборочные числа официально осужденных в СССР (при том, что значительная часть репрессий осуществлялась помимо органов суда и прокуратуры, так называемая "внесудебная расправа"): в 1924 году — 1905900, в 1931 году — 2122000, в 1941 году — 3381755, в 1947 году — 2934810, в 1956 году — 1121867, в 1984 году — 1288462 человека. Любой непредвзятый исследователь заметит чудовищную разницу чисел (в десять раз) до, и после революции, направленной на построение якобы "счастливого общества" — именуемого научным социализмом и коммунизмом. Притом, что численность населения возросла за рассматриваемый период лишь в 1,5 раза. Во все годы революции 1905-1907 годов и последующей реакции в Российской Империи казнили столько же преступников (только явных бунтовщиков и террористов), сколько в 1937-1938 годы в СССР расстреливалось или умирало узников (большей частью невиновных) в лагерях и тюрьмах в течение одного дня. Общее же количество жертв в 1920-40 годы составило (по оценкам криминологов) не менее двух третей от погибших в Великую отечественную войну 1941-45 годов. Даже в 1980-е годы на учете в оперативно-справочных картотеках МВД СССР (учет осужденных) находилась одна треть всего населения страны. Вспомним, что В. И. Ленин характеризовал Российскую Империю как "тюрьму народов".

Конечно, не следует идеализировать обстановку в России того периода. Это была динамично и неравномерно развивающаяся страна резких контрастов и различных социально-экономических укладов.

Чтобы понять коренную сущность марксизма-ленинизма, рассмотрим кратко внутренний облик его основателей, прежде всего их позиции в религиозной сфере.

Начнем с кумира всех коммунистов и их сторонников — К. Маркса. Настоящее иудейское имя Маркса — Мардохей Леви. Несколько поколений его по мужской линии были раввинами. Из-за соображений выгоды Мардохей крестился и получил имя Карл Генрих Маркс. Первая из известных работ (еще в гимназии) Маркса была весьма христианской по содержанию и называется "Единение верующих со Христом". Вот цитата из нее: "Сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страданиях, успокаивает и дает сердце открытое человеческой любви".

После окончания гимназии Мардохей Леви — Карл Маркс быстро и открыто проявил себя как глубоко и страстно антихристианский, ненавидящий Бога и, якобы, вообще антирелигиозный человек. Он писал: "Я жажду отмстить Тому, Кто правит свыше". Однако так истинно неверующий человек никогда не напишет, ибо для него Бога попросту нет.

В коммунистическом манифесте написано: "Вставай, проклятьем заклейменный!". Библия разъясняет, кто же на самом деле заклеймен: " И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты… "(Быт.3.14.). Еще будучи Карлом Марксом, Мардохей прекрасно изучил Библию, а поэтому понимал, о ком написано в этих строках Манифеста. Он писал: "После прихода к власти нас станут считать чудовищами, на что нам, конечно, наплевать". Человеческая нравственность была вне сферы бытия этого фанатика темных сил. Мардохей Леви (Маркс) умер в отчаянии, как умирают все сатанисты, перед смертью он писал Энгельсу: "Как бесцельна и пуста жизнь". На похоронах Мардохея присутствовало всего шесть человек.

Приведем теперь из нижеупомянутых источников краткие сведения о В.И. Ленине, полезные для отрезвления нынешних любителей "научной" коммунистической власти.

Прадед Владимира Ульянова (Ленина) — иудей Мойше Бланк Ицкович, занимался торговым мошенничеством, кроме того, был уличен в поджогах домов. Его сыновья Сруль и Израиль (Абель) официально отказались от иудаизма и приняли православную веру в связи с желанием поступить в государственное учебное заведение России. Дед Ленина — еврей Израиль Бланк (Александр Дмитриевич по крещению). Бабушка — шведка Анна Ивановна Гроссшопф. Мать Ленина — Мария Бланк. В кругу семьи Бланк говорили преимущественно по-немецки. Отец Ленина — калмык Илья Николаевич Ульянов. Несмотря на последующее уничтожение дворянства, Ленин до революции часто подчеркивал, что он — потомственный дворянин.

По мнению кремлевских врачей, Ленин умер от последствий не леченого сифилиса, в состоянии полного и постепенно развившегося идиотизма, с сильным склерозом и глубоким параличом того полушария головного мозга, которое отвечает за совесть, религиозность и интуицию. Подобная болезнь зачастую вызывает у людей неправильное сверх-развитие противоположного полушария, нарушение эмоциональной сферы и аморальность. Заразился он сифилисом в молодости. Возможно, как говорят медики, эта болезнь была врожденной, а значит, свойственна семье Ульяновых.

Стремление к насилию броско проявилось у всех детей Ульяновых. Старший сын, Александр, участвовал в подготовке покушения на царя. Младший, Дмитрий, вопреки обещанию о помиловании, подло отдал приказ об изуверском расстреле 60 тысяч добровольно сдавшихся в плен солдат и офицеров белой армии в Крыму. Публикациям работ и приказов В.И Ленина, призывавших к насилию, террору, убийствам, войне, грабежам, массовым расстрелам и виселицам… несть числа. По отзывам его близких, Ленин с детства проявлял грубость, агрессивность, элементы садизма и нетерпимость на грани психических отклонений. Его оценки людей (например, "интеллигенция — это говно") удивительно совпадали с вышеприведенной терминологией Мардохея Леви. В своих мемуарах Ю. Анненков вспоминает слова Ленина: "Говорить правду — мелкобуржуазный предрассудок. Ложь, напротив, часто оправдывается целью".

Напомню один из примеров лицемерия Ленина. Широко опубликованные документы убедительно доказывают, что Ленин и его соратники, став на путь уничтожения России, являлись, в частности, платными агентами германских спецслужб. Известно точно, через кого и для чего к нему поступали астрономические суммы денег из немецких банков (вплоть до расписок и счетов).

Ленин, как и Мардохей Леви, жил вне общепринятой человеческой нравственности и вне классического права. Он писал: "…наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата".

О преступлениях Ленина в отношении народов России широко опубликовано множество документальных материалов. Нас же интересует, как выше отмечалось, религиозный аспект его деятельности.

По свидетельству Г.М. Кржижановского Ленин уже в пятом классе гимназии снял свой крест и выбросил его в мусор. Он писал в 1905 году: "Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетство с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная зараза". В октябре 1917 года Ленин дает указание "провести беспощадный массовый террор против попов".

Ненависть Ленин к Православной Церкви превосходит всякую человеческую меру, но… удивительно напоминает сатанинскую. Точно известно, что именно ради борьбы с православием был спровоцирован и организован Лениным и его соратниками массовый голод на Украине и Поволжье. Под предлогом борьбы с голодом осуществлялись повсеместные надругательства над чувствами верующих. Практически всех схватываемых священнослужителей и мирян не просто убивали, а специально длительно мученически истязали перед смертью (приносили в жертву?!). Кстати, у сатанистов жертвой считается не сама смерть, а муки терзаемого ими существа.

В научных изданиях опубликованы документы, показывающие, что за десятилетия коммунистического террора зверски было убито почти 300 тысяч священнослужителей и десятки миллионов верующих христиан. Только в период так называемого "изъятия церковных ценностей" (направленных большевиками на подготовку мировой революции и… канувших в никуда) официально расстреляно более 8000 священников и монахов, 3000 монахинь и послушниц. Именно Ленин — главный идеолог этих зверств, он же вкупе со Свердловым (Розенфельдом) организовали мученическое убийство царской семьи.

Большевики разграбили, осквернили и разрушили огромное количество храмов — большей частью уникальных памятников истории нашей страны. Кроме того, как утверждают специалисты по антиквариату, в России за время советской власти для достижения коммунистической утопической цели изъято около 80% от всех культурных народных ценностей: из музеев, усадеб, коллекций, храмов. Из наших крупнейших музеев (Эрмитаж и подобные ему) бесследно исчезли тысячи уникальных картин.

Борьба против Бога, святости и православной России была, очевидно, целью жизни Ленина. Поэтому неудивительно, что письма Ленина характеризуют его как человека крайне жестокого и человеконенавистника. Например, в одном из своих писем он требует, в случае отступления красных, сжечь город Баку со всем населением.

Что же хотели соорудить подобные вожди и их последователи, истребляя православную Россию, борясь со святостью? Сообразить уже можно, но приведем еще лишь несколько из множества известных ныне фактов, облегчающих догадку:

Вспомним о празднике "Первое мая". Почему именно сей день объявлен торжеством всех трудящихся? Довод, связывающий этот праздник с чикагскими событиями, весьма слаб, потому что подобные столкновения происходили в мире в большом количестве и в разное время. Зачем же первое мая? Оказывается, эта дата имеет прямое отношение к духовным убеждениям Мардохея Леви (Маркса) и Ленина. Она в течение многих веков является окончанием главного праздника всех сатанистов и демонистов — так называемой "Вальпургиевой ночи", столь образно описанной Гете в поэме "Фауст" и Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита".

Вот что на самом деле с энтузиазмом отмечали сотни миллионов трудящихся, ничего не ведающих (а зачастую и не желающих ведать) о сути происходящего. Это была ежегодная социокультурная и зрелищная манифестация (явно сакральная) подлинной власти, тщательно сокрытой от масс. Можно только догадываться, сколь издевательски каждый год смеялись и ныне потешаются сатанисты над легковерными "строителями светлого будущего".

Кратко проанализируем еще один факт — реформу русского языка, осуществленную большевиками. О значении любого языка для жизни его носителя — соответствующего народа, можно узнать, например, у иудеев. Они справедливо утверждают, что живое сохранение их древнего языка является непременным условием существования и силы еврейского народа, его духовности, нравственности, культуры, традиций, обычаев (смотри, например, книгу Рав Глазерсона "Тайны пасхальной агады"). Причем иудеи настоятельно отмечают, что устойчивость духовных характеристик их языка обусловливает существование еврейства и иудейства как таковых. Тоже, несомненно, относится к священному церковно-славянскому языку, всем православным славянам и самому русскому народу.

Что изменила большевистская якобы "научная" реформа русского языка? Она, прежде всего, целенаправленно исказила и ослабила его главнейшие внешние и внутренние духовные признаки: отбросила наименования букв кириллицы и их численные значения, окончательно ликвидировала их славянское шрифтовое начертание, отменила некоторые буквы, поменяла отдельные правила грамматики. А ключевое ее внутреннее негативное воздействие — покушение на те остатки богодухновенности, которые еще сохранялись в нашем светском языке после петровской реформы.

Причины реформы русского языка не имели ничего общего с наукой. На это указывает, к примеру, скоропалительность решений, — состав русского алфавита был реформирован декретом секретариата Народного комиссариата просвещения уже 23 декабря 1917 года.

Симптоматично, что в церковно-славянском языке алфавит начинался с местоимения первого лица единственного числа — "Аз", а нынешний… им заканчивается — "я". В первом случае человек воспринимается как сотворенный по Образу Божьему, а во втором — как случайный результат игры бездушных сил. Показательно также внедрение приставки "бес" вместо приставки "без". Сатанисты весьма почитают бес-ов.

В итоге новоявленный и якобы упрощенный светский русский язык в наиболее возможной степени отдалился от своего священного церковно-славянского прародителя (одного из мировых священных богодухновенных языков, внутри себя имеющих свою духовную мистику) и утратил уникальную духовность. В частности, извратился смысл многих новозаветных стихов (например, стали неразличимы весьма неодинаковые по смыслу слова "мир" и "мiр"), затруднилось понимание народом церковно-славянских молитв и текстов. Началось формирование советского коммунистического новояза.

Это и было истинной целью реформы нашего языка — ударом в самую сердцевину навсегда отсечь русский народ от его святых православных созидательных корней: духовности, нравственности, культуры, традиций и обычаев, ослабить его волю. И опять мы наблюдаем явное богоборчество, ненависть к святости, православию и России. Ту же цель преследовало и введение нового григорианского календаря, который грубо противоречит сути христианской веры.

Правда заключается в том, что марксистско-ленинский коммунизм — всего лишь одна из наукообразных форм богоборчества.

22)

Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей интересов и целей определённых классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе.

В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером классификация этапов в истории становления политических партий: а) аристократические кружки (котерии);
б) политические клубы; в) массовые партии.

Первые партии в современном их понимании появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако характеристика современных партий как “машин для выборов” справедлива лишь до известной степени.

Партии –это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими политическими убеждениями лиц. Основные цели партий связаны так или иначе с осуществлением власти в политических системах. На основе политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие структурные элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в её жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней лишь в незначительной степени участвуют в её деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

23) ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Важной характеристикой культурного механизма Серебряного века были литературные и художественные объединения, число которых в начале ХХ в. достигало нескольких десятков только в столицах. Новое рождалось в спорах, в общении, в исключительном многообразии идей. Создалась мода на всякого рода клубы, артистические кабаре и «собрания». Условие было одно: как можно больше необычного и оригинального, что подстегивало воображение и творческую фантазию. Некоторые собрания приобрели особенную популярность и стали своего рода творческими «лабораториями». Особенно выделялись несколько столичных объединений интеллигенции: Религиозно-философское общество в Москве и в Петербурге, собрания в доме Вяч. И. Иванова, объединение «аргонавтов», кружок «Гафизы».

Культурная жизнь в это время тяготела к энциклопедизму, и почти не встречалось «:чистых» объединений только поэтов или только художников. Поэты философствовали, художники наслаждались музыкой, музыканты ставили пьесы, философы писали стихи.

Заседания Религиозно-философского общества в Москве проходили в изысканном особняке «модерн», принадлежавшем меценатке М.К. Морозовой, которая выполняла обязанности хозяйки. Великолепные интерьеры, картины М. А. Врубеля на стенах придавали заседаниям вид элитного возвышенного собрания. Высокий уровень обсуждения обеспечивали и лидеры общества: З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Д.В. Философов, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой.

Петербургское религиозно-философское общество именовало себя в честь Владимира Соловьева и сочетало светскую и церковную религиозность. Душой и организатором религиозно-философских собраний был поэт и философ Вяч. И. Иванов. Заседания проходили в его петербургской квартире, которую друзья именовали «башней» из-за высокого эркерного окна. Среди участников заседаний бывали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Н.М. Минский, Н.А. Бердяев, С. Л. Франк, Г.И. Чулков. Спектр участников ивановских «сред» простирался от Хлебникова до Ахматовой, от Флоренского до Луначарского. Рядом со степенными философами в обсуждениях участвовали эмоциональные поэты. Н.С. Арсеньев вспоминал о «дионисийских» выкриках С.М. Соловьева (племянника философа), о мистических выступлениях А. Белого. Успех собраний был столь велик, что учредители общества начали издавать свой журнал: в 1903 - 1904 гг. «Новый путь», в 1904 - 1905 гг. -«Вопросы жизни».

Сюда приходили люди, исповедовавшие в основном либеральную систему ценностей, и интеллигенты, связанные с журналами «Новый путь», «Вопросы жизни», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно». Ивановские «среды» были местом свободных интеллектуальных исканий, иррациональных фантазий. «Преобладал тон и стиль мистический», как замечал Н.А. Бердяев, но «здесь загоралось сознание огромного значения искусства для русского возрождения». На «среды» к Вяч.И. Иванову собиралось иной раз до полусотни человек из элитной столичной богемы. И каждый был неповторимо индивидуален. «Богемная» жизнь начинала формулировать свои правила поведения: следовало быть оригинальным во что бы то ни стало. На одном из таких заседаний А. А. Блок читал свою «Незнакомку», стоя на карнизе окна. А сам Вяч.И. Иванов в пылу полемики залетал в область столь пышных фраз и вычурных образов, что богослов Г.В. Флоровский в досаде называл хозяина «идейной кокеткой». Прислуга Матреша, по воспоминаниям дочери писателя, выражала свое мнение проще: «Говорят, вроде, по-русски, а понять ничего нельзя».

Важнейшими центрами творческой жизни начала ХХ в. стали редакции журналов и издательства новой литературной ориентации. В 1904 г. В.Я. Брюсов и Ю.К. Балтрушайтис при помощи мецената С.А. Полякова основали журнал «Весы» и издательство «Скорпион». Названия, в соответствии с модой времени, были взяты по знакам Зодиака. Изысканно оформленный Л.С. Бакстом, имевший среди своих корреспондентов чуть ли не всех европейских знаменитостей, журнал «Весы» стал визитной карточкой Серебряного века. При своей дороговизне и элитарности журнал собирал более полутора тысяч подписчиков. «Весы» прекрасно демонстрировали «европеянство» новой литературы. На его страницах, а также в издательствах «Скорпион» и «Мусагет» появлялось огромное число произведений западных философов и поэтов.

Известную конкуренцию «Весам» с 1906 г. составил журнал «Золотое руно», который издавал «infant terrible» из добропорядочного купеческого семейства Н.П. Рябушинский, известный меценат и художник-любитель. «Золотое руно» могло соперничать с «Весами» в роскоши и изысканности оформления, в количестве привлеченных к сотрудничеству знаменитостей, но не смогло подняться до элитарности и избавиться от «купеческого духа». Издатель журнала, «со вкусом и красиво» проживавший свои миллионы, тем не менее, сумел внести пряную струю театрального действа, карнавальной причудливости в культурное творчество элитарной интеллигенции. В 1906 - 1907 гг. он шокировал публику проведенным среди художников и поэтов конкурсом на лучшее изображение дьявола. Более десятка премий и около сотни участников конкурса стали предметом обсуждения в течении года.

Журналов «нового искусства» издавалось немало. Большинство из них были красивыми «однодневками» с ограниченным тиражом. Но все высоко ценили собственную оригинальность. Существовал журнал «Аргус» с редактором-«американцем», было издательство Каспари, одновременно выпустившее полупорнографические «Тайны венценосцев» и изящнейший журнал Д.В. Философова, печатался журнал «Весь мир», где редакторша, баронесса Таубе, принимала посетителей, сидя в гробу, окруженная скелетами и чучелами змей. Серебряный век безудержно экспериментировал, подстегивая творческую энергетику эпатажностью богемного образа жизни. Ярко выраженный богемный характер носили творческие и литературные объединения авангардистов.

Подобные объединения литературно-философского характера - яркая примета Серебряного века. Они консолидировали силы творческой интеллигенции «новой волны», увеличивали диапазон интеллектуального поиска. Они выполняли важную роль формы творческого общения, организовывали выставки, издавали манифесты, каталоги, журналы, сборники.

24) Актуальность исследования определяется потребностью современной теории социально-культурной деятельности в построении достоверной и непротиворечивой истории явлений социально-культурного воспитания в России. Одно из них – внешкольное образование, которое представляет собой уникальный синтез педагогической теории и практики, основанный на культурно-антропологических идеях свободного воспитания и всестороннего развития личности.

Обращение к изучению истории внешкольного образования актуально также и по той причине, что история социально-культурной деятельности долгие годы извращалась, подгонялась под господствовавшие идеологические догмы, основательность которых оказалась во многом эфемерной, исторические факты зачастую корректировались в зависимости от политической конъюнктуры или просто в угоду бюрократическому аппарату. Особенно ярко тенденциозность историко-педагогических оценок внешкольного образования прослеживается в период насильственной трансформации его в принципиально новую систему политического просвещения – политико-просветительную работу. Результатами этого преобразования стали тотальный государственный контроль в сфере внешкольной работы, повсеместная индоктринация ее содержания и форм и, как следствие, кардинальная перестройка методологии и теории внешкольного образования, разрушение традиций педагогического исследования его явлений, сложившихся в дореволюционный период. Резкая смена целевых установок в развитии внешкольного образования сопровождалась отлучением от него педагогов-вне-школьников, имевших большой опыт культурно-просветительной работы.

Обращаясь к исследованию этого во многом драматичного этапа в истории российского образования, нельзя не отметить то, что внешкольное образование, являясь неотъемлемой частью социально-культурной среды общества, своей деятельностью успешно реализовывало принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на изменения в потребностях как отдельного человека, так и общества.

Этому способствовали, главным образом, общественно-педагогичес-кое движение и частная инициатива конца XIX – начала XX в. Своеобразным антиподом по отношению к частной инициативе в деле внешкольного образования была деятельность правительства в этот период, выражающаяся в организации сети учреждений, работа которых не подрывала бы существующий режим; в «двойной» государственной политике по ликвидации «отсталости» русского народа; в отсутствии четких действий, направленных на становление и развитие внешкольного образования и др. Об этом один из первых исследователей внешкольного образования

В. А. Зеленко справедливо писал, что историк внешкольного образования в будущем не откажет воздать честь казенной комбинации из четырех ведомств (внутренних дел, православного исповедания, обер-прокурора и передней жандармского управления – Министерства народного просвещения), комбинации, поработавшей усердно и вдумчиво над совершенствованием методов сохранения народного невежества на уровне первобытного состояния.

Несмотря на это, сегодня очевидно, что внешкольное просветительное движение в России конца XIX – начала XX в. все же оказало существенное влияние на рост образовательного и культурного уровня населения страны. Системы учреждений культуры и дополнительного образования, деятельность которых курируют Министерство образования и науки и Министерство культуры РФ, также во многом можно считать продолжением существовавшей системы внешкольного образования.

Исследование этого периода может способствовать преодолению диспропорций в изучении различных периодов истории социально-культурной деятельности; расширению ее источниковой базы; современной оценке и интерпретации научно-теоретических концептов педагогики внешкольного образования; адекватному переносу научного знания, достигнутого в исследуемый и предшествующий периоды, в современный педагогический контекст.

Проблемное поле данного исследования определяется противоречиями:

– между потребностью в обобщенном анализе источников по истории внешкольного образования с целью получения наиболее полной картины и отсутствием обобщающих и сравнительно ретроспективных исследований;

– между необходимостью углубленного анализа педагогического наследия деятелей внешкольного образования в России и имеющейся в современных исследованиях деперсонализацией истории внешкольного образования;

– между потребностью в детализированной и исторически достоверной интерпретации отдельных периодов развития внешкольного образования, в том числе периода его трансформации в политико-просветительную работу и отсутствием исследований этого явления в исторической динамике.

Данные противоречия носят ярко выраженную историко-педагоги-ческую направленность, призванную актуализировать наиболее важные теоретические идеи внешкольного образования как феномена российской культуры, возвращение которых может существенно обогатить практику современной социально-культурной деятельности. Это позволяет определить основную проблему исследования как вопрос о том, какова историко-педагогическая специфика трансформации внешкольного образования в политико-просветительную работу в России.

Хронологические рамки исследования – 1919 – 1930 гг. – обосновываются наличием в этот период событий, прямо повлиявших на развитие внешкольного образования. В этот период происходит «оформление теории внешкольного образования» (Е.Н. Медынский), которое обозначено проведением Первого Всероссийского съезда по внешкольному образованию (май 1919 г.).

Данный период характеризуется становлением в конце 1920 г. политико-просветительной работы, сменившей теорию и практику внешкольного образования. Уже в середине 1920-х гг. термин «внешкольное образование» был не только официально заменен термином «политико-просветительная работа», но и прочно утвердился в новом качестве на страницах научных изданий, в названиях учебных курсов высших педагогических учебных заведений. В ответ на изменение направления просветительной деятельности появляются теоретические работы в этой области В. А. Зеленко, Е. Н. Медынского (на позднем этапе), ключевым стержнем которых является концепция политического просвещения.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...