Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Налоговая теория — это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теорий представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.
Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).
Общие теории налогов отражают назначен налогообложения в целом. Ниже дается представление об общих теориях начиная со средних веков и до наших дней.
Таблица 1 — Общие теории налогов
Название | Период | Основоположник |
Теория обмена | Средние века | - |
Атомистическая теория | Эпоха просвещения | С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо |
Теория наслаждения | 1 -я половина XIX в. | Ж. Симондде Сисмонди |
Теория налога как страховой премии | 1 -я половина XIX в. | Дж. Мак-Куххол, А. Тьер |
Классическая теория | 2-я половина XVIII — 1 -я половина XIX а. | А. Смит, Д. Рикардо |
Теория жертвы | XIX —начало XX в. | Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль |
Теория коллективных потребностей | Последняя четверть XIX - начало XX в. | Э. Селигман, R Стурм, Л.Штейн, А. Шеффле, ф. |
Кейнсианская теория | 1 -я половина XX в. | Дж. Кейнс |
Монетаристская теория | 50-е гг. XX в. | М. Фридман |
Теория экономики предложения | Начало 80-х гг XX в. | М. Берне, Г. Стайн, А.Лаффер |
Суть теории обмена — возмездный характер налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.
Согласно атомистической теории, как разновидности предыдущей, налог - результат договора между "сторонам и, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмел одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.
В соответствии с теорией наслаждения налог есть одновременно и жертва, и наслаждение. По этому поводу швейцарский экономист Ж. Симонд де Сис-монди писал: При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».
Теории налога как страховой премии рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком ракурсе налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает Как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.
Для сторонников классической теории налоги — один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.
Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно: теории жертвы и теории коллективных потребностей. Обе теории содержат идею "принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.
Центральная идея кейнсианской теории заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения, как пассивный источник дохода, мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.
На количественной оценке денежного обращения основана теория монетаризма. Согласно данной теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.
В большей степени, чем две предыдущие, теория экономики предложения рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.
К частным теориям налогов (табл. 2) относится в первую очередь теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. Финансовая наука долго искала ответ о влиянии прямого и косвенного налогообложения при создании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм.
Название | Период | Суть теории |
Теория соотношения прямого икосвенного налогообложения | Раннее средневековье | Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными |
Конец средних веков | Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении | |
Конец XIX в. | Необходимо поддерживать баланс между прямыми и косвенными налогами | |
Теория единого налога | Разные времена | Единый налог — это единственный, исключительный налог на определенный объект налогообложения |
Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения | Разные времена | Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщиков |
Теория переложения налогов | СерединаXVII в. | Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена |
Таблица 2 - Частные теории налогов
В теории единого налога лежит мысль, что налоги уплачиваются из одного источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода.
Теории пропорционального налогообложения базируются на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.
Теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.
Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существуют различные разновидности этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!