Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новітня філософія



- Екзистенціально-романтична хвиля (поч. 20 ст.) Бердяєв, Шестов.

- Культурно-філософський підйом 20х років (“розстріляне відродження”) – Хвильовий, Зеров, Яловий, Плужник та ін. – спроба зберегти та творчо розвинути українську національну культуру.

- Мислителі діаспори (Лишенський, Донцов, Чижевський).

24) Философская Система Сковороды. "Мир ловил меня, но не поймал" Г.С. Сковорода

Формально философская система Сковороды заключается в одной строке. Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трех миров". Расшифровка существования "двух натур" следует непосредственно из трактата "О Боге": "…Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, вторая - невидимая.

Видимая натура зовется твар, а невидимая - Бог... У древних [людей] Бог звался “ум всемирный”. Ему в них были разные имена: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и др. А у христиан самые известные ему имена такие: дух, Господь, царь, отец, ум, истина... Что же касается видимой натуры, то ей также не одно имя, например: вещество или материя, земля, плоть, тень и др. …".

Вопрос о Боге, который составляет первооснову всего сущего - "вижу всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды.

Своим представлением о Боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви, что придерживается библейской легенды о создании мира Богом на протяжении шести дней.

Взгляд Сковороды на Библию представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Он смотрел на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям.

В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Он не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины.

В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа: "познай самого себя" Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума.

Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой.

В своих философских сочинениях Сковорода, между прочим, выступал проповедником идеи национальности. Он старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но наряду с разумом видное место занимает и вера.

Представление Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него Бог и материя сосуществует рядом, хоть невидимая натура всегда первична - то есть в Сковороды цель развития материи задана Богом. Поскольку какое-нибудь развитие мира понимается Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданы Богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках отведенных Богом - естественными законами - границ.

Весь мир по Сковороде состоит из трех миров: большого, малого и символического: большой (космос) - это природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Что же скрывается под существованием "трех миров", каждый из которых также владеет двумя натурами - видимой и невидимой.

Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм. Макрокосм включает у себя все рожденное в этом большом мире, сложенном из параллельных бесчисленных миров.

Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека.

Третьим из существующих "трех миров" - является символический мир, который отождествляется Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур - внешней и внутренней. У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни. Суть счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть раскрывается через высказывание Сократа: "…Другой живет для того, чтобы есть, а я - ем для того, чтобы жить. …" - которым Сковорода открывает свой трактат под названием "Икона Алкивиадска".

Этика Сковороды была не нормативной, а внутренне-автономной и носила сугубо личностный характер. Внутренний человек в поисках присущих ему «сродностей» обретал специфическую энтелехию, которая в метафизическом плане была заключена в Боге, а в конкретно-историческом — в личном человеческом счастье.
Истина, по Сковороде полноценна только тогда, когда она содействует добродетели, моральному совершенствованию; познание должно способствовать благоденствию человека. Человеческое счастье, находящееся в центре внимания Сковороды, рассматривается им в связи со «сродным трудом», т. е. трудом, соответствующим природным наклонностям человека.
Второй принцип, лежащий в основе этического учения Сковорода - «равное неравенство». Сковорода утверждал, что существует соответствие между истинными потребностями и способами их удовлетворения, стремление же людей к «неприродному» связано с нарушением указанного соответствия и становится источником несчастий.
Вслед за Эпикуром Сковорода считал, что «блаженная натура» создала нужное человеку нетрудным, а трудно достижимое ненужным.

25) П. Д. Юркевич: задушевные мысли





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...