Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кукла – первая среди игрушек



(текст к мультимедийному фильму)

Игрушка – незаменимый спутник человека с первых дней рождения. Для ребенка игрушка выступает как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития.

«Хоть игрушка и детская забава, да Вам придется по нраву… Одна из главных игрушек – это кукла. Вся жизнь отражалась в игре с куклами» [5, с. 23].

Вглядитесь в куклу! Она – мерило истинно человеческого в человеке. Быть может она скажет что-то важное и Вам... Кукольный мастер – таинственный старичок из подвала, который делает, нет, не делает, а колдует над материалом.

Русское слово кукла родственно греческому киклос («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:

v детская игрушка в виде фигурки человека;

v фигура, воспроизводящая человека в полный рост;

v в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом).

Куклы всегда были предметом культа, а значит и посредником между богом и человеком. В древних источниках бог вылепил первую куклу из глины и вдохнул в нее жизнь. Такая связь человека и куклы прослеживается во многих мифологических источниках, в том числе и в Ветхом Завете.

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. В некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту.

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам − топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям.

− Масленка, масленка,

Не видала ли Горасленка?

− А Гораска в красной шапке

На вороненькой лошадке,

Плеточкою машет,

Под ним лошадка пляшет!

На изготовление кукол шли, в основном, подручные материалы:

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Обережная кукла была постоянным спутником человека от рождения до самой смерти и часто передавалась по наследству. Обережные куклы в первую очередь защищали детей.

Изготавливались обережные куклы из лоскутов ткани, мочала, соломы, травы, волос, веточек, золы, снега. При изготовлении обережных кукол строго соблюдались определенные правила:

v все куклы были безлики: они не имели глаз, носа, рта. Считалось, что это не позволит злым силам вселиться в куклу, причинить зло ее хозяевам;

v куклы для детей выполнялись без помощи иглы и ножниц. Лоскуты отрывали руками и скрепляли при помощи ниток и узелков (их должно быть непременное нечетное количество). На каждый узелок вслух наговаривали заговор или доброе пожелание;

v кукла не должна оставаться полой, ее набивали в зависимости от ее назначения крупой, золой, соломой, ветошью и другими материалами.

Так, кукла-стригушка выполнялась из стриженной травы. Такую куклу использовали в лечебных целях, когда ребенок болел.

Вышивание узора имело магическое значение. Узор должен был в лице куклы оберегать ребенка. «Узор» или «призор» обозначал «присмотр». В наряде куклы-оберега всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Размещали обережных кукол над дверью, за печкой, в «красном углу», в колыбели, за занавеской, на полках, во дворе дома. Время от времени их «задабривали» горстью зерна, красивой лентой, прядью волос.

Считалось, что если над кроваткой ребенка висит «Куватка», то она отгоняет злую силу.

Баю-баю, баю-бай,

Спи, мой Ваня, засыпай,

Гуленьки-гуленьки

Сели к Ване в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стали Ваню величать.

В домах жили куклы-домовые – берегини домашнего очага. А разве огородная кукла-пугало – не оберег? Оберегает огородные посевы от птиц и скота.

Кукла, кроме эстетических и обережных функций, воспитывала и обучала, приучала к труду и раскрывала творческие способности ребенка.

Таким образом, кукла всегда способствовала психологическому развитию ребенка и через ролевые игры вводила его в мир взрослых.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай.

Обрядовая кукла Вербица шилась к Вербному воскресенью.

Кукла Купавка – это обрядовая кукла одного дня. Купавка олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, а тесёмки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды − такое значение придавалось очистительной силе воды.

На Ивана, на Купала

Красна девица гадала:

«Где мой милый, ненаглядный,

Где ты, Лада моя…»

«Неразлучников» дарили на свадьбу, и если такую парочку, сделанную девушкой собственными руками, дать подержать в руках любимому, и затем сложить кукол лицом к лицу, то влюбленные всегда будут вместе.

Издавна в деревенских семьях главным богатством был урожай. Отборные зерна собранного урожая клали в маленький мешочек и одевали его как куклу. Ценность «Зернушки» была огромная, и поэтому она хранилось наряду с иконами.

Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево − тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле выполнялась с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. Вечером сжигали соломенную Маслену, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», пепел рассеивали по полянам, чтобы дать силу будущему урожаю. Причитали: «Пришел и масленой конец – отдают почтенье на сырной в воскресенье».

В хороводе красны девицы

У ворот стоят.

В хороводе красны девицы

Всей околицей играют.

Уж ты слышишь ли?

Красна девица

Свет моя душа!

Тебя подруженьки манят,

Молодой по дороженьки идет.

Игровые куклы, сшивные и свернутые, служили для забавы детям. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Наиболее ранняя версия традиционных игровых свернутых кукол в России – это кукла «полено». Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня». Ее изготавливали для детей младшего возраста.

Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой и шилась девочками до двенадцати лет, что являлось «экзаменом» по шитью и рукоделию. После него девочки помогали готовить приданое старшим сестрам. Кукол «на выхвалку» шили, в основном, во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне и демонстрировали своих кукол. В некоторых местностях эти куклы имели свое название. Первая кукла − «простоволосая», вторая – «кукла с косой», третья – «молодуха». Четвёртая, «кукла нарядная», и была тем экзаменом, который отделял детство от юности.

Ай да кукла,

Ай да Малаша,

Неслыханное чудо,

Невиданное диво!

В наши дни промышленное производство кукол достигло огромного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром.

В XX в. появляется новый жанр искусства создания игрушек, странный и загадочный, – авторская художественная кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной.

У производителей современных кукол главенствующая задача – привлечь маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды.

Но в пропорциях куклы Барби, появившейся в 1958 г., западные специалисты кукольных дел видят отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женской красоты. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном. С появлением Барби в детском и кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. Барби завораживает и очаровывает. Продажи этой куклы считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек, в том числе по сравнению с традиционной народной игрушкой и с игрушкой массового производства.

Барби очень красива, но бездушна и инфантильна. Для Запада не имеет значение, что у нее нет души и многие люди уверены, что за доллары можно купить и дружбу, и любовь. Такие «длинноногие красотки» и дальше будут очаровывать детей. Так, через казалось бы безобидную куклу, навязывается идеология западного образа жизни. Развлекаясь с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Современная кукла долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т. д. Для нее создано множество аксессуаров. Современные куклы внедрены в массовое производство, поэтому притупляют вкус к разнообразию, обедняют фантазию и не приучают детей к труду и рукоделию.

Традиционная тряпичная русская кукла была безликой. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Но, к сожалению, тряпичную куклу нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были «однодневками».

Педагог-исследователь народной игрушки Г. Л. Дайн отмечает, что в Советском Союзе в конце 1920-х гг. кукла была запрещена. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские вкусы. Но учителя, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой!

Среди разнообразных типов игрушек кукла занимает и будет занимать особое место как динамичный живой образ человека. Каждая несет в себе определенную природу и смысл. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве − это игрушки и посещение кукольных спектаклей. Куклы развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Они не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренировать память. Но главное в этих играх − эмоциональный контакт с куклой.

«Одни только дети знают, чего ищут, − промолвил Маленький Принц. − Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут…» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Вопросы и задания для самоконтроля

Задание 1. Определите, о каких игрушках идет речь:

1) Везде, где есть глина, песок и человеческая фантазия, могло зародиться производство этих игрушек – сначала их лепили из глины, потом обжигали и по грунту ярко раскрашивали красной, синей, желтой темперой и ярко украшали сусальным золотом. Эти игрушки изображают животных, но отличительной чертой стали всадники, дамы в кринолинах, сказочные и бытовые сцены. Назовите деревню, где зародился этот уникальный русский народный художественный промысел и основные символы, используемые в работе.

2) Назовите страну, в которой зародился прототип «неваляшки».

Задание 2. Назовите любимые игры народов России:

1) Название игры у тувинцев с использованием аркана.

2) Какой вид состязания пользуется популярностью у бурят?

3) Старинная национальная игра якутов.

Задание 3. Какому понятию соответствует данное определение?

Это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества она тесно переплелась с магией, культовым поведением; была тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет ведущее значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Назовите этот вид деятельности.

Задание 4. Представьте, что вы работаете экскурсоводом и вам необходимо:

1) рассказать о русских национальных традициях, праздниках, игрушках, которые характерны для городов «Золотого кольца» России (Москва, Рязань, Ярославль, Суздаль, Владимир, Ростов);

2) составить для иностранца-путешественника маршрут, который бы позволил ему в короткий срок у знать как можно больше о русской культуре XVI в.;

3) подготовить экскурсию по одной дворянской усадьбе, в которой вам приходилось бывать или читать о ней книги. Отразите следующие данные: местоположение усадьбы, ее обитатели, основные постройки, парк, комнаты парадного дома, обстановка и интерьер, ритм жизни.

Задание 5. Посмотрите на национальные традиции глазами очевидцев и составьте рассказы к следующим примерам.

1. Представьте, что вы Иван Гурьев, астраханский купец XVII века. Ваш отец разбогател на соляной торговле и оставил вам, старшему сыну и наследнику, солидный капитал. Как истинный купец вы стараетесь умножить свой капитал, заключая выгодные сделки, участвуя в крупных ежегодных ярмарках. Опишите ваши торговые успехи; назовите ярмарки, на которые вы выезжаете ежегодно, товары, которые вы продаете и покупаете. Поделитесь некоторыми секретами приумножения капитала.

2. Выступите от имени родовитого боярина Бориса Буйносова. В своей родовой вотчине он живет по старинке, как завещали отцы и деды. Опишите: как изменился уклад его жизни после воцарения Петра Алексеевича, какими произведениями искусства наполнился дом боярина, как изменился внешний облик боярина, его досуг.

Выразите свое отношение к европейским нововведениям царя.

3. Представьте, что вы археолог, и за вашими плечами – большой опыт раскопок, интересные находки, научные статьи. Во время вашей последней экспедиции была найдена стоянка первобытного человека, на ней обнаружены проколки, рубила, зола, кости крупных животных, останки древнейшего человека. Напишите отчет по результатам раскопок, датируйте стоянку.

4. Флоренцию конца XV в. современники называли очагом гуманизма, признавали за ней славу богатого веселого города. От имени путешественника, посетившего Италию, расскажите о пребывании во Флоренции. Опишите особенности национальных игрушек и их героев.

5. Представьте, что вы владелец магазина игрушек эпохи Просвещения. Какие игрушки вы наиболее выделяете для данного времени? Какая именно кукла, по вашему мнению, могла бы стать эмблемой «века Разума и Света»?

6. Вообразите, что вы живете в одной из европейских стран в 1904 г. От имени ребенка, постарайтесь познакомиться с географией и культурой Японии. Опишите традиционный японский костюм мужчины и женщины.

7. Опишите, как будет выглядеть детская комната мальчика/девочки в XXII в. от лица ее обитателя.

Задание 6. Представьте свою деятельность в средствах массовой информации:

1. Возьмите интервью на тему: «Роль национальных игр, игрушек в процессе эволюции общества» у одного из следующих лиц:

а) сельского священника; б) министра; в) домохозяйки; г) дедушки пяти внуков.

2. От лица журналиста телепередачи «Учебная программа» напишите небольшую газетную статью о проведении мастер-класса по изготовлению народных игрушек в вашем городе.

3. Вас как композитора попросили написать новый вариант песни для телепередачи «Спокойной ночи, малыши» Какой текст вы бы выбрали для своей музыки?

4. Дайте интервью от имени представителей различных социальных слоев по поводу внедрения компьютерных игр в жизнь современных детей.

Задание 7. Заполните анкету (личный листок) от имени вымышленного ребенка, поступающего в детский сад. Включите в нее данные о возрасте, происхождении, любимых играх и игрушках, качествах личности любимого героя сказок. Исходя из полученных данных, составьте психологический портрет ребенка.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 919 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...