Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование и наука в первой половине XIX в



В начале XIX в. в Казахстане грамотность по-прежнему была очень низкой. Читать и писать могли только служители культа и отдельные представители феодально-султанской верхушки. Такое состояние грамотности прежде всего было обусловлено низким уровнем общественно-экономического развития края. Мектебы являлись частными и содержались за счет родителей учеников. Преподавали в них муллы, большинство из которых слабо знали арабский язык. Обучение заключалось в механическом заучивании учениками догм магометанской религии по учебнику Шараит ул-иман, хафтияка – одной седьмой части корана и самого корана. Дети не всегда справлялись с заданиями мулл. Для продолжения образования детей состоятельных родителей направляли в медресе Бухары, Самарканда, Ташкента и других центров среднеазиатской мусульманской культуры. Присоединение Казахстана к России способствовало развитию здесь и русского образования, которое берет свое начало с созданных в Омске, Оренбурге, Уральске, Семипалатинске и др. городах русских школ. В этих школах обучались дети городских жителей и казачества. Первая школа стала функционировать с 1761 года на Змеиногорском свинцово-цинковом руднике. К середине XIX в. на территории нынешней ВКО действовало 16 подобных горных школ. Специальные кадры для работы в военных ведомствах на местах поставляли «гарнизонные школы», открытые в 1765г. Распространению русского образования среди казахов способствовала открытая в 1789 г. «Азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы владели кроме русского арабским, персидским, турецким и др. восточными языками, знали топографическое и землемерное дело. В подготовке чиновников для местной российской администрации из числа переселенческого населения немалая роль принадлежала открытым в 1813 г. в Омске и в 1825г. в Оренбурге военным училищем, преобразованным в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус и в 1844 г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. В них учились и дети отдельных представителей казахской феодальной аристократии. Кроме военных дисциплин слушателям преподавали всеобщую историю и историю России, русскую и западноевропейскую литературу, физику, основы философии, географию, математику, минералогию, зоологию, ботанику, лесоводство, русский, французский, немецкий, турецкий, монгольский, арабский и персидский языки. Все эти школы, как отмечалось в правительственных циркулярах, должны были «способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных деятелей». Немало сделали в этом отношении школы, организованные в Ханской ставке, а Букеевской Орде в 1841 г. и при Оренбургской пограничной комиссии в 1850 г.

Заслуживают внимание русские экспедиции в Казахстан в последней трети XVIII и в начале XIX в., которые возглавляли капитан Андреев, Волошанин, Незнаев многие другие, оставившие важные материалы по изучению истории, этнографии, земледелия, животноводства, природных богатств края. Их трудами была обогащена русская востоковедческая наука. Важная роль в изучении Казахстана второй четверти XIX в. принадлежит экспедиции Карелина на Каспийское море и капитан-летейнанта Бутакова на Аральское море в 1848-1849 гг. Они произвели съемку берегов реки Сырдарьи, составили их достоверные карты. Крупнейшие экспедиции в Казахстане в середине XIX в. возглавляли Ковалевский, Северцов, Васильев, Ханыков, Данилевский, Поспелов, Даль, Небольсин. Эти путешественники изучали природу Казахстана, культуру и быт его народа, занимались географическими съемками и картографией, исследовали экономическое состояние края. Большую роль в изучении Казахстана сыграло Русское географическое общество, образованное в 1845 г. По существу, оно явилось первой базой научно-исследовательской работы в Казахстане, положившей начало его разностороннему изучению и систематическим публикациями о нем, которые привлекали внимание передовой общественности России.

92. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. (ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА).

Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России. До XVIII в. имена казахских акынов, время, в котором они жили, почти не были известны. Сапыра-жырау, Жалгыз-жырау и др. упоминались лишь в преданиях, эпосе, легендах, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с сер. XVIII в. и особенно в нач. XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненными ими песен и сказаний. С сер. XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться.

Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-раздумий, выражавших идею сохранения и упрочнения феодального строя, поддерживал хана Аблая. Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил с своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Песни-размышления Б-ж пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющим в себе все три казахских жуза. Он идеализировал образ Аблая как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в.Песни др. жырау – Татикара, Умбетея, Шала – почти не сохранились. Известна жоктау Умбетея, посвященная смерти батыра Богенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Богенбай в жоктау Умбетея – идеальный образ защитника народа.Крупным певцом-импровизатором и сказителем XVIII в. был Татикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склонятся ни перед какими трудностями в борьбе за свободу. Певцы Шал, Котеш, Жинкиси-жырау, жившие в нач. XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков. Песни акынов-импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке. Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров. Множество экспромтов характеризуется творчество акына Шала (1748-1819). Они связаны с отдельными событиями в истории казахского народа. У него много стихов-посвящений и эпиграмм. Основная тема творчества Шала – жизнь человека, ее смысл, вопросы морали, этики, религии. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии. Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героические эпосы, сказки, пословицы, бытовые обрядовые песни – произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песни «Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Было распрастранено традиционное исполнительство – сольное пение и сольная игра на инструменте, основными формами являлись песни и кюи. Бытовало более 20 разных муз. инструментов – шертер, жетиген, кепшек и др., позволявшие привлекать только небольшое количество звуков однообразного тембра, - перестали удовлетворять профессиональным требованиям и постепенно исчезли. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными. Одаренность проф. муз. деятелей выявлялась на специальных айтысах в присутствии многочисленных зрителей. Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.

94. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (КУРМАНГАЗЫ, ДАУЛЕТКЕРЕЙ, ТАТТИМБЕТ, ЫКЫЛАС, БИРЖАН, АКАН-СЕРЫ И ДР.).

Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы. В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет и многие другие.

Курмангазы Сагырбай-улы (1818 – 1889) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить по народным рассказам, первый его кюй это «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Истаю Тайманову. В его кюях “Ајбай”, “Ајсај киiк”, “Ѕ†бiк шашјан”, “Кiсен ашјан”, “Адай”, “Турмеден јашјан” отражены его раздумья, вера в бущее. В кюе “Сары Арка” сляшатся мотивы несгибаемой воли народов к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60-ти кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромням.

Даулеткерей Шигай-улы (1820-1887) – великий кюши – композитор, основоположник лерического направления в домбровой музыке. Д. происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38 гг. в Букеевской Орде. Он установил связи с казахской молодежью, получивший образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета по управлению Букеевской Ордой Ващеннко был избран султаном правителем рода. Д. с юных лет отличался необычным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши посещал не только Оренбург. В 1859 г. в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годя его широкой известности в степи как кюйши-композитора. Музыка Д впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкий психологические женские портреты в кюйях Кос – Алка, Кыз-Акжелен, Кудаша, Женгем суйер, Акбала – кыз, Жумабике. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях Коныр, Топан, Жигер. Есть и глубоко трагические произведения – Салык олген. Как новатор, Д, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторях кюях использовал музыкальные темы руских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев композитора.

Таттимбет Казангап –улы (1815-1862) – выдающийся кюши – композитор, один из основоположников клссической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Т. родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Ц.Каз. Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалось и на его музыкальных интересах: его привлекали кюй-легенды, эпические кюи, созданные в XIII-XVII вв. многие кюи самого Т. являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, он сочинил классические образцы традиционных кюев: Косбасар (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками медленный печальный и т.д.), Терискакпай, Алшагыр и др. кюй Т. Саржайлау, Сылкылдак, Балкылдак, Кокей-кести относится к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. Т. является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев-раздумий. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе Бес торе осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 г. он ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев.

Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. В середине XIX в. кобыз использовали наряду с музыкантами быксы-лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера кобызовой музыки в это время сокращалась. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута. Ы. Сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Жезкиик, Камбар, Казан, Шынырау. В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданные кюи Коныр, Кертолгау. Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении Ыкыластын кюйи. В кюе Жарым патша композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обогащая технику игры на кобызе Ы. сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыки.

Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) – выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокчетауской области. Примерно с 20-ти лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становлении его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен Биржан-сал. Б. затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Б. ряд песен посвященных любовной лирики. К замечательным образцам песни относятся его произведения Биржан-сал, Айтбай, Гашыгым и др. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни Жанбота, Адаскак выражали его гнев по поводу действий власть имущих. Он был талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Б. группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Сохранилось около 40 песен.

Акан-серы Корамсал-улы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился в Кокчетауской области. С юных лет увлекался музыкой и поэзией. Его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени – серы. С 16-17 лет занимается творчеством. Его выдающиеся произведения – песни Кулагер, Манмангер, Макпал, Балхадиша, Сырымбет и др. – заняли достойное место среди музыкальных сокровищ. Акан-серы занимался и поэтическим творчеством. В нем отражались идеалы справедливости, осуждалось жестокость и предательство.

95. Ш. УАЛИХАНОВ – УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ЕГО НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ.

В середине XIXв творил выдающийся ученый Шокан Уалиханов (Чокан Уалиханов). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) – так ласково называла его мать. Он родился в ноябре 1835 г в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете. Душевные качества будущего ученого складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. В начальной частной аульной школе в Кушмуруне овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. С юных лет четко формулировал свои мысли, хорошо и образно говорил и писал. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил. Шокана с детства привлекала наука. Осенью 1847г 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью русских друзей отца был определен в Сибирский кадетский корпус. Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Он учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н.Ф.Костылецкий и В.П.Лободский. Уже в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н.И.Березиным, труды которого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом европейских и восточных языков, Шокан занимается учеными исследованиями. Приняв участие в1855году в поездке генерала Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Сем-ск, Аягуз, Капал, Заилийском Алатау. Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические придания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850г., Шокан осуществляет съемку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру киргизского народа, пишет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Во время экспедиции знакомится с Семеновым-Тян-Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему З и В Туркестану. Осенью 1856г., Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами. За отличие по службе произведен в поручики. Путешествие в земли киргизов принесло Шокану много открытий, а им записан большой отрывок огромного эпического цикла Манас. В 1857г. избран в действительные члены Императорского русского географического общества. Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар. В 1858-59гг., он совершил поездку в Кашгар, представлявший собой «белое пятно» в европейской науки, ознакомился с политическим и экономическим устройством В Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрел ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его труд «О состоянии Алтышара…» давал анализ истории, географии, социальной жизни народов В. Туркестана и был высоко оценен в научном мире. В начале 1860 г прибытие в Петербург и доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведен в штабс-ротмистры, награжден орденом Св. Владимира. 1861г. – возвращение на родину. 1862 г. - выбран на должность старшего султана Атбасарского округа и не утвержден генерал-губернатором. 1863г – участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864г. март-июнь – участие в походе Черняева. С ноября – деятельность, связанная с освободительным движением народов В Туркестана. В 1865 г. в газете Русский инвалид публикуется последний труд Шокана о восстание дунган в Цинской империи. 10 апреля 1865 года скончался в урочище Кочен-Тоган. Научное наследие великого казахского ученного многообразно. Работы Аблай, Казахское родословие, О мусульманстве в степи, Следы шаманства у казахов, О кочевках казахов и др. послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Уалиханов внес огромный вклад в исследование целого ряда народов Центр. Азии, заслужил мировое признание.

96. АБАЙ КУНАНБАЕВ – ВЕЛИКИЙ ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ЕГО МЕСТО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

Абай Кунанбаев (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической писменной литературы, мыслитель и еще и композитор. Абай (настоящее имя Ибрагим) родился в Чингизских горах Сем-ской области. Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы, затем отец отдает его на учебу в медресе Ахмета Ризы в городе Сем-ске, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Во время учебы в медресе Абай подражает восточным поэтам. Отец не дает ему окончить медресе, забрав его домой. Представители русской интеллигенции с которыми Абай познакомился еще в Сем-ске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружды трудящихся, Абай призывал изучать язык и культуру этого великого народа. Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведенные им из «Евгения Онегина» отрывки. Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западно-европейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы – Гаклий. Гений казахского народа оставил немеркнущее художественной наследие, любимое народом.

97. Ы. АЛТЫНСАРИН – ПЕДАГОГ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ОСНОВАТЕЛЬ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Ыбрай Алтынсарин (1841-1889) – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор. В 1857 г. окончил школу с золотой медалью при оренбургской пограничной комиссии. Показав в школе отличные результаты по русскому, арабскому, татарскому и персидскому языками и ряда др. предметов. После окончания школы в 1857 г. он работает писарем у своего деда, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 г. Ыбрай назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды. В 1879 г. он был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения и грамотности проходили отбор у губернатора. Одно из ярких направлений его деятельности – организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Алтансарин является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Иргиз школы-интерната для казахских девочек. Он также занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени. Слабое развитие педагогического дела в казахском ауле, недостаток специальных учебных руководств подтолкнули Алтынсарина широко использовать опыт русской демократической учебной системы. Для русско-казахских школ он написал два учебных пособия. «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку» предназначались для казахских детей, обучающихся в то время на русском языке. Ыбрай был не только педагогом-новатором и просветителем, последующим поколениям он оставил также наследие ученного этнографа. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученный педагог вносил свои предложения по улучшению жизни населения. Алтынсарин известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Интересовала его и история народа. В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 454 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...