Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неоромантизм: темы, сюжеты, герои; общее и отличия в сравнении с романтизмом первой половины XIX века



Показательным для состояния литературы рубежа веков было возникновение двух разных художественных концепций, ориентировавшихся на романтизм и античность (в ином варианте на классицизм). Интерес к прошлому - т.к. прошедшие эпохи должны были стать заимодавцами общезначимых идей, не обнаруженных в современности.

- Отказ от исповедуемого натурализмом отражения современной действительности в ее конкретных формах. Переживаниям героев обычно придавалось особое метафизическое значение. Человек существовал в состоянии постоянного нервного возбуждения, охваченный тоской по приоткрывавшимся ему иным, нездешним мирам. Душа человека будто мучительно разрывалась между двумя правдами правдой земного и иного, неземного существования. Мистическое значение получала порой сама полнота земного существования. Земное, чувственное, внедуховное "жизнь" становилась, в развитие идей, идущих от Ницше, высшим и единственным воплощением смысла существования. Привычное получало непривычную многозначительность.

- Формой, характерной для всей европейской литературы становится фрагмент, оставляющий просторы невысказанному, дающий возможность наметить, но не закончить картину, намекнуть на целое, мерцающее за частностью. (в Герм.-Петер Хилле).

- Героям свойственны черты: исключительность, гениальность, "дар божий", время болезненность, утонченность, отдаленность от реальной жизни. Стремление жить по собственным высоким законам, не подчиняясь обыденности. Противоречащие друг другу истины уживаются в душе героя. Иногда отказ от земных благ и смирение. Неоромантизм имел дело с личностью, находящейся в экстремальной ситуации, на пороге морального кризиса, серьезного выбора, но всегда при множественности и относительности моральных критериев. (Д. Стивенсон (1850-1894), Д.Р. Гиссинг (1857-1903) и Д.О. Мур (1852-1933))

- Вера ранних немецких романтиков в разум. Интеллектуализм, впоследствии сменившийся мистикой.

- Рассказчик посредник между героями и автором. Оставляет писателю простор для отстранения и иронии.

- Неоромантизм включал в себя черты символистской эстетики. Большое внимание в Германии рубежа веков привлекал Метерлинк и поздние символистские драмы Ибсена.

- Обычно подчеркивалась двуплановость: суть конфликта состояла в несоединимости повседневного и вечного, житейского и духовного, объяснимого и таинственного.

- неоромантический тип сверхчеловека

Киплинг, "Сказки о Маугли". Герой - победительный и положительный. Признает единственный закон - Книгу джунглей, подчиняется только стае. Только тот может стать сверхчеловеком, кто может действовать, опираясь на стаю. При этом коллектив, стая, признает частную жизнь, достоинство, собственность индивидуума. Каждый сам по себе, но вместе сильнее. Индивидуум свободен в собственном доме, семье. Признает права стаи во всех др.местах и пространствах.

Модель сверхчеловека у Киплинга - "человек на грани". Маугли - символический образ. Отчасти реальный (в Индии были часто дети попадали в стаю зверей, но они переставали быть людьми). К.создает миф о существе, в котором гармонично сосуществует чел.и зверь. М.в мире людей как волк, в мире волков - человек. Конфликт 2 миров. В мире волков М.- воплощ.слабости телесной. Но у него есть сила дух и самое главное - умение учиться. Балу учит его подчин.коллективу. Маугли сверхчеловек, потому что может признать общ-во человека и стаи. Может мстить по-звериному, и платить добром за добро. Понимает что у обезьян ложный коллектив, т.к.у них нет законов. Позитивный, гармонический взгляд на сверхчеловека: он должен прежде всего научиться подчиняться, служить общ-ву.

Другой взгляд - у Твена. Янки попадает в мир, где может быт сверхчеловеком, т.е. преобразовывать мир, знает будущее..

У Киплинга "Ты должен владеть не людьми, а собой", у Киплинга сверх чел. - больше человек, чем полубог





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2907 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...